Страсти по каспийскому карбамиду
12 August 2019, 18:37

Ежегодное мировое потребление карбамида достигает 190 млн тонн, при этом уже существующие мировые производственные мощности рассчитаны на выпуск 250-270 млн тонн. Заводы по производству карбамида в последнее десятилетие интенсивней всего строились в странах Азии (прежде всего в Китае) на волне прогнозов стабильного роста потребления удобрений, сохранения цен и низкой себестоимости производства (за счет удешевления производства аммиака).

Но главный аргумент, повлиявший на изменение географии производства – логистика: в конечной цене продукта доля стоимости доставки может достигать 50 (а иногда и больше) процентов. Поэтому преобладающий тренд на рынке карбамида – максимально возможное сокращение расстояния от производства удобрений до конечного покупателя-агрария.

Крупнейший в Каспийском регионе и Центральной Азии карбамидный завод построен в г. Гарабогаз (Туркменистан) на берегу Каспийского моря. Проектная мощность завода, запущенного 18 сентября 2018 года, составляет 1160 тыс. т. Для отгрузки продукции реконструирован порт «Бекдаш»: длина причала увеличена до 200 метров и он может принимать на погрузку 2 судна одновременно, прорыт 2-километровый подводный канал шириной 100 м и глубиной 8 м. От завода к причалу протянут 3-километровый закрытый конвейер, по которому в сутки может транспортироваться 3500 тонн карбамида.

Главное преимущество туркменского карбамида – низкая себестоимость, объясняемая значительными запасами собственного природного газа, малыми транспортными затратами (завод расположен в непосредственной близости от порта) и государственной политикой наибольшего благоприятствования. Это позволяет предлагать продукцию по ценам, на 20-25% ниже среднерыночных.
На дешевизну и высокое качество продукта, выпускаемого по самым современным технологиям, и рассчитывало руководство государственной компании «Туркменхимия», приступая к реализации масштабного и весьма дорогого проекта. Он был призван существенно увеличить экспорт в Турцию, Болгарию и Румынию, уже много лет являющиеся постоянными покупателями туркменского карбамида, а также создать базу для выхода на новые рынки. Однако по прошествии 11 месяцев со дня торжественного запуска завода ситуация сильно изменилась.

Во-первых, завод в Гарабогазе так и не вышел на проектную мощность. По информации Судовладельцев, все это время им приходится сталкиваться как с недостатком продукции на заводских складах, так и со значительными задержками погрузки. Отдельные суда ожидали погрузки более месяца (!) при том, что в контракте с Фрахтователями оговаривались сроки не более 3-4 дней. Фактически продолжается отладка оборудования во всех звеньях производственной цепочки, сопровождаемая поломками, требующими длительного ремонта. Стабильная работа завода с нагрузкой, близкой к проектной, до сих пор, почти через год после официальной церемонии запуска, так и не началась.

Во-вторых, в регионе усилилась конкурентная борьба с экспортерами из Азербайджана и Ирана – заводом SOCAR в Сумгаите (Азербайджан) мощностью около 670 тыс. т, Ширазе и Пардизе (Иран) – общей мощностью 1,1 млн т, ставящими под сомнение целесообразность проекта «Гарабогаз карбамид». Так, в марте директор завода SOCAR Хаял Джафаров заявил о серьезных намерениях отправить в Турцию 500 тыс. т карбамида в течение года, что составит примерно четверть турецкого импорта.

В первом полугодии Турция ввезла около 650 тыс. т карбамида из Египта, более трети миллиона тонн из Ирана, примерно по 100 тыс. т поступило из Туркмении, Омана и России, что вместе составило около 60% от прошлогоднего импорта. Очевидно, что поставки азербайджанской продукции приведут к существенному перераспределению долей поставщиков карбамида.

Иран, находящийся под санкциями, тем не менее отгрузил на экспорт в прошлом году 4,2 млн т карбамида. Прежде в число крупнейших покупателей входила Индия, но в 2018 году она исключила Иран из числа поставщиков и провозгласила курс на снижение ввоза карбамида, а к 2021-2022 гг. – и полное его прекращение за счет собственного производства. Иран частично заместил индийское направление поставками в Кувейт и Турцию (400 тыс. т), всерьез потеснив Египет и рассчитывая увеличить экспорт за счет низких цен. Но полностью сбрасывать со счетов ни Египет, ни Алжир нельзя ни в коем случае – их суммарное годовое производство приближается к 4,5 млн т, современная производственная инфраструктура (большинству заводов нет еще и 5 лет) обеспечивает выпуск продукции самого высокого качества.

Ситуация на Каспии имеет свою специфику. Раньше, до ввода в строй Гарабогазского завода, все поставки находились в руках одного Трейдера, контролировавшего весь процесс, от погрузки на заводе до CIF-порта получателя, и обеспечивавшего стабильность и предсказуемость рынка. Теперь карбамидом занимаются несколько экспортеров, конкурирующих в первую очередь друг с другом! Основным полем борьбы стал фрахт, по сути, основная статья ценообразования товара ($50-70 за тонну на базисе Каспий-порты Черного моря). Экспортерам нужны суда класса «река-море» по российским флагом, имеющие возможность захода в порты Евросоюза. Таких Судовладельцев сегодня на Каспии меньше десятка, при этом главная причина их присутствия – непривычно малые зерновые грузопотоки как в Азово-Черноморском бассейне, так и на направлении на северный Иран.

Сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, рынок перевозок имеет перекос в сторону Фрахтователей, а с другой – Судовладельцы в любой момент могут уйти с Каспия или переключиться на другие грузы. Поэтому новые туркменские Трейдеры, чтобы обеспечить вывоз, вынуждены искать компромисс: во-первых, найти судно на нужную дату отгрузки, во-вторых, убедиться в том (а по возможности – и помочь), что зафрахтованное судно не будет неделями стоять в очереди на погрузку, наконец, убедить Судовладельца в серьезности намерений, внеся предоплату. Тот, кто сможет решить эти задачи, обеспечивает себе серьезное преимущество.

Эта борьба, усугубленная техническими проблемами Гарабогаза, расшатывает и без того неоднозначную ситуацию на Каспии. На этом фоне компания SOCAR отправила несколько партий карбамида из порта Баку в дополнение к железнодорожным перевозкам в Турцию, но поставки азербайджанской продукции пока невелики и далеки от регулярности.

А в целом грузопоток удобрений из Каспия, выглядя слабее, чем 2 года назад, серьезно меняется как по направлению, так и по объемам перевозок. При этом перемены не носят системный характер, а главным образом зависят от сиюминутной конъюнктуры рынка. И совершенно неясно, когда каспийский поток вернется в русло стабильности и предсказуемости.

Источник: Glogos.net

Теги     спрос      карбамид      Каспийский регион   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Как Китай сократил свою зависимость от импорта сельскохозяйственной продукции из США, смягчив риски торговой войны
За последние годы доля импорта сои из США в Китай, который является основным поставщиком этого продукта для Китая, снизилась с 40% в 2016 году до 18% в 2024 году
Не только зерно: какие культуры в АПК станут прибыльными к 2030 году?
Зерновые культуры являются основой сельского хозяйства России, их выращивают все — от крупных агрохолдингов до малых фермерских хозяйств, от Юга до Урала.