Почему МВФ может не дожить до своего 70-летия?
14 April 2014, 09:02
10-11 апреля 2014 года в Вашингтоне прошла очередная встреча министров финансов и глав центральных банков стран G20 (финансовой двадцатки). Ключевым был вопрос о реформировании Международного валютного фонда (МВФ).
Международный валютный фонд: долгая и непростая жизнь
В 2014 году исполняется 70 лет со времени проведения Бреттон-Вудской конференции, на которой были определены основные параметры послевоенной мировой валютно-финансовой системы и принято решение о создании Международного валютного фонда. Важнейшие элементы этой системы: фиксированные валютные курсы денежных единиц стран-участниц, привязка всех валют к золоту (золотой паритет), свободный размен доллара на золото Казначейством США денежным властям других стран. Основной функцией Фонда было определено кредитование стран-членов в том случае, если платежные балансы становятся дефицитными и возникает угроза отклонения валютного курса денежной единицы от установленного фиксированного значения, а также золотого паритета.
МВФ пережил серьезный кризис в 1970-е годы, когда Бреттон-Вудская система рухнула. Всё началось 15 августа 1971 года, когда президент США Р. Никсон объявил о том, что Казначейство США прекращает обмен долларов на золото. Окончательный демонтаж этой системы произошел в 1976 году, когда была проведена Ямайская международная конференция, где были внесены поправки в Устав МВФ. Отныне узаконивались плавающие валютные курсы, а привязка доллара и других валют к золоту отменялась. Правда, было не понятно, чем будет заниматься МВФ в новых условиях. Ведь теперь не обязательно было поддерживать платежные балансы с помощью кредитов Фонда. Были даже предложения закрыть Фонд. Однако в 1980-е годы МВФ нашел свою нишу. Он стал основным инструментом претворения в жизнь так называемого Вашингтонского консенсуса — свода принципов финансовой глобализации и экономической либерализации. Фонд стал предоставлять кредиты в обмен на политические и социальные уступки стран-получателей кредитов (приватизация государственной собственности, либерализация движения капитала, отказ от вмешательства государства в экономику и т.п.). В настоящее время МВФ объединяет 188 государств, и в нём работают 2500 человек из 133 стран.
Фонд: необходимость реформирования
На протяжении многих десятилетий «контрольный пакет» в МВФ принадлежал Соединенным Штатам. Количество голосов каждой страны-участницы определяется ее долей в капитале. Для блокирования тех или иных решений на заседаниях Фонда необходимо 15 % голосов. У США количество голосов всегда существенно превышало это пороговое значение. А для продавливания нужных решений США без особых трудов привлекали на свою сторону Великобританию и Францию, которые после войны занимали второе и третье места по долям в капитале Фонда. Периодически доли стран в капитале и голосах корректировались с учетом изменений позиций стран в мировой экономике. Иногда принимались решения об увеличении капитала Фонда, но такие корректировки не мешали Соединенным Штатам сохранять за собой «контрольный пакет» и использовать Фонд как инструмент своей глобальной политики.
Тестом на способность Фонда решать сложные задачи, связанные с поддержанием устойчивости международной валютной системы, стал мировой финансовый кризис 2007-2009 гг. Фонд, мягко выражаясь, оказался не на высоте. Во-первых, кризис выявил недостаточность собственного капитала Фонда. Во-вторых, обделенными во время кризиса оказались страны периферии мирового капитализма. А это во многом было связано с тем, что у таких стран оказалось недостаточно голосов для принятия нужных им решений. С этого времени наиболее крупные из тех стран, которые себя отнесли к категории «обделенных», стали активно использовать механизм встреч Большой двадцатки для того, чтобы подтолкнуть процесс реформирования МВФ. Основным двигателем этого процесса стали страны БРИКС.
Особую роль сыграла встреча G20 в Сеуле в 2010 г. Там была достигнута договоренность об очередном, четырнадцатом пересмотре квот стран в капитале Фонда. Но кроме этого были приняты два решения стратегического характера: о разработке новой, более справедливой формулы определения квот; об увеличении капитала Фонда в два раза — с 238,4 млрд. SDR до 476,8 млрд. SDR (Special Drawing Rights — специальные права заимствования; это безналичная денежная единица, выпускаемая МВФ). Предполагалось, что в 2012 году новые квоты на основе 14-й корректировки будут введены в действие, а к январю 2014 года будет разработана новая формула. К январю 2014 года планировалось провести 15-й пересмотр квот на основе новой формулы.
В результате 14-го пересмотра квот более 6 % квот должны были быть перераспределены от развитых стран развивающимся. В случае вступления в силу 14-го пересмотра Китай станет третьим по размеру квоты государством — членом МВФ, а Бразилия, Индия, Китай и Россия войдут в число 10 крупнейших акционеров фонда.
США блокируют реформирование Фонда
Со времени принятия решения в Сеуле прошло уже четыре года, однако его решения остаются на бумаге. Процесс блокирует главный «акционер» МВФ — США. Имея квоту SDR 17,69 % и 16,75 % голосов, что обеспечивает им право вето в отношении ключевых решений Фонда, требующих принятия большинством в 85 % голосов, США до сих пор не ратифицировали пересмотр квот. Вашингтон опасается, что МВФ в ближайшее время может стать не подконтрольным ему. Ведь не за горами уже 15-й пересмотр квот, причем он должен быть рассчитан на основе новой формулы, которая, скорее всего, будет более полно учитывать интересы стран периферии мирового капитализма. При этом США в случае ратификации должны будут внести около 60 млрд. долл. для пополнения капитала МВФ.
Предыдущая встреча финансовой двадцатки состоялась в Сиднее в феврале 2014 года. Уже тогда всем стало понятно, что денег у МВФ нет. Российский министр финансов А. Силуанов заявил об этом публично. Тогда на сайте Минфина России было записано: «…в настоящий момент МВФ практически исчерпал собственные ресурсы, а существующие программы фонда фактически финансируются соглашениями о заимствованиях». Это означает, что Фонд предоставляет кредиты не за счет собственного капитала, а за счёт перекредитования тех ресурсов, которые ему удается получить от отдельных стран-членов. Но такие ресурсы могут предоставляться Фонду на очень конкретных условиях (скажем, для выдачи кредитов конкретной стране на конкретные цели). А перекредитование означает, что проценты по кредитам для конечных получателей будут существенно выше тех, которые МВФ взимает при кредитовании за счет собственного капитала. В Сиднее обсуждался вопрос о том, какую помощь МВФ может оказать Украине. По мнению большинства участников встречи — никакой. Последние переговоры о возможном предоставлении Международным валютным фондом многомиллиардного кредита нынешнему режиму в Киеве — это просто спектакль. Обе стороны переговоров почти что банкроты.
В Сиднее финансовая двадцатка потратила немало времени на то, чтобы убедить США решить вопрос о ратификации решений 2010 года. В коммюнике встречи было записано: «Нашим высшим приоритетом остается вопрос о ратификации реформы 2010 года, и мы настоятельно призываем американскую сторону сделать это до нашей следующей встречи в апреле». Увы, эти призывы Вашингтоном не были услышаны.
МВФ обречён. Что дальше?
Своим бездействием в вопросе о реформе МВФ Соединённые Штаты в первую очередь дискредитируют себя. Во вторую очередь — Фонд. В третью очередь — Большую двадцатку. Репутация Фонда падает особенно быстро на фоне того, что Китай в последние годы предоставляет странам третьего мира кредиты, сопоставимые с объемами займов и кредитов МВФ и МБРР. При этом Пекин в отличие от МВФ политических условий в духе Вашингтонского консенсуса не выставляет.
По данным Rand Corporation, в 2001 году весь объем обещанной зарубежным партнерам помощи из Китая составил 1,7 миллиарда долларов. Спустя десятилетие эта цифра достигла 190 миллиардов долларов. Всего за 10 лет объем обещанной помощи составил около 800 миллиардов долларов, предоставленной — свыше 70 миллиардов. Разница объясняется тем, что подготовка проектов, в которых участвуют китайцы, занимает в среднем шесть лет. Среди регионов-реципиентов первое место занимает Латинская Америка, за ней следуют Африка, Ближний Восток, Южная Азия и Восточная Европа. Самым крупным получателем помощи является Пакистан (89 миллиардов долларов). Среди целей, на которые выделяются деньги, доминируют добыча и переработка природных ресурсов (42 процента), за ними идут инфраструктурные проекты (40 процентов) и гуманитарная помощь (18 процентов). Вся помощь делится на концессионные займы, беспроцентные ссуды и прямые невозвратные гранты. Первая категория обслуживается государственными банками, остальные две проходят непосредственно через бюджет КНР. Подавляющее большинство реципиентов китайской помощи не способны занимать средства на открытом рынке. При этом средняя ставка по концессионным займам составляет всего 2,3 процента годовых, что существенно ниже, чем у стабилизационных кредитов МВФ.
Если решения G20 и МВФ на протяжении четырех лет не выполняются, это серьезный удар по репутации указанных международных организаций. Впрочем, это не первый раз, когда США блокируют реформы Фонда. Яркий пример: решение о 13-й корректировке квот, принятое Фондом в 2001 году. США тянули с их ратификацией до 2009 года. Лишь в самый разгар финансового кризиса конгресс их утвердил. Большинство стран Западной Европы, хотя и ратифицировали корректировку 2010 года, втайне рады бездействию Вашингтона, поскольку вступление в силу 14-ой корректировки привело бы к уменьшению их доли в общем числе голосов.
Многие американские конгрессмены полагают, что у них есть дела поважнее, чем возвращение к вопросу о реформировании МВФ. Если верить их заявлением, следующий раз этот вопрос будет слушаться в конгрессе только в ноябре 2014 года. Однако у многих стран-членов МВФ терпение, кажется, кончается. Особенно у Китая, который уже не раз предоставлял свои средства Фонду на основе соглашений о заимствованиях. Вариантов выхода из тупика не так много.
Некоторые считают, что в МВФ может скоро произойти своеобразная революция: решение о реформировании Фонда придется решать без участия США… Но формально этого не позволяет устав Фонда в том виде, который он имеет после Ямайской конференции 1976 года. Такая революция на деле будет означать не реформирование МВФ, а создание на его базе новой организации с новым уставом — и без участия США.
Возможен и другой вариант. Он уже достаточно проработан и имеет все шансы на успех. Речь идет о Валютном пуле (Пуле валютных резервов) и Банке развития стран БРИКС. Принципиальное решение о создании этих организаций было принято на встрече стран БРИКС накануне саммита G20 в Санкт-Петербурге в сентябре 2013 года. Валютный пул и Банк развития БРИКС будут иметь капитализацию по 100 млрд. долл. каждый. Начало их работы планируется на 2015 год. В настоящее время решаются такие вопросы, как графики пополнения капитала, доли (квоты) отдельных стран, место расположения штаб-квартир обеих организаций. Указанные международные организации стран БРИКС могли бы стать точками кристаллизации, притягивающими к себе другие страны. Кто знает: может быть, со временем они могли бы стать финансовыми организациями, способными заменить Международный валютный фонд и Всемирный банк?
Как видим, в обоих вариантах выхода из нынешнего тупика Международному валютному фонду места в новом мировом финансовом порядке не находится.
Члены финансовой двадцатки настроены решительно
Часть коммюнике, опубликованного по результатам встречи финансовой двадцатки в Вашингтоне 10-11 апреля 2014 года, посвящена реформированию МВФ. «Мы глубоко разочарованы продолжающимся отсутствием прогресса реформы квот МВФ, решение о которой было принято в 2010 году», — говорится в документе. «Мы вновь подтверждаем важность МВФ как института, основанного на квотах стран-участниц. Реализация реформы квот остается нашей приоритетной задачей, и мы требуем от американской стороны ратифицировать эту реформу при первой же возможности», — указывается в заявлении. «Если реформа квот не будет ратифицированы к концу года, мы призываем МВФ разработать варианты дальнейших шагов, и мы будем работать с МВФК (Международный валютный финансовый комитет, структура Международного валютного фонда — В.К.) и обсуждать эти варианты», — подчеркивается в итоговом документе финансовой G20.
Решения финансового саммита в Вашингтоне прокомментировал в кулуарах министр финансов России А. Силуанов: «Было принято решение, что если в этом году не удастся ратифицировать поправки в устав МВФ, то в конце текущего года будут предложены другие альтернативные механизмы, которые бы учитывали повышение доли emerging markets в мировой экономике», — пояснил министр. Он напомнил, что сегодня МВФ работает на принципах использования заемных средств, где не учитываются в полном объеме мнения стран, которые увеличили свою долю в мировой экономике. «Будут предложены другие меры для учета интересов стран в вопросах политики фонда», — заключил он. Судя по всему, реформирование МВФ может произойти по сценарию «тихой революции».
Ваш комментарий
|
|