Доклад Олега Баулина на IV Международной конференции «Зерновая Сибирь»
22 November 2011, 15:00
  1 комментарий  

Баулин Олег
Директор новосибирского филиала ЗАО "Русагротранс"

В ходе IV Международной конференции «Зерновая Сибирь», организованной информационно-аналитическим порталом IDK.ru, выступил Олег Баулин, директор Новосибирского филиала ЗАО «Русагротранс». Портал IDK.ru публикует доклад О.Баулина, посвященный логистике зернового рынка.

 

Все перевозки зерна (внутренние и экспортные)

В июле-октябре 2011 года вывоз зерна по железной дороге во внутреннем и экспортном сообщении составил 6,6 млн. тонн, что существенно превышает объем перевозок в 2010 году, когда он составил 4,2 млн. тонн и в 2009 году – 5,8 млн. тонн. По итогам июля-декабря 2011 года по железной дороге будет перевезено 11 млн. тонн против 7,7 млн. тонн в 2010 году и 8,7 млн. тонн в 2009 году.

 

 

Экспортные перевозки зерна

Объем экспорта зерна из Российской Федерации в июле-октябре 2011 года составил 12,33 млн. тонн, что является абсолютным рекордом за всю историю. Даже несмотря на незначительное снижение экспорта в октябре 2011 года, явившееся результатом неисполнения части экспортных перевозок со стороны автотранспорта, экспортные перевозки железнодорожным транспортом в октябре 2011 г. возросли до 1254 тыс. тонн против 1 219 тыс. тонн в сентябре 2011 г.

 

Экспортные перевозки зерна в июле-октябре 2011 года достигли рекордного уровня – 4,3 миллионов тонн против 2,5 млн. тонн 2009 году. В 2010 году экспортные перевозки в августе-октябре были на минимальном уровне в виду запрета на экспорт основных зерновых. По итогам июля-декабря 2011 года экспортные перевозки составят 6,7 млн. тонн против 3,8 млн. тонн в 2009 году и 5,3 млн. тонн в рекордном по экспорту 2008 году.

 

 

Внутренние перевозки зерна

Темпы предъявления зерна к внутренней перевозке по железной дороге в июле-октябре 2011 года значительно отставали от уровня аналогичных периодов предыдущих лет. Однако с начала ноября 2011 г. Начался резкий рост заявок на внутренние железнодорожные перевозки зерна.

 

В результате по итогам июля-декабря 2011 года может быть ввезено 4,3 млн. т, что находится на традиционном уровне для данного периода. При этом объем внутренних перевозок в июле-декабре 2010 года не является характерным в виду форс-мажорной ситуации с рекордно низким урожаем в центральных и приволжских регионах и введением запрета на экспорт с переориентацией регионов Северного Кавказа на внутренние перевозки.

 

 

Динамика железнодорожных перевозок зерна из Западной Сибири в июле-октябре 2008/09, 2009/10 и 2011/12 г.г

В июле-октябре 2011г. Предъявление зерна к перевозке со стороны Западно-Сибирской ЖД возросло до рекордного уровня в 951 тыс. тонн в основном за счет октября 2011 г. После сбора урожая, превысив показатели 2008 года в 2,3 раза, в 2009 г. – в 4,9 раза. Несмотря на то, что отгрузка в 2010 году была на крайне высоком уровне за счет перемещения зерна в пострадавшие регионы центра и Поволжья, а также в столичные регионы по исключительному тарифу 0,3 начиная с 20 сентября 2010 года, перевозки зерна были меньшими, чем в текущем году – 847 тыс. тонн.

 

При этом с июля 2011 г. Действует коэффициент 0,5, а валовой сбор в Сибирском ФО незначительно превысил прошлогодний уровень – 14,7 млн. тонн (против 13,35 млн. тонн в 2010 г.) и существенно ниже уровня 2009 г. – 18,35 млн. тонн (2008 г. -13,9 млн. тонн).

 

 

Низкая консолидация грузопотоков

В настоящее время имеет место резкое снижение степени консолидации грузопотоков на рынке перевозок зерна. В большинстве регионов России основные объемы отгрузки зерна производятся множеством отгрузочных точек (в том числе элеваторы, отгрузочные площадки, склады) – по несколько на одну станцию.

 

Складывающаяся ситуация приводит к:

  • Нерациональному использованию маневровых средств ОАО «РЖД».
  • Увеличению оборота вагонов.
  • Отсутствию возможностей по организации маршрутных отправок.
  • Увеличению нагрузки на госорганы, занимающиеся оформлением документов при отгрузках железнодорожным транспортом.

Динамика простоя вагонов ЗАО «Русагротранс» в сентябре-октябре 2011г.

Анализ динамики простоя вагонов ЗАО «Русагротранс» в сентябре/октябре 2011г. Показывает, что имеет место тенденция к увеличению числа вагонов, непроизводительно простаивающих на станциях погрузки. Так, если в сентябре общий простой вагонов РАТ составлял 198 488 вагоносуток, что соответствует 613,5 тыс. тонн невывезенного груза из-за потерь погрузочного ресурса, то в октябре этот же показатель составляет уже 240 610 вагоносуток (+ 21%) или 743,7 тыс. тонн невывезенного груза.

 

 

Причины простоя вагонного парка

На текущий момент в ЗАО «Русагротранс» ежемесячно поступает 50 000 заявок (28 000 в период рекордных перевозок в 2009 г.) В октябре осуществлено 31 000 вагоноотправок, что для компании является историческим рекордом перевозок. В день производится погрузка 1100 вагонов. При этом по вине грузоотправителей сорваны 8,5 тысяч рейсов. При нормативе загрузки 24 часа среднее время простоя вагона составляет 154 часа. В целом, за август-октябрь 2011 года средний простой по станциям погрузки составил порядка 11 суток, по Западно-Сибирской дороге – 13 суток. В октябре 2011 года количество заявок на вагоноотправки под зерновые грузы, поданных в компанию ЗАЛ «Русагротранс» составило 34 781, в том числе обеспечено вагонами 31 219 заявок (90%), однако в виду затягивания по вине клиентов сроков погрузки/выгрузки реальная отгрузка составила 29 038 вагонов, т.е. 2 181 вагон не был выгружен в результате простоя или около 146 тыс. т. По сибирским регионам обеспечение вагонами составило 92% и 591 вагон в простое.

 

350 000 вагоносуток простоев в месяц на фоне ажиотажного спроса является основной причиной острого дефицита вагонного парка.

 

Простой вагонов увеличивается также по причине ограниченности мощностей глубоководных портов. Реальная мощность Новороссийска и Туапсе по выгрузке зерна составляет около 14 500 вагонов, тогда как в августе-октябре 2011 года заявки на порты превышали этот показатель на 10-30% и только во второй половине октября – начале ноября 2011 года заявки начали подаваться соответственно с возможностями портов.

 

Простой вагонов: Проблемы оформления документов на ж/д отгрузку

Одной из основных причин, приводящих к непроизводительному простою вагонов, является удаленность и неежедневный график работы организаций Россельхознадзора, оказывающих услуги по оформлению документов при отгрузках зерна по железной дороге.

Пример:

  • На ст. Канск-Енисейский Красноярской ж/д сверхнормативных суток простаивали 12 вагонов из-за позднего прибытия на погрузку представителя Россельхознадзора.

Простои возникают также из-за обнаружения болезней и зараженности в зерне, уже погруженном в вагоны.

Для решения данной проблемы Первый вице-премьер РФ Вмктор Зубков поручил Федеральной таможенной службе /ФТС/ и Россельхознадзору организовать работу в выходные и праздничные дни, чтобы ускорить перевозку зерна. Такое поручение он дал 14 ноября в ходе селекторного совещания по вопросу организации перевозок сельхозпродукции.

В свою очередь представитель таможенной службы заявила, что у ФТС есть возможность организовать и 12-часовой, и 24-часовой рабочий день. Необходимы  только заявки от сельхозпроизводителей.

 

Соблюдение нормативных сроков погрузки-выгрузки

Русагротранс не будет допускать работы вагонов в качестве квазиэлеваторов.

Во исполнение поручений Ппредседателя Правительства РФ В.В Путин о недопустимости использования вагонов в качетсве временных квазиэлеваторов, которые заполняются зерном и задерживаются грузоотправителями в ожидании отгрузки за рубеж, и Вице-премьера Правительства РФ С.И. Иванова о введении штрафа за неразгрузку вагонов из-за значительного падения их оборачиваемости ЗАО «Русагротранс» усилит контроль за соблюдением нормативных сроков при операциях по погрузке-выгрузке вагонов-зерновозов для недопущения простоя подвижного состава. В отношении грузоотправителей, не соблюдающих указанные сроки, будут вводиться штрафные санкции за необоснованный простой вагонов.

 

Актуальная ситуация со стоимостью перевозки

Цены на вывоз зерна из Сибири опустились.

Сибирский федеральный округ традиционно занимает четвертое место среди округов по производству зерна в России и находится в тройке лидеров по величине вывоза зерна. Ожидается, что объем вывоза зерна в сезоне 2011/12 по железной дороге останется на крайне высоком уровне и составит около 3,2 млн. тонн зерна против 3,11 млн. тонн в сезоне 2010/11.

 

В связи с удаленностью регионов Сибирского федерального округа от основных регионов потребления и экспортных терминалов и необходимостью скорейшего вывоза зерна из Сибирского Федерального округа ЗАО «Русагротранс» при перевозках грузов прямым отправительским маршрутом отправлением с Западно-Сибирской жеоезной дороги установил для клиентов скидку в размере до 20% со своего тарифа.

 

Ожидаемые результаты

В соответствии с поручениями Министра сельского хозяйства России Скрынник Е.Б. предполагается усилить работу по маршрутизации железнодорожных перевозок зерна с целью отправки укрупненных партий и обеспечения вагонным парком большего количества участников рынка, а также внедрить систему долгосрочного планирования объемов перевозок в разрезе регионов, в том числе с участием железнодорожного транспорта.

 

Снижение сверхнормативных сроков простоя вагонов посредством указанных мер, увеличение доли прямых отправительских маршрутов в экспортных отправках по железной дороге, а также ускорение сроков оформления документов при отгрузках зерна по железной дороге позволит дополнительно вывезти до 230-270 тыс. тонн зерновых грузов ежемесячно.


Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное
1 комментарий
  1. Сначала они подняли на 16 % тарифы на перевозку, потом скинули 20%, благодетели 20-16=4%.Ни один элеватор в Западной сибири не в состоянии грузить ПОМ (прямым отправительским маршрутом) по целому ряду причин. Первое – мощности элеваторов, второе – работа дороги в части подачи-уборки, третье – конские штрафные санкции как РАТ, так и РЖД на простой вагонов на путях общего пользования в ожидании погрузки. Четвертое – на чьх, блин, путях будет формироваться ПОМ? На путях элеватора?. На путях общего пользования? Пятое – какому элеватору, в чей адрес ПОМ поедет, он нужен? Он его сколько будет выгружать? Неделю! Опять штрафы со стороны Русагротранса и РЖД. Замкнутый круг.

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
ЕС снизил прогноз урожая пшеницы на 2024/25 год до нового четырехлетнего минимума
Европейская комиссия в четверг снизила свой прогноз по основному урожаю пшеницы в Европейском Союзе в 2024/25 году до нового четырехкратного минимума
Цены на пшеницу демонстрируют самый продолжительный рост в этом году
Цены на пшеницу растут шестой день подряд.