По какой коррупционной схеме работал Минсельхоз Украины во времена Швайки?
04 February 2015, 09:37

Сотни погибших во время революции достоинства и тысячи убитых в войне на востоке не помешали высокопоставленным чиновникам грабить страну на миллиарды гривен.

 

Об этом говористя в материале о коррупционных схемах в Министерстве агропромышленного развития и торговли Украины, которое опубликовало издание «Новое время».

 

Ни кровь Небесной сотни на киевском Майдане, ни жертвы войны на востоке Украины не уберегли высшие государственные чины от соблазна коррупции и разграбления казны в особо наглых размерах.

 

«Те, кто пришел на смену преступному режиму Виктора Януковича, цинично продолжили дело своих предшественников», — говорится в материале.

 

Алексей Мирошниченко, зампредседателя правления Федерации работодателей Украины, говорит, что в 2014 году в карманах чиновников осело около 100 млрд грн в виде взяток и откатов. В 2013‑м эта сумма была на уровне 180 млрд грн, что выглядит как небывалый прогресс.

 

Однако скамья подсудимых пуста, несмотря на заверения в нулевой терпимости к коррупции бывших лидеров революции, которые весной прошлого года въехали в высокие кабинеты власти.

 

Нет на ней ни тех, кто крал в период заката преступного режима, ни тех, кто принял от них зловещую эстафету.

 

Старые криминальные схемы теперь работают не только на личное обогащение, но и на кассы близких к власти партий и политических объединений.

 

«Коррупционный фараон убежал из страны, однако его грабительская пирамида не рассыпалась и продолжает работать»,— констатирует Егор Соболев, глава парламентского Антикоррупционного комитета,— «Более того, часть людей, пришедших к власти в результате Евромайдана, пытается стать новыми коррупционными фараонами».

 

В начале октября 2014 года издание «Новое время» поинтересовалось у министра аграрной политики Игоря Швайки, как он противостоит тотальной коррупции в его ведомстве.

 

В ответ чиновник рассказал, что на внешней стороне здания министерства он повесил ящик, куда граждане могут нести свои жалобы и обращения. Швайка то ли пожаловался, то ли похвастался, что ящик почти всегда пуст.

 

«Очень мало людей приходят и кладут свои послания»,— сказал он, а затем добавил: — «Те, кто жалуются, что дают взятку, должны начать с себя».

 

Однако команда советников нового министра агрополитики Александра Павленко все же решила начать со Швайки.

 

Кейс обнаруженных злоупотреблений не вмещается ни в один настенный ящик. Здесь и поборы с бизнеса через всевозможные инспекции, продажа должностей, выкачивание средств через госкомпании и вывод госсредств через фирмы с явным признаком фиктивности.

 

Министр экономического развития Айварас Абромавичус рассказывает, что только на получении карантинного сертификата по перевозке зерна внутри страны (ни в одной стране мира такого сертификата нет) в прошлом году чиновники Министерства агрополитики выкачали из бизнеса в свой карман 1 млрд грн.

 

Таким же криминальным способом подчиненные Швайки зарабатывали за выдачу фитосанитарного сертификата.

 

«Когда корабли не хотели простаивать, они платили за ускорение процедуры куда‑то на сторону»,— рассказывает глава Минэкономики.— «По нашим подсчетам, это тоже 1 млрд грн».

 

Ровно на такой же скорости — 1 млрд грн в год — воровались деньги в Госсельхозинспекции. Сектор ответственности этого рыночного рудимента широк — от регистрации транспортных средств до сертификации семян и контроля безопасности пищевых продуктов.

 

В сентябре прошлого года Кабмин объявил о ликвидации Госсельхозинспекции. Вопреки всему, она никуда не делась.

 

«Это очень серьезная коррупционная составляющая, которую можно было в кратчайшие сроки сломать. Министр аграрной политики [Игорь Швайка] уперся и не подписал [постановление о ликвидации Госсельхозинспекции]»,— поясняет внештатный советник нынешнего Минагрополитики, попросивший не называть его имени из соображений безопасности.

 

С ним журналиста познакомил Егор Соболев как с экспертом, у которого есть полный перечень раскрытых и задокументированных коррупционных схем Минагрополитики.

 

Советник министра рассказывает, что собранные деньги в Госсельхозинспекции шли на самый верх: «В зависимости от региона руководство сельхозинспекции собирало по $50 тыс. с каждого регионального начальника инспекции. Это в 2014 году».

 

Собиратели мзды и себя в нужде не оставляли. Отследить их заработки сложно, но, вероятно, эти суммы не ниже, чем стоимость кресла, за которое многие из них заплатили в твердой валюте.

 

«Мне рассказывал совладелец крупного агрохолдинга, что должность главы лесного хозяйства в прошлом году стоила $100 тыс. Так ли это?» — спрашивает журналист НВ.

 

«Это очень мало»,— отвечает советник министра агрополитики.— «Я думаю, столько стоила разве что должность областного лесника в Кировоградской или Черкасской области. В более «хлебных» областях — от полумиллиона долларов. В министерстве был прайс-лист, который предлагался кандидатам при назначении на самые «хлебные» должности. Этот прайс-лист предполагал цифры от $3 млн в год за назначение на руководящие посты в такие, например, госпредприятия, как Артемсоль, ГПЗКУ [Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины] и прочие. Остальные почти 400 предприятий — как в магазине «все по $10 тыс.». Я видел этот список».

 

Заработать на госпредприятии, даже генерирующем убытки, можно простой ловкостью рук и с минимальным мошенничеством.

 

Из докладной записки нового министра агрополитики Алексея Павленко: «Имущество отчуждалось всеми возможными и невозможными способами: в качестве возвращения кредиторки, через суд, через создание предприятия смешанной формы собственности (с дальнейшим получением контрольного пакета акций)».

 

Например, осенью 2014‑го крупнейшая госкомпания Спецагро, подчиненная Минагрополитики, отказалась от помещения в центре Киева по улице Гринченко, которое у нее арендовал Финбанк и остается там поныне.

 

«Причем письмо об отказе от этого помещения подписал лично Швайка»,— рассказывает советник министерства агрополитики.— «Хотя сдача этого помещения приносила госпредприятию, которое обслуживает данное помещение, 150 тыс. грн в месяц».

 

Еще один из способов умыкнуть деньги из казны практиковали в ГПЗКУ — называется он «плохие долги».

 

Схема необычайно проста. Госпредприятие платило офшорной фирме, а в некоторых случаях подставной фирме в Украине за услугу или же товар, и на этом история заканчивалась.

 

Ни денег, ни продукции. Теперь таких плохих долгов скопилось примерно на $100 млн.

 

В Генпрокуратуру и финмониторинг переданы все материалы по аферам в ГЗПКУ на сотни миллионов гривен.

 

Другое крупное госпредприятие — Укрспирт (объединяет 75 спиртзаводов) — весь год за бюджетные средства закупало зерно, кукурузу и оплачивало услуги логистики — все по завышенной цене на 25–30 %.

 

Из докладной записки Павленко: «Отгрузка спирта по заниженной стоимости нанесла государству убытков на сумму 9,6 млн грн <…> необоснованное завышение цен на покупку сырья привело к неоправданным потерям и недополученным доходам на 3,6 млн грн».

 

В интервью ЛИГАБизнесИнформ первый замглавы Государственной фискальной службы Владимир Хоменко подвел итог этой пьянящей истории — руководство Укрспирта украло у государства около 200 млн грн.

 

После аудита в Укрспирте,19 декабря 2014 года, директор госкомпании Михаил Лабутин слег на больничный, что защитило его от немедленного увольнения.

 

Ирония судьбы в том, что точно так же поступил и его предшественник в этом кресле — Александр Харт.

 

Он после разоблачения также слег в больницу, а в конце мая 2014‑го чудесным образом исчез.

 

В конце июня он был объявлен МВД в розыск. Сейчас, по данным СМИ, благодаря «расторопности» милиции, греется в Крыму.

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Пошлина на экспорт подсолнечного масла из РФ в мае снова будет нулевой
Пошлина на экспорт подсолнечного масла из РФ в мае, как и 11 предыдущих месяцев, будет нулевой.
С 3 июня начнет действовать запрет на ввоз сельхозпродукции и кормов из РФ в Литву
Литовский парламент одобрил законопроект, запрещающий сроком на год ввоз сельскохозяйственной продукции и кормов белорусского и российского производства