Госдума определила порядок изъятия сельхозземель
24 December 2010, 12:17
  2 комментария  

Госдума приняла во втором и третьем, окончательном чтении законопроект о совершенствовании процедур оборота земель сельхозназначения, а также порядка оформления прав на них. Изменения вносятся в ряд законодательных актов РФ, сообщает «Интерфакс».
Документом корректируются нормы о принудительном изъятии и прекращении прав на земельные участки из земель сельхозназначения. В соответствии с документом возможно в судебном порядке принудительное изъятие участков при их нерациональном использовании, которое повлекло существенное снижение плодородия земель или значительное ухудшение экологической обстановки. Критерии снижений плодородия и ухудшения экологической обстановки установит Правительство РФ.
В настоящее время принудительное изъятие происходит в случае ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение 3 лет. Случаи такого ненадлежащего использования определяются в соответствии с Земельным кодексом РФ.
Законом сохраняется срок в 3 года нецелевого использования земель, при котором происходит изъятие. Однако уточняется, что участок может быть изъят, если он не используется для ведения сельхозпроизводства и иной, связанной с сельхозпроизводством, деятельности. Признаки такого неиспользования устанавливаются Правительством РФ. При этом срок в 3 года не включает в себя срок освоения сельхозземель, который не может составлять более чем 2 года.
Документом предусматривается продажа с публичных торгов изъятых участков в течение 6 месяцев после вступления в силу решения суда. Если торги признаны несостоявшимися, такой участок может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене этих торгов в течение 2 месяцев со дня признания торгов несостоявшимися. Средства от продажи выплачиваются бывшему собственнику.
Поправки также касаются предоставления в собственность и аренду государственных и муниципальных сельскохозяйственных земельных участков, выделенных в счет земельных долей. Предусматривается возможность предоставления таких земель сельхозорганизации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству без проведения торгов. В документе прописаны условия такого предоставления участков. Цена такого участка устанавливается в размере не более 15% его кадастровой стоимости, а арендная плата — в размере 0,3% его кадастровой стоимости.
Законом вводится возможность отказа от права собственности на земельную долю в праве общей собственности на земельный участок. Урегулированы также нормы о невостребованных земельных долях. Документом также уточняются действующие положения об образовании земельного участка из участка, находящегося в долевой собственности. Отдельной статьей вводится норма о проекте межевания земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельных долей.
Во втором чтении была исключена поправка в Налоговый кодекс РФ об увеличении ставки земельного налога в качестве санкции за неиспользование земель сельхозназначения. Она должна была составлять 1,2% кадастровой стоимости земельного участка. Теперь в качестве санкции устанавливается административная ответственность для граждан, должностных лиц и юридических лиц.
Закон вступит в силу с 1 июля 2011 года.


Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное
2 комментария
  1. Такой важный для рынка закон имеет как всегда больше вопросов чем ответов: 1) стоимость кв. м (а именно о них идет речь, а не о гектарах — 10000 кв.м.) регламентируется кадастровой стоимостью, устанавливаемой ранее областными властями (колебания в соседних регионах доходили до десятков раз, на одну и ту же категорию земель); 2) что значит формулировка не более 15% от кадастровой стоимости? 14%, 10%, 1% и 0,0001% это все менее 15%…. Диспозитивные нормы в любом законе всегда были лазейкой коррупции для чиновников; 3) В законе не прописаны критерии признания ухудшения плодородия земель и критерии признания с/х земель не обрабатываемыми, хотя с коррумпированностью российских чиновников важен сам факт возможности принудительного изъятия, а признать необработанными или с ухудшением плодородия, можно самые по уму обрабатываемые и самые плодородные земли — это вопрос административного ресурса, денег и связей в судебной системе; 4) Оповещение рынка о проходящих торгах это отдельная песня: в условиях отсутствия областных СМИ распространяемых по всем субъектам рынка, как федеральных так и регионального охвата, всегда есть возможность разместить в одной из официальных не читаемых газет. Таким образом, торги будут проходить среди «своих».
    Вывод: Закон закрепляет право отбора понравившихся «великим» Ваших земель сельхоз назначения.

    1. Уважаемый Дмитрий Владимирович!

      Какие дополнительные риски могут возникнуть у сельхозпроизводителей, арендующих земельные участки по договорам, заключенным на срок 11 месяцев без нотариальной регистрации в Роснедвижимости, в связи с последними изменениями в земельном законодательстве? И на сколько реально можно эти риски минимизировать, если провести процедуру межевания и заключить с собственниками земельных долей нотариально-заверенные договора аренды сроком до 49 лет? И вообще, исходя из того, на сколько сегодня коррумпирована административно-чиновничья система, стоит ли этим вообще заниматься и стоит ли сюда вкладывать?

      С уважением Андрей.

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
РФ повысит экспортную пошлину на пшеницу
Это произойдет с 27 ноября , отметили в Минсельхозе
Аграрии из новых регионов получат субсидии на сохранение рабочих мест в АПК
Кабмин выделит субсидии аграриям из новых регионов на сохранение рабочих мест