Российская Федерация — житница Африки
07 February 2014, 13:51

Глава правительства Дмитрий Медведев подписал постановление о присоединении России к Конвенции о продовольственном содействии, подписанном в Лондоне в апреле 2012 года. Согласно документу, наша страна должна будет ежегодно отправлять продовольствие или деньги странам, страдающим от голода.

 

При этом нельзя сказать, что наша страна не помогает голодающим. В фонд Всемирной продовольственной программы ООН Россия постоянно переводит средства, и сумма постоянно увеличивается. В 2012 году наш взнос составил 38 миллионов долларов.

 

Присоединение к Конвенции неизбежно приведет к дополнительным тратам. Правда, в Международном зерновом союзе представительство РФ увеличится с 72 до 77 человек, что позволит более эффективно отстаивать интересы страны как мирового экспортера зерна.

 

Понятно, что голод это очень плохо. Да и деньги вроде выделяются на борьбу с ним в других странах Россией не такие большие. На «имиджевые» проекты вроде проведения Универсиады в Казани, Олимпиады в Сочи, саммита АТЭС тратятся суммы, превышающие помощь голодающим на несколько порядков. С другой стороны, важен сам принцип. Можем ли мы себе позволить тратить на страны, с которыми нет почти никаких связей, когда полно собственных проблем? Повышение международного статуса, хороший образ страны за рубежом – это, конечно, очень важно. Но сколько можно потратить на это?

_____________________________________________________________________________________________

IV Международный Форум «Global Grain Russian South». 27 февраля 2014 г., г. Ростов-на-Дону.

Профессиональная площадка для дискуссии участников зернового рынка.

Подать заявку на регистрацию Вы можете здесь.

_____________________________________________________________________________________________

Накормили несколько тысяч человек в Африке, потом простили долгов на десятки и десятки миллиардов долларов государствам Азии, Африки и латинской Америки. А тут и на Украине, которая колеблется между Востоком и Западом, нечем пенсии платить – тоже надо помочь, отправить 15 миллиардов. Глядишь, а завтра сами ни с чем останемся, самим придется занимать. Причем прощать нам никто ничего не будет, только проценты будут насчитывать. Или нас и это не страшит? Как говорится, не оскудеет рука дающего. Да и по-русски это помогать, когда у самих ничего нет.

 

Как говорит политолог Константин Крылов, начинать обустройство жизни надо всё-таки с себя:

 

– Я считаю, что, конечно, помощь голодающим – благороднейшее дело. Но начать надо с помощи русским голодающим. Совсем недавно прошла информация, как в Холмогорском районе Архангельской области сложилась «милая» ситуация: дети из бедных, совсем уж нищих, семей лишились питания в школах. Эти продовольственные пайки буквально спасали от голода, потому что дома буквально нечего было есть. Сейчас эти пайки отменили, и дети в Холмогорском районе голодают. Мне кажется, что в России люди вымариваются голодом. По-другому сложно сказать, ведь ребенок, который не доедал, искалечен на всю жизнь. Но при этом тратят деньги, чтобы произвести благоприятное впечатление во внешнем мире. Мы готовы кормить всех, кроме себя.

 

Хотя встает вопрос: кто такие эти «мы»? Речь идет о представителях власти, которые никак не отождествляют себя никак с «этой» страной, рассматривая ее исключительно как кормовую базу. А вот престиж во внешнем мире для них действительно важен.

 

Я думаю, что эта инициатива помогать другим странам приведет к тому, что дети будут голодать не только в Архангельской области, но и на Псковщине, в каком-нибудь другом русском регионе. Зато будут помогать Африке, арабам. Я думаю, что и до Огненной Земли доберутся наши караваны с продовольствием. Но наши детишки будут голодать. Поэтому сообщение о присоединении к Конвенции у меня вызывает не радость, а тоскливое ощущение, что мы жить будем еще хуже.

 

«СП»: – Международный престиж тоже важен. Часто говорят, что лучше не праздновать, к примеру, 9 мая, а раздать каждому ветерану по лишнему куску хлеба.

 

– Тут совершенно другой случай! Какой праздник и для кого случится, если из России в очередной раз вывезут деньги? Мы уже убедились на многолетнем опыте, что не получаем даже благодарности. Сейчас все страны, которым мы помогали и которые мы кормили, имеют о России самое низкое мнение и не стесняются его высказывать.

 

Можно рассматривать варианты, когда выбор между праздником для себя и хлебом для себя же. Тут речь идет о том, кормить своих детей или кормить чужих. Причем, как я думаю, что не только детей, но и вполне себе взрослых дядечек, которые не очень хотят работать. И наша власть раз за разом показывает, что она готова кормить чужих в ущерб своим. Наша страна уже простила другим странам гигантские долги, не получив даже минимальной компенсации. При этом дети в России голодают.

 

Так что это не выбор между мороженным и билетом в театр. Это выбор между мороженным и билетом для себя и тем, чтобы отдать деньги мальчишкам с улицы. Ожидая, видимо, от них большой благодарности.

 

Научный руководитель Исследовательского центра «ВВП» Саид Гафуров считает, что от помощи голодающим мы не обеднеем. Если средства будут расходоваться эффективно, то получим мы намного больше.

 

– Я разделяю точку зрения, что для всего человечества позорно, если в 21-м веке есть дети, которые ночью от голода плачут. Я считаю, что любые мероприятия, направленные на борьбу с голодом, есть благо для всего человечества, и это – очень достойные мероприятия. По крайней мере, по своему целеполаганию.

 

Проблема совершенно в другом. Ресурсы ограничены, и надо очень эффективно тратить средства. Возможность поесть – это базовая потребность человека, которая должна быть удовлетворена прежде большинства других. И в этой связи очень многие справедливо критикуют механизмы, которые существуют у ООН, за их неэффективность. Грубо говоря, люди, занятые в этой программе, получают такие зарплаты из этих же фондов, что на одну из них можно было бы накормить сто человек.

 

Вместе с тем, следует понимать, что ООН при всей своей неэффективности, работает на благо всего мира. В том числе, и на благо России. И совершенно не случайно, что недовольны ООН больше всего страны НАТО и Швейцария. Кстати, при всех проблемах замены ООН просто нет. Можно создать новую организацию в надежде, что она будет эффективней, но это пустые мечты.

 

Присоединение России к конвенции, участие в программах ООН, усиливает эту организацию как противовес однополярного мира, как механизм противостояния гегемонии США и НАТО и желанию решать все вопросы силой.

 

На продовольственные международные программы выделяются небольшие деньги. И участие России в них целесообразно и оправдано. В противном случае другие страны свою помощь будут увязывать со своими политическими и экономическими требованиями, ведущими к большему закабалению Африки, где люди голодают. Поэтому я поддерживаю решению правительства.

 

Другое дело, что нам надо следить, чтобы наши средства не использовались в целях, которые выгодны НАТО. А то получится, что для реализации их целей мы добавим и свою «копейку». Нам нужно, чтобы нашу помощь страны НАТО не увязывали с требованиями политических преобразований, которые еще больше усиливают голод в Африке.

 

Но в любом случае, выделение средств усиливает наше влияние. Если бы мы деньги не давали, то возможностей для мирового влияния было бы меньше. Это – инструмент, который можно использовать и во благо и во зло.

 

«СП»: – При этом деньги выделяются не такие большие.

 

– Рубли складываются из копеек. Из маленьких усилий получается общий прогресс человечества. Наш взнос – важное дело.

 

Не следует забывать, что при оказании помощи рис попадает в руки каждого человека. В той же Африке контроль за распределением злаков уже столетиями находится в руках левантийцев и других сложившихся групп. Они, как правило, не занимаются самим сельским хозяйством. Так что эти небольшие взносы пойдут на усиление этих групп. В других случаях деньги пойдут на то, чтобы на корню убить местное сельское хозяйство. Поэтому очень важно, чтобы мы присутствовали при принятии решений о распределении средств. Мы знаем примеры, когда эти фонды помощи использовались для уничтожения существующих каналов поставок зерна, и это приводило к голоду. В коротком промежутке времени удавалось людей накормить, но скоро ситуация становилась намного хуже.

 

Но мы знаем и другие случаи, когда при других посредниках или уничтожении посредников поставляемые семена использовались как семенной фонд, что помогало решить проблему голода принципиально. Но этой проблемой надо заниматься всерьез. Многое зависит от климата, природных условий. Ситуация везде разная, меняется даже не от государства к государства, а от деревни к деревне.

 

«СП»: – Присоединение к Конвенции увеличивает число наших представителей в Международном совете по зерну.

 

– Это тоже очень важно. Наша страна стала крупнейшим экспортером зерна. И у нас есть специфика: у нас зерно недорогое, но оно не очень высокого качества. Существует постоянная угроза, что будут приняты другие стандарты качества, и наше зерно будет отсечено от мирового рынка. И в ряде случаев такой механизм уже применялся. Одной из причин революционных потрясений в Египте 2011 года стала попытка отсечь наше зерно с помощью сертификации. Это привело к срыву сроков поставки, к дефициту еды в стране, повышению цены на хлеб. Это всё закончилось не очень хорошо.

 

Мы должны понимать, что против нас, как экспортеров, предпринимаются целенаправленные действия. И этот фактор мы тоже должны учитывать при принятии решений об участии в международных программах по продовольствию.

 

«СП»: – На ваш взгляд, почему многие россияне не хотят, чтобы мы «опять кормили Африку», притом, что речь идет не о таких больших суммах?

 

– Бюджетные деньги должны тратиться эффективно, независимо от того, большая это сумма или маленькая.

 

И не стоит забывать, что эффект от каждой траты может быть разным. Даже небольшие суммы могут дать большой положительный результат. Но они могут привести и к большим негативным последствиям.

 

Поэтому сам по себе вопрос, на что потратить деньги, всегда очень сложный. Скажем, на что израсходовать средства: на культуру или здравоохранение? К примеру, можно ли содержать все московские театры, когда не хватает на операции по пересадки костного мозга больным лейкемией детям? Может, надо закрыть все театры и бросить ресурсы на больных детей? Но и проводимые операции детям не очень помогают. В каждый раз это очень сложный нравственный выбор.

 

Неспроста наш бюджет инерционен: расходы по сферам меняются на несколько процентов и в целом повторяют расходы прошлых годов.

 

Скажем, эти 38 миллионов долларов, что выделили в прошлом году на продовольственную программу ООН, можно было потратить на больницу. С другой стороны, тут бы эти деньги разворовали, а так они пойдут на очень благородное дело помощи голодающим детям Африки. Тем более что под всесторонним международным контролем украсть намного сложнее. Так что это всегда очень сложный выбор.

Теги     Медведев      голод      Африка      РФ   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Как Китай сократил свою зависимость от импорта сельскохозяйственной продукции из США, смягчив риски торговой войны
За последние годы доля импорта сои из США в Китай, который является основным поставщиком этого продукта для Китая, снизилась с 40% в 2016 году до 18% в 2024 году
Не только зерно: какие культуры в АПК станут прибыльными к 2030 году?
Зерновые культуры являются основой сельского хозяйства России, их выращивают все — от крупных агрохолдингов до малых фермерских хозяйств, от Юга до Урала.