Расценки ОАО РЖД не под силу участникам рынка
02 June 2015, 09:10

Расценки ОАО РЖД не под силу участникам рынка.

На железнодорожном рынке развернулась борьба за признание ОАО РЖД монополией в сегменте текущего отцепочного ремонта (ТОР) вагонов. На эту услугу, резко подорожавшую с марта, железнодорожные операторы, по оценкам аналитиков, тратят 20-60 млрд руб. в год. Операторы предложили отдельно регулировать расценки на ремонт или включить ТОР в тариф ОАО РЖД. Но против включения в тариф этих затрат выступают не только Федеральная служба по тарифам (ФСТ) и ОАО РЖД, но и грузоотправители: крупные металлурги, ожидающие роста своих транспортных расходов, уже пожаловались на это в Федеральную антимонопольную службу (ФАС).

Как стало известно «Ъ», объединяющее крупных металлургов НП «Русская сталь» пожаловалось в ФАС на предложения ОАО РЖД и операторов включить расходы на текущий отцепочный ремонт вагонов в грузовой тариф монополии. По словам источников «Ъ», письмо направлено в начале этой недели, это подтвердили «Ъ» и в НП. По словам исполнительного директора «Русской стали» Алексея Сентюрина, включение ТОР в тариф фактически переложит на грузоотправителей ответственность за содержание чужого имущества. В ФАС на запрос «Ъ» не ответили.

Вопрос о необходимости контроля за расценками на ТОР обсуждается с 2010 года, и, по сути, речь идет о признании ОАО РЖД монополией и в этом сегменте. ТОР выглядит так: ОАО РЖД отставляет от работы вагон, который сочтет неисправным, и направляет его на ремонт. Госкомпания сама устанавливает цены на ТОР в подконтрольных ей ремонтных предприятиях, где, по оценке опрошенных «Ъ» участников рынка, ремонтируется около 90% всех вагонов, и именно ОАО РЖД решает, в какое депо везти вагон. Но в монополии уверяют, что везут вагон в депо, с которым у оператора заключен договор на ТОР. Глава агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров замечает, что объемы растут из года в год: если в 2008 году на ТОР было отправлено 645,7 тыс. вагонов, то в 2014 году — уже 1,2 млн, а это уже весь объем парка грузовых вагонов в РФ. Стоимость ремонта вагона составляет 20-60 тыс. руб., то есть в 2014 году ОАО РЖД могло заработать на ТОР 20-60 млрд руб., посчитал аналитик. В 2015 году доходы ОАО РЖД от этой услуги должны вырасти: как сообщили «Ъ» в Первой грузовой компании (входит в UCLH Владимира Лисина), с марта монополия подняла расценки на ТОР на 8,2-100% в зависимости от услуги, а, например, «устранение остроконечного наката гребня» подорожало на 3138%.

По данным «Ъ«, вопрос включения ТОР в тариф ОАО РЖД обсуждался 29 апреля у начальника управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры (филиал ОАО РЖД) Алексея Сакеева. Из протокола совещания следует, что у операторов нет единой позиции. НП «Совет операторов железнодорожного транспорта» (объединяет крупных игроков) выступает за включение в тариф лишь самых необходимых работ (например, подачу-уборку вагона), а контроль за ценами по замене деталей и устранению повреждений предлагает передать ФСТ. Ассоциация перевозчиков и операторов подвижного состава и НП операторов железнодорожного подвижного состава (объединяют мелких и средних операторов), напротив, хотят зафиксировать в тарифе все услуги в рамках ТОР.

Кроме того, рынок беспокоит отсутствие контроля за ТОР. Так, источник «Ъ» среди операторов утверждает, что ОАО РЖД отцепляет вагоны даже в хорошем техническом состоянии. «Проверить то, что вагон действительно нуждается в ремонте, практически невозможно»,— говорит он. По данным «Трансойла» Геннадия Тимченко (в парке около 40 тыс. цистерн, их средний возраст 14 лет), в 2014 году в ТОР направили 27 тыс. вагонов оператора, что обошлось более чем в 1 млрд руб. Другой собеседник «Ъ» уверяет, что у ОАО РЖД есть даже план на год по числу отцепок. Опрошенные «Ъ» операторы признаются, что сейчас вопрос о госрегулировании ТОР вновь актуален не только из-за роста цен, но и в связи с падением доходности вагонов. За два года ТОР подорожал на 60%, а доходность полувагона сократилась с 1,5-1,3 тыс. руб. в сутки в 2012 году до 450 руб. в 2015 году, отмечает один из собеседников «Ъ».

Вчера в ОАО РЖД не стали комментировать тему, отметив, что не считают себя монополистом в этом сегменте, поскольку на рынке есть и частные ремонтные компании. Так же ответили и в ФСТ. Источник, знакомый с позицией службы, пояснил, что ФСТ не устраивает, что при включении ТОР в тариф стоимость этой услуги размоется между всеми операторами, а собственникам нового парка придется платить за ремонт старых вагонов. В Минтрансе на запрос «Ъ» не ответили.

Теги     рынок     ОАО «РЖД»     расценки  
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Лукашенко призвал наращивать экспорт белорусской сельхозпродукции (Видео)
Александр Лукашенко посетил комплекс в Витебской области. Проект успешно объединил несколько убыточных сельхозпредприятий.
Производство кормов в Великобритании снизилось до самого низкого уровня за последние пять лет
Производство кормов для животных в Великобритании упало до самого низкого уровня за последние пять лет в 2021-22 маркетинговом году, согласно августовскому отчету. 4 отчет Совета по развитию сельского хозяйства и садоводства (AHDB).