Перевозка селитры в биг-бэгах по-прежнему «вне закона»
28 April 2010, 13:48
Как рассказали участники рынка минудобрений, ОАО «РЖД» прорабатывает решение об отмене дополнительной платы за перевозку аммиачной селитры на особых условиях. Об отмене самих особых условий речи пока, к сожалению, не идет, отмечают производители, сообщает «Гудок».
На недавних встречах с Минтрансом, ОАО «РЖД» и ФСТ, посвященных регулированию тарифов на перевозку удобрений и сырья для них, Российская ассоциация производителей удобрений (РАПУ) в очередной раз подняла вопрос о транспортировке селитры. С 2004 года она возится на особых условиях, что, в частности, означает для грузоотправителя доплату около 3% от тарифа — в зависимости от расстояния и направления.
Эти средства должны были компенсировать железной дороге те расходы, которые она несла при сопровождении опасного груза, которым является селитра. «Плата взимается, если ОАО «РЖД» тратит деньги на оборудование вагонов», — пояснили в департаменте по маркетингу грузовых перевозок и тарифной политике ОАО «РЖД».
На практике же никаких работ с минераловозами, в которых преимущественно возится селитра, производить не нужно. После того как представители ОАО «РЖД» согласились с расчетами РАПУ, появился шанс, что эта наценка будет постепенно отменена для всех производителей. Правда, никаких решений еще не принято, отмечают в РАПУ.
Проблема взимания дополнительных денег при заключении договора на перевозку селитры существует давно, и отдельные производители уже обращались в ОАО «РЖД» за отменой такой уплаты. Перевозчик шел навстречу — так, прошлым летом отменена доплата для одного из предприятий МХК «Еврохим» и «Куйбышев¬азота». Теперь есть шанс, что процесс станет повсеместным, надеются на рынке.
Аммиачная селитра — самое популярное и самое доступное для российских аграриев удобрение, объемы ежегодной отгрузки составляют более 8 млн тонн. Селитра перевозится, как правило, в минераловозах и полувагонах, а согласно правилам перевозок может на общих условиях перевозиться лишь в цистернах и контейнерах.
Однако в таком типе состава она практически не возится — основные покупатели предпочитают селитру в биг-бэгах, а не насыпью в цистерне. Соответственно грузоотправители вынуждены возить ее на особых условиях. При этом вся ответственность за сохранность груза ложится на них и на грузополучателей, а не на железную дорогу. Вопрос отмены особых условий и легализации перевозок в минераловозах поднимался не раз, рассказывает начальник транспортного управления «Куйбышевазота» Иван Демидов, однако, несмотря на то, что в странах ближнего зарубежья такие перевозки узаконены, в России процесс дальше предложений пока не пошел. «В итоге наши аграрии и производители находятся в худших условиях, чем на Украине и в Белоруссии», — отмечает он.
Начальник Управления регулирования транспорта Федеральной службы по тарифам (ФСТ) Виктор Квитко подтвердил, что ведомство отменило решение о дополнительных сборах по ряду грузов, в том числе и селитре. Сейчас задача ФСТ — определить, какой объем средств нужно вернуть грузоотправителям за период с января по март, и каков будет механизм возврата. Виктор Квитко полагает, что это будет предоставление исключительных тарифов.
Ваш комментарий
|
|