У Ирана появится возможность оплачивать «российский хлеб» денежными средствами
29 April 2015, 09:52

Специалисты утверждают, что природный потенциал нашей страны позволяет прокормить около 700 миллионов человек.

Нет, речь вовсе не о гипотетической сделке с Ираном, о которой столько говорится в последнее время в связи с предстоящей отменой санкций (мне, кстати, непонятно, что мы будем делать с иранской нефтью, когда нам свою девать некуда!). Скорее всего, как утверждает министр энергетики РФ Александр Новак, у Ирана появится возможность оплачивать хлеб насущный денежными средствами. А замена нефти зерном мне представляется возможным в структуре нашего экспорта. Конечно, учитывая, что сейчас углеводороды дают почти половину доходов бюджета, я не предлагаю сокращать экспорт. Тем более, что в последнее время рынок нефти и газа меняется не в пользу производителя.

Последствия мирового финансового кризиса повсюду снизили спрос на нефть и газ, включая таких гигантов как Китай. А введение санкций против России было прямиком направлено на уничтожение нашей добывающей промышленности. Да и, если объективно оценивать положение на рынке, то нельзя не заметить, что происходит изменение самой системы мировой торговли нефтью и газом. Используются при этом и политические препоны, например, нашему «Газпрому» всеми способами ограничивают возможность работать в Европе. Разворот на Азию не покроет (во всяком случае, в ближайшие годы) сокращение продаж там. А цены на «черное золото» наши «партнеры» искусственно занижают, используя как запасы США, так и выброс на рынок «даров» Персидского залива. Марка Brent, еще летом прошлого года стоившая $110 за баррель, а сейчас едва переваливает за $60.

Чем нам восполнить потери? Увы, у России не так много отраслей, способных поставлять конкурентоспособную технику и потребительские товары на экспорт. Потому было бы логично развивать производство сельхозпродукции, в том числе для ее продажи за рубеж.

Это не утопия и не маниловщина! Конечно, в последние годы наш аграрный сектор переживал не лучшие времена: основная ставка делалась на импорт. По некоторым оценкам он составлял 35-40% продовольствия по стране, а в Москве и Питере — 80-90%! Однако санкции ЕС и США, а также наши ответные шаги нарушили сию «идиллию». На рынке возник дефицит, который пока лишь частично восполняется за счет иных, ранее «экзотических» зарубежных поставщиков. Зато это привело к заключению контрактов на поставку неизвестных ранее в наших широтах мяса крокодила с Филиппин и буйволятины из Индии. Но самое главное — наконец, пришло понимание того неоспоримого факта, что необходимо развивать собственное производство и всячески укреплять продовольственную безопасность страны.

И на данном направлении имеются поводы для оптимизма. Если обратиться к статистике, то видно, что по ряду важнейших продуктов Россия близка к самообеспечению. Так, зерном и растительным маслом Россия радует не только себя (на все 100%), но и 50 млн. человек из других стран, куда эти товары идут на экспорт. Зерно вообще стало продуктом номер один. Если учесть, что совсем еще недавно Россия закупала зерно за рубежом, то нынешнее положение подтверждает, что резкий рост производства вполне возможен. По прогнозу Минсельхоза, экспорт зерна в текущем сельскохозяйственном году (июль 2014-июнь 2015 г.) может составить рекордные 30 млн тонн. Осторожные чиновники сочли необходимым ввести пошлину на экспорт зерна, чтобы влекомые высокими ценами на мировом рынке производители не оставили страну без ржи и пшеницы. В связи с этим экспорт пшеницы в нынешнем году сократился вдвое. Зато ячмень, который можно вывозить беспошлинно, в шесть раз увеличил объем. Так что зерно вполне может соперничать с нефтью в структуре экспорта.

Надо сказать, что несколько лет назад в СНГ витала идея создания зернового пула Казахстана, России и Украины. Последняя долго ставила свои особенные условия, но так и не решилась на объединение, на создание зернового ОПЕК, вполне способного стать ведущим игроком на мировом рынке. Россия и Казахстан между тем заняли свою нишу и успешно реализовывают свои урожаи. Правда, прошлом году у наших добрых соседей случился неурожай, и они впервые стали нетто-импортерами российского зерна.

Близки к нормативным и показатели производства отечественного мяса и молока. Так, по итогам прошлого года Россия была обеспечена мясом птицы на 89%, свининой — на 82%, говядиной — на 71%. В целом, как утверждает новый министр сельского хозяйства России Александр Ткачев, отечественные продукты в ближайшие 2–3 года займут 90% российского рынка.

Но пока речь идет об обеспечении потребностей самой страны. Мы же говорим о перспективах наращивания производства с прицелом на экспорт. Все возможности у нашей богатой многочисленными дарами природы страны для этого имеются. Специалисты утверждают, что природный потенциал России позволяет прокормить около 700 миллионов человек!

Если вернуться к тому же зерну, то сегодня урожайность пшеницы в Европе 5,5 тонны с гектара, а в России — 2,2 тонны, в два с половиной раза ниже. А в Англии работают над сортами, способными давать 20 тонн с гектара! Выйди Россия хотя бы на среднеевропейский уровень, насколько больше приносил бы экспорт!

Чем сейчас располагает Россия для «большого скачка»? Наш главный ресурс – земля, пригодная для ведения сельского хозяйства. Многие эксперты убеждены, что уже в самом ближайшем будущем в мире начнут с интенсивной скоростью множиться региональные конфликты, реальным предметом спора которых, будет именно борьба за владение земельным ресурсом. И даже наши беды оборачиваются в этом случае нашими преимуществами. В России сложилась уникальная ситуация: многие участки плодородных земель длительное время не обрабатываются и благодаря этому «очистились» от химии, удобрений и разных добавок.

И теперь выпала отличная возможность воспользоваться этим и начать инвестировать в производство экологически чистой продукции, которая позволит накормить здоровой пищей не только россиян, но и многих иностранных граждан. Специалисты считают, что, если развивать биодинамическое сельское хозяйство, то в самое ближайшее время можно сократить зависимость бюджета от нестабильных доходов от продажи энергоресурсов, и получать устойчивые финансовые поступления от поставки экологически чистого продовольствия на мировые рынки.

Однако для того, чтобы освоить среднеевропейский уровень не только по зерну и прочим сельхозпродуктам требуется сделать немало! Засилье импортной еды на прилавках магазинов — это лишь вершина айсберга наших проблем. Ведь за рубежом мы закупали не только сыры и масло, но и коров, не только овощи, но и их семена. Чтобы воссоздать собственные породы скота, сорта семян овощей, зерновых и трав потребуется не один год. И, естественно, немалые средства. Сейчас наши инвесторы опасаются вкладывать длинные деньги» в дорогостоящие сельхозпроекты завтрашнего дня. А вдруг правительство отменит завтра антисанкции, и тогда сравнительно недорогая продукция из-за кордона снова вытеснит отечественное с прилавков. Полагаю, государство должно первым показать пример: оказать аграриям финансовую помощь, причем не кредитами, а инвестициями.

Есть также надежда, что какие-то программы села могут быть реализованы в рамках международного сотрудничества России, в составе ЕАЭС, ШОС И БРИКС. Наша страна может воспользоваться возможностью создания сельскохозяйственной базы, ориентированной на азиатские рынки, и стать для стран БРИКС (преимущественно для Китая и Индии) не только центром формирования предложения на базовые продукты питания, требующие для своего производства значительных земельных, морских и других природных ресурсов, включая воду и энергию, но и центром формирования спроса. К тому же в условиях непрекращающихся санкций Запада Россия вынуждена искать партнеров по всему свету, в связи с чем будет усиливать структуру внешнеторгового оборота продовольствием со всеми странами БРИКС, особенно с Бразилией.

Таким образом, создание новых кооперационных и торговых связей даст возможность России перевести агробизнес на новый уровень. Учитывая, что в нынешнем году Россия возглавляет БРИКС и летом будет презентовать планы сотрудничества, можно предположить, что туда будут включены и сельскохозпроекты. А если добавить, что при этом открывается практически безразмерный рынок стран БРИКС и ШОС, то бурный рост экспорта зерна и прочей продукции покажется не столь уж фантастическим проектом.

Как сказал на недавнем заседании Совета законодателей президент Владимир Путин, нынешнее положение является шансом развития собственных предприятий сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Так что надо поднимать планку задач и тогда наше сельское хозяйство сможет поддержать бюджет страны в случае очередных неожиданностей на рынке углеводородов.

Теги     зерно      экспорт      Россия      Иран   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
"Удар по западным экспортерам": Россия создаст зерновую биржу БРИКС
SCMP: создание зерновой биржи БРИКС серьезно повлияет на мировой рынок
В Минсельхоз внесли предложение о перераспределении квот среди экспортеров зерна
Россельхознадзор внес в Минсельхоз предложение о перераспределении квот между экспортерами зерна