Российские финансисты изучают опыт других стран, чтобы миновать кризис
18 April 2014, 13:20

Российские финансовые власти изучают опыт других стран по выходу из кризиса.

 

Середина апреля – горячее время для экономистов и финансистов. Самая пора подводить итоги I квартала. Росстат опубликовал данные, которые, честно говоря, не радуют. На 6,5% по сравнению с тем же периодом прошлого года упал внешнеторговый оборот России, на 4,8% сократились инвестиции в основной капитал, на 2,4% стали меньше реальные денежные доходы, притом, что номинальная зарплата на одного работника выросла чуть ли не на 11%, а индекс потребительских цен вырос на 6,4%.

 

Падение реальных доходов при росте зарплат объясняется тем, что инфляция в I квартале составила 2,3% (в 2013 году – 1,9%), да курс национальной валюты, по данным Центробанка, упал на 8,5%. Как говорится, посчитали – прослезились.

 

Полученные данные опрокинули даже самые мрачные прогнозы руководителей Центробанка, Минфина и Минэкономразвития. Глава мегарегулятора Эльвира Набиуллина была вынуждена признать, что предположение об оттоке капитала из России в 20 миллиардов долларов за первые три месяца было чересчур оптимистичным. На самом деле, посчитали в ЦБ, утекло из страны более 50 миллиардов.

 

А по статистике Минэкономразвития, которое добавило к общей цифре результаты валютных своп-операций, бегство капиталов составило и вовсе 63 миллиарда долларов.

 

Такого рода расхождения, на порядки и в разы, заставляют экспертов гадать – а есть ли вообще у финансовых властей свое видение экономической, валютной и инвестиционной политики государства, в какой степени эти власти могут влиять на реальное положение дел, или «наш челн плывет по воле волн без руля и ветрил».

 

Конечно, ответственным работникам обидно читать такие нелепости. Первый заместитель председателя Центробанка РФ Ксения Юдаева на встрече с инвестиционными банкирами посетовала, что аналитики сочиняют небылицы о валютной политике регулятора.

 

«Мы находимся в переходном периоде: у нас продолжает действовать плавающий валютный коридор, который на самом деле не позволяет фиксировать курс, а позволяет замедлять колебания и резкие движения. Этот коридор очень сложен. Поэтому существует масса мифов о валютной политике Центробанка», – отметила Юдаева.

 

И тут же добавила: «Аналитики порождают столько мифов… Мне самой страшно, я не понимаю, откуда они их взяли. Зайдите на сайт ЦБ, там есть публикация по устройству валютного коридора и его историческим изменениям. На ежедневной основе с двухдневной задержкой публикуются все интервенции. Все сделано на основе почти роботизированной техники, и любой трейдер может создать примерно такую же программу и контролировать, как будет двигаться курс. Но почему-то ходит масса мифов… А у нас как правилом установлено, так мы и интервенируем».

 

Если бы экспертов и аналитиков интересовало только устройство виртуального валютного коридора… Но они же хотят знать, есть ли у Центробанка своя стратегия, видение на перспективу, точные расчеты и анализы. Явный недостаток такой информации как раз и восполняется за счет всякого рода предположений, которые в конечном итоге и становятся «мифами».

 

Первый зампред ЦБ обратила внимание инвестиционных банкиров на еще любопытную особенность. «В последнее время мы столкнулись с феноменом. Эффект первого квартала, особенно марта, – это ситуация, характеризующаяся забавным термином «внутренний отток капитала», – сообщила Юдаева. – Если у вас есть рублевый счет в российском банке и вы решили перевести его в доллары, оставив в том же банке, то это – отток капитала. И большая часть оттока капитала, который мы наблюдали в последнее время, – это примерно оно. И еще существенная часть – это почти 20 миллиардов долларов, которые мы закупили наличными и в Россию их импортировали. По платежному балансу это отток капитала, хотя я бы, честно говоря, интерпретировала это как приток капитала».

 

Конечно, забавно – отпустить рубль в якобы свободное плавание, а затем бросать ему спасательные круги в виде миллиардов долларов. Смешно наблюдать за людьми, штурмующими обменники или перекладывающими свои депозиты из рублей в доллары и евро. Но разве не должны были стратеги из Центробанка предвидеть именно такую ситуацию, отпуская рубль? Однако, судя по словам первого зампреда, скоро это безобразие закончится. У Центробанка уже есть свой план.

 

«Мы будем переходить к режиму, в рамках которого все равно будем осуществлять интервенции, но не для поддержки курса, а для поддержки финансовой стабильности и определенного уровня ликвидности на валютном рынке. Это достаточно распространенная практика, и сейчас мы изучаем опыт других стран», – заявила Юдаева.

 

Интересно, а сколько времени потребуется для изучения передового опыта других стран? Экономическое и финансовое положение в стране, судя по статистическим данным, ухудшается день ото дня. И дело тут не только в санкциях Запада: ведь и своих, чисто внутренних проблем хватает. Не получится ли так, что когда необходимый опыт все же накопится, то исправлять и улучшать будет уже нечего? Мифом станет национальная валюта, а реальностью – развал наиболее значимых хозяйственных отраслей.

Теги     экономика      кризис      РФ      опыт   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Цены FOB и EXW на 23 декабря 2024. Пшеница. Кукуруза
Правительство России установило тарифную квоту в объеме 10,6 млн т на вывоз зерновых культур из страны за пределы Евразийского экономического союза. Она будет действовать с 15 февраля по 30 июня 2025 года, сообщается на сайте кабмина.
Осмотр сельхозземель в Красноярском крае специалистами Россельхознадзора не прекращается и зимой
В середине декабря этого года сотрудники Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю осуществили выездные проверки сельскохозяйственных земель в Сухобузимском районе. Зимние обследования земельных участков проводятся государственными инспекторами с использованием снегоходной техники, что позволяет исследовать труднодоступные участки и оценить их использование в прошедший вегетационный период.