В Казахстане хотят автоматизировать выдачу субсидий для агросектора
11 September 2014, 11:10
Конкурентоспособность Казахстанского агробизнеса существенно зависит от создания равных условий для деятельности субъектов на общем рынке. В первую очередь это касается нормативно-правовой базы, а также уровня государственной поддержки.
В настоящий момент фактически все необходимые документы разработаны и приняты, сообщили ИА «Светич» в Минсельхозе Республики Казахстан. В результате гармонизации нормативно-правовых актов стран ЕАЭС подписано порядка 17 соглашений, включая соглашения по ветеринарии и фитосанитарии, техническому регулированию, регулированию в сфере торговли. Также странами-участницами Евразийского союза подписано Соглашение об объемах господдержки сельского хозяйства, по которому разрешенный уровень дотаций в аграрной отрасли не должен превышать 10 %.
Для повышения конкурентоспособности казахстанского аграрного сектора разработана и утверждена программа «Агробизнес-2020». За время ее реализации уровень дотаций в АПК вырастет в 4,5 раза и позволит привлечь в отрасль не менее 10 трлн. тенге частных инвестиций.
Кроме того, в области пищевой промышленности разработан проект Дорожной карты по упрощению процедур и повышению доступности кредитов для сельхозтоваропроизводителей. В частности, сокращается перечень документов для получения займа, расширяются виды залогового обеспечения, автоматизируется процесс выдачи кредита. Также для развития конкурентного рынка финансирования АПК предполагается реорганизация АО «НУХ «КазАгро».
Впервые по аналогии с международным опытом, в том числе с Россией, реализация программы по удешевлению процентных ставок распространяется на все субъекты АПК, в том числе на кредиты, выдаваемые на пополнение основных и оборотных средств, а также лизинг техники, оборудования и сельхозживотных.
Переход на товарно-специфические субсидии позволит Казахстану активно проводить политику диверсификации производства. Уже разработана схема специализации регионов по оптимальному использованию сельхозугодий для производства конкретных видов сельскохозяйственной продукции. При этом государственные субсидии будут дифференцироваться в зависимости от аграрной специфики региона.
Для обеспечения «прозрачности» и оперативности выдачи субсидий товаропроизводителям планируется автоматизировать процесс. Также будет усовершенствована система страхования в растениеводстве и животноводстве.
Однако, в настоящее время на реализацию программы «Агробизнес» фактически выделяется 63-65% от предусмотренных средств. Так, в 2014 году изначально предназначалось 311 млрд.тенге, а в итоге выделено 207 млрд.тенге. В 2015 году вместо 315 млрд.тенге в бюджете было предусмотрено только 198 млрд.тенге. Учитывая объем сельхозподдержки в России и Беларуси, целесообразно довести уровень государственной поддержки до предусмотренного программой «Агробизнес-2020».
Кроме того, Министерством сельского хозяйства РК инициированы изменения в Налоговый кодекс, предусматривающие пересмотр Единого земельного налога, возмещение суммы НДС организациям осуществляющим сбор, заготовку и первичную обработку сельскохозяйственной продукции для последующей поставки их в торговые сети. Изменения также коснутся индивидуального подоходного налога и т.д. Все эти меры будут способствовать повышению конкурентоспособности субъектов АПК.
Вопрос повышения конкурентоспособности казахстанского агробизнеса становится еще более актуальным в связи с предстоящим вступлением Казахстана во Всемирную торговую организацию. До сих пор одной из главных проблем, сдерживающих развитие отрасли, было отсутствие рынков сбыта. Теперь, в связи с запретом на ввоз продтоваров из западных стран в Россию для казахстанских товаров открывается огромный рынок сбыта. Также из-за переориентации российского экспорта на внутренний рынок освобождаются определенные ниши на казахстанском рынке.
В целях улучшения ситуации по транспортировке сельхозсырья на экспорт строятся ж/д линия Жетиген-Хоргос, связывающая Казахстан с Китаем. Завершается строительство туркменской части новой железной дороги в Иран. Ввод этой дороги в строй позволит решить проблемы перевозки зерна в страны, расположенные в акватории Персидского залива и Средиземного моря, через территорию Ирана.
В перспективе намечается строительство зерновых терминалов на границе с Ираном и Китаем. Принимаются также меры по увеличению численности подвижного состава для перевозки зерна. В целях наращивания экспортного потенциала казахстанского зерна через Каспийское море приобретены 2 сухогруза, будет расширена пропускная способность зернового терминала в морском порту Актау.
Ваш комментарий
|
|