Омская группа компаний ЕВК (10 лет на рынке грузоперевозок) выступила с инициативой создания единого логистического центра перевозки зерна (ЕЛЦЗ), который позволит решить проблему дефицита вагонов, ускорить отгрузку, расширить географию продаж и снизить стоимость перевозок. «Сейчас ЗАО «Русагротранс» отправляет вагоны на имя отправителя груза через сортировочную станцию. Время на то, чтобы станция отсортировала вагоны по направлениям, занимает от двух до семи суток. По каждому направлению расположены несколько станций назначения. Но вагоны стоят не по порядку, поэтому на каждой станции начинаются маневры по перестановке вагонов. Если учесть, что на большинстве из них по два тепловоза, то на это уходят дополнительные сутки, а то и двое. Результат неслаженной работы — от трех до девяти дней потрачено впустую. Создание ЕЛЦЗ позволит существенно ускорить оборот вагонов», — рассказал директор ООО «Группа компаний «ЕВК» Евгений Колягин журналу «Эксперт-Сибирь».
Предполагается, что в ЕЛЦЗ будут поступать все заявки от покупателей и трейдеров, а также сведения от элеваторов. Специалисты центра будут подавать владельцу вагонов — ЗАО «Русагротранс» (в активе крупнейшего в России оператора в сфере железнодорожных перевозок зерновых грузов числятся 30 тыс. вагонов) — комплексную заявку на необходимое количество колесной тары. Согласно ежедневному мониторингу спроса-предложения и степени готовности зерна к отгрузке специалисты станут распределять вагоны по элеваторам. Затем с учетом станций назначения будут сформированы подвижные составы и их маршруты. Все вагоны будут поступать в адрес ЕЛЦЗ, минуя станции распределения, и в день прибытия отправляться напрямую заказчику. Если сейчас вагон проходит свой маршрут в среднем за 30–45 суток, то по новой технологии вагонооборот может пойти в два раза быстрее. В итоге каждый вагон будет совершать по два рейса в месяц. Зарабатывать ЕЛЦЗ будет за счет скидок, предоставляемых «Русагротрансом». «Мы придумали такой вариант: ЕЛЦЗ отправляет вагоны в адрес одного грузополучателя. И уже прямо от него после разгрузки распределяет вагоны по станциям, — объясняет Александр Колягин. — Получается обратная схема, при которой с основного пути мы имеем колоссальную скидку и удешевляем стоимость перевозки».
Еще одна проблема, которую позволит решить создание ЕЛЦЗ — двойные заявки. Их в «Русагротранс» могут подать и поставщик зерна, и посредник, и сам покупатель. «Элеватор может вместить порядка десяти вагонов, — говорит Александр Колягин. — Однако на станцию назначения одновременно могут прибыть сразу 20, а то и 40 штук. К отправителям груза РЖД применяет штрафные санкции за простой на подъездных путях, за задержку вагонов при погрузке, а потом и при выгрузке зерна. В итоге на конечную станцию вагоны приходят с опозданием. А ведь вагоны, которые простаивают, кто-то в это время очень ждет».
В этом году омские аграрии столкнулись с проблемой острой нехватки вагонов, в результате чего часть урожая осталась непроданной, а часть попросту испортилась. По мнению директора Новосибирского филиала ЗАО «Русагротранс» Олега Баулина, общая маршрутизация перевозок, которую и обеспечит ЕЛЦЗ, позволит обслуживать растущий грузопоток меньшим объемом подвижного состава. Следовательно, снизятся издержки. «Создание такой системы позволит расширить географию поставок зерна. Из региона можно быстро организовать большие составы не только в порты, но и к крупным мировым потребителям зерна по разным направлениям», — говорит начальник Агентства фирменного транспортного обслуживания Западно-Сибирской железной дороги по Омскому региону Александр Млиник.
Удешевление перевозок позволит омским аграриям составить конкуренцию зерновикам Казахстана, которые сейчас активизировали свои поставки в южные порты России. «Сейчас казахстанское зерно не уступает омскому по качеству, но стоимость его ниже. Мы уже «сдали» рынки Свердловской и Южно-Уральской дороги. Раньше омичи туда возили большие объемы, теперь зерно в этом направлении возит Казахстан, — говорит Александр Колягин. — Главная задача ЕЛЦЗ — увеличить вагонооборот и за первые четыре месяца после сбора урожая вывезти основную массу зерна». Сейчас специалисты Группы компаний «ЕВК» дорабатывают схему работы логистического центра. В случае удачной реализации проекта опыт омского ЕЛЦЗ будет применен в других регионах, испытывающих трудности со своевременной отгрузкой зерна.
Правда, эксперты опасаются, что сосредоточение заявок в одних руках может привести к ущемлению интересов других участников рынка. «Идея координации усилий сторон, заинтересованных в отладке механизма железнодорожных перевозок зерна, сама по себе верная. Вопрос лишь в том, как она будет реализована на практике», — отмечает президент Национального союза зернопроизводителей и председатель совета директоров ГК «САХО» Павел Скурихин. По его словам, проблем с распределением вагонов-зерновозов сейчас уже нет — с этой бедой удалось разобраться силами специальной комиссии, созданной при Министерстве сельского хозяйства РФ, в которую вошли железнодорожники и представители отраслевых сельскохозяйственных объединений. «Основная проблема — в нехватке зерновозов. Поэтому может возникнуть соблазн использовать новую структуру для распределения вагонов, как говорится, по своим. С нашей точки зрения, очень важно, чтобы ЕЛЦЗ не стал барьером между, например, «Русагротрансом» и независимыми участниками рынка. Нужно, чтобы центр выполнял координирующую функцию между всеми, кто заинтересован в реализации зерна за пределами сибирского региона», — подчеркнул Скурихин.
__________________________________________________________________________________________
О том, что нас ждет в новом зерновом году, Вы можете узнать на II Международной конференции «Зерновой Юг», которая состоится 20 марта 2012 г., в Ростове-на-Дону, в Конгрессно-выставочном центре «ВертолЭкспо»
Ознакомится с Программой Форума можно в разделе «Бизнес-мероприятия».
Здесь Вы можете подать заявку на регистрацию.
____________________________________________________________________________________________
Поделиться в соц.сетях