Дмитрий Булатов: «…Экспорт продовольствия увеличился на три миллиарда долларов»
03 August 2015, 14:00

Булатов Дмитрий Сергеевич
Президент Национального Союза экспортеров продовольствия

За последние 10 лет Россия увеличила экспорт продовольственной продукции в 8 раз. Оказывается, в России и зерно дешевле, и вода лечебная, и даже свекольный жом неплох.

Какие тенденции сформировались в сфере экспорта продовольствия, и какие преимущества у российской продукции, рассказал, президент Национального Союза экспортеров продовольствия Дмитрий Булатов.

— Дмитрий Сергеевич, расскажите о структуре Союза? И как давно он существует?

— Наш Союз экспортёров продовольствия был создан в 2000 году, сейчас в его состав входят как непосредственно экспортеры продовольствия, так и компании, содействующие экспорту, в их числе:

  • фирмы, которые занимаются исследованием потенциальных рынков сбыта нашего продовольствия, возможностями продвижения нашей компании на рынки;
  • компании, которые находят партнеров на наших рынках;
  • юристы международники, которые оказывают юридические услуги при продвижении нашей продукции, ведь не секрет, что наш товар не всегда ждут с распростертыми объятьями, возникают какие-то препятствия, в некоторых случаях препятствия необоснованные, их необходимо преодолевать.

Поддержка оказывается по целому спектру направлений, поэтому участники нашего Союза, это представители различных сфер.

— К слову о поддержке, каким образом организация лоббирует интересы тех, кто в ней состоит?

— Мы работаем по многим направлениям: проводим различные мероприятия: конференции, семинары, организовываем бизнес-миссии, публикуем информацию о наших производителях. Эта информация доводится не только до наших российских читателей, но и до наших посольств за рубежом, а через них до потенциальных зарубежных партнеров. Таким образом, мы содействуем продвижению нашей продукции, или, по крайней мере, способствуем распространению информации о наших экспортерах. Это же касается привлечения зарубежных инвесторов.

Дело в том, что Россия уже не первый год является участницей ФАО, продовольственной организации ООН, но мало кто знает, что экспортно ориентированные проекты получают поддержку и привлекают зарубежных инвесторов тогда, когда они прошли экспертизу ФАО. Эту экспертизу можно пройти совершенно бесплатно, поскольку Россия является участником ФАО, и мы сейчас готовы содействовать нашим партнерам в прохождении такой экспертизы, в получении положительного результата, но, к сожалению, мало кто знает об этом.

— Мы говорим о продовольственной сфере, давайте определим структуру самой отрасли, какие товары она подразумевает? Назовите основные виды продукции.

— Прежде всего подсолнечное масло, на него приходится 9% всей продукции пищепрома, шоколадные изделия – от 4%, алкогольные, безалкогольные напитки: прежде всего: водка, пиво, минеральные воды, сигареты. Кстати, довольно весомой статьей экспорта являются отходы переработки: отруби, жмыхи, свекольный жом, на них приходится порядка 1 миллиарда долларов. Экспортируется в приличных объемах и мука, печенье, макароны, колбасы, мясные и рыбные консервы, молочные продукты, в том числе сыры, йогурты, сухое молоко.

За последний год мы экспортировали продовольствия на восемь с половиной миллиардов долларов. Вообще, когда мы только организовали Союз, экспорт продовольствия был не очень развит. За 10 лет он увеличился в 8 раз, не каждая отрасль может таким похвастать.

— Да, цифра действительно приятно удивляет. А как обстоит дело с экспортом продовольствия сегодня? Сейчас довольно неоднозначная ситуация в политическом и экономическом отношении…

— По экспорту продовольствия это никак не ударило, поскольку снижение курса рубля, наоборот, привело к конкурентоспособности нашей продукции. И за последний год экспорт продовольствия увеличился на три миллиарда долларов. По-моему этот факт должен радовать.

Но давайте разложим все по полочкам. Такой результат исключительно за счет экспорта зерна. Зерно стало более конкурентоспособным, поставки увеличились на три миллиона долларов. Но зерно – это биржевой товар, а что касается готового продовольствия, его поставки практически не увеличились. И тут происходит парадокс: казалось бы, в связи с низким курсом рубля, наше продовольствие становится более конкурентоспособным, но оно практически неизвестно на рынках многих стран, его нужно активно продвигать. А продвижение очень подорожало. Сравните сами, чего стоило послать бизнес-миссию в Европу год назад, и чего это стоит теперь.

— Да, и не сравнить уже…

— Поэтому сейчас нам как никогда требуется поддержка государства, на эту поддержку мы и рассчитываем.

— А вообще, с какими проблемами приходится сталкиваться в вашей работе чаще всего?

— В нашей работе с экспортёрами мы никаких проблем не испытываем. Возникают проблемы иного характера. Например, в некоторых странах проходят выставки «Экспортеры продовольствия». Для этого не нужно вывозить свой продукт в другую страну, на какую-то крупную международную выставку, такую выставку можно организовать у себя, и примеры есть. Например, португальская выставка «SISAB PORTUGAL» где представлены все крупнейшие португальские экспортеры продовольствия, а импортеры этой продукции съезжаются на выставку из разных стран, от Канады до Китая. И русская делегация – одна из самых многочисленных на этой выставке. Мы пытались организовать подобную выставку у нас, интересно, что зарубежные потенциальные посетители отнеслись с пониманием к такой идее. Но практика показала, что организовать такую выставку без государственной поддержки, к сожалению, не получается. Поэтому идея пока и остается только идеей.

— Есть еще подобные идеи, которые ждут реализации?

— Хотелось бы пока умолчать об этом, поскольку все это зависит от финансирования, но свою деятельность по поддержке экспортеров мы, конечно, будем и дальше развивать.

— То есть, Союз существует главным образом за счет членских взносов?

— Да, все так

— И как часто добавляются участники?

— Трудно сказать … То у нас какие-то волны бывают, то периоды тишины. Вот сейчас, например, поскольку у нас на подходе некоторые интересные законы: закон о поддержке экспорта, национальная экспортная стратегия, и создан российский экспортный центр, возрос интерес к нашему Союзу. С другой стороны, ожидаем, что российский экспортный центр будет взаимодействовать не только с экспортерами, но и с их объединениями, которые имеют непосредственный опыт общения с компаниями, этот опыт может быть востребован.

— Сколько участников в Союзе сегодня?

— У нас небольшой Союз, всего два десятка участников.

— Хотелось бы немного вернуться к разговору о мероприятиях, которые проводите. Насколько активно собираются участники?

— Довольно активно, например, мы проводили международную конференцию по вопросам участия России в ВТО, по использованию преимуществ нашего членства в ВТО, Конгресс-центр торгово-промышленной палаты России был полон под завязку, то есть, это более 200 человек. Потому что этот вопрос очень интересен и другим экспортерам.

— Насколько часто проводите мероприятия?

— Особой периодичности нет. Примерно одна большая конференция, одна бизнес-миссия в год. К сожалению, мероприятия расходные, и мы не можем позволить себе проводить их более часто.

— При представлении российского продовольственного товара за рубежом, что чаще всего является нашим конкурентным преимуществом?

— В отдельных случаях – это качество, в других – цена, в третьих – эксклюзивность.

— Эксклюзивность?

— Обнаруживаются очень интересные моменты, оказывается, в некоторых странах не знают, что такое лечебная минеральная вода. Мы пытались просчитывать потенциальные рынки сбыта нашей продукции, оказалось, рынки разных стран заполнены минеральной водой и собственного производства, и импортной, но что такое лечебная минеральная вода, они просто не знают. И здесь можно проводить большую разъяснительную работу. Товары такого рода очень перспективны к экспорту.

— Можете сказать что-то по поводу импортозамещения в продовольственной сфере? Какие новые продукты появились?

— Трудно ответить, поскольку мы не занимаемся таким исследованием. Можно только сравнить экспорт и импорт продукции. Мы с большим удовольствием отметили, что у нас не только экспорт увеличился на 3 миллиарда долларов, но и импорт сократился на 3 миллиарда долларов, то есть отрицательное сальдо уменьшилось за прошлый год на 6 миллиардов долларов. Тенденция, которая должна радовать, но на самом деле не все так просто, ведь нужно не только ограничить импорт, то есть оптимизировать его, нужно так же развивать и экспорт. И если мы будем, с одной стороны, развивать собственное производство, уменьшая потребность в импорте, а с другой стороны будем развивать производство в расчете на экспорт, тогда это отрицательное сальдо будет уменьшаться. Учитывая наши природные, экономические и прочие ресурсы, мы действительно сможем обеспечивать не только себя, но и многие страны мира, и роль нашего продовольствия возрастет значительно.

— Но пока импорт сокращается, сможем ли мы обеспечить себя да еще оставить запас на экспорт?

— Импорт сокращается в результате низкого курса рубля, который, с одной стороны способствует экспорту, потому что товары становятся дешевле в долларах или в евро, а с другой стороны импортные товары становятся дороже, поэтому сокращается спрос на них.

— Но достойные ли будут заменители? Если честно, скучаю периодически по европейским сырам, заменителей пока для себя не нашла.

— Я тоже неравнодушен к некоторым сырам, как и вы, мне очень жаль, что мы не можем видеть. Но рассмотрим другой аспект этой ситуации: какое-то время после ограничения, эти сыры еще находились на прилавках, вопрос в том, сколько они стоили. Их цена резко возросла, поэтому они не стали пользоваться спросом ввиду недостаточной покупательской способности населения, и продавцы их стали убирать, замещать белорусскими, аргентинскими и т. д.

— У нас есть один традиционный вопрос, который мы задаем экспортерам, но интересно услышать ответ от Вас. Какой вы видите свою организацию через 5 лет?

— Вы знаете, прогнозы могут быть различные. В связи с созданием государственной системы поддержки экспорта появились различные точки зрения. По одной из них союзы экспортеров будут не нужны. Очень не хотелось бы, чтобы события пошли по этому ряду. Второй, и более оптимистичный вариант: союзы станут мостом, причем очень эффективным, между государством и экспортерами, и будут оказывать поддержку государству, доводя до него проблемы и интересы экспортеров. С другой стороны будут добиваться для экспортеров поддержки государства, в тех формах, которые экспортерам наиболее нужны.

Отраслевые объединения лучше знают проблему отрасли. Понятно, что чиновники, предпринимая инициативы, стараются сделать как лучше, но не всегда это дает реальные результаты. Вот как раз союзы и ассоциации доносят до них реальные проблемы и сообщают потребности. Тем самым делают их работу более эффективной и более нацеленной на конкретные товары.

— Что же, Дмитрий Сергеевич, спасибо за интервью, будем надеяться, что из двух ваших прогнозов сработает оптимистичный.

— Спасибо, мы тоже на это надеемся.

Источник: rusexporter.ru

Теги     РФ      экспорт      продовольствие   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Немецкие фермеры сеют больше озимой пшеницы и рапса для урожая 2025 года
Посевные площади озимой пшеницы в Германии под урожай 2025 года были увеличены на 12,3% по сравнению с прошлым годом и составили около 2,8 млн га, сообщило в пятницу национальное статистическое агентство Германии.
США выиграли спор с Мексикой по поводу генно-инженерной кукурузы
США одержали победу в споре с Мексикой по поводу генетически модифицированной кукурузы, что поставило под угрозу поставки зерна крупнейшему американскому потребителю.