Основная черта экономики России — неэффективность производства
06 December 2010, 16:49
Российская экономика все больше напоминает советскую, считает президент «Альфа-Банка» Петр Авен. Тому виной неразвитость конкуренции и коррупция. Сейчас задача номер один, по Авену, привлечение в страну инвестиций, пишут «Ведомости».
Нынешняя стабильность лишь кажущаяся, следует из интервью Авена Financial Times. «Экономически мы снова приходим к советским временам: когда Михаил Горбачев пришел к власти, в стране были огромные резервы, низкий уровень долга и высокие цены на нефть, — говорит П.Авен. — А через каких-то 3-4 года деньги кончились — и появился огромный внешний долг». Российский бюджет, по мнению президента «Альфа-Банка», все больше напоминает бюджет Советского Союза. Траты на социальные программы растут, а цена на нефть, при которой бюджет может быть сведен без дефицита, составляет уже $100/баррель, хотя еще до 2007 г. она не превышала $20-30/баррель.
Растущая зависимость бюджета от нефти делает увеличение налогов на бизнес практически неизбежным, а рост госрасходов разгоняет инфляцию, объясняет П.Авен. Эти факторы в сочетании с низким уровнем конкуренции, коррупцией и не до конца адекватной правовой системой ухудшают среду для ведения бизнеса в стране и перспективы экономического роста. В результате инвесторы выводят наличные активы на другие развивающиеся рынки, туда, где есть уверенность в большом потенциале роста.
«Угнетению» конкуренции П.Авен отводит особое внимание: «В России по-прежнему верят, что государство способно правильно определять эффективные отрасли инвестиций и что госбанки бывают эффективнее частных». Крупные компании, связанные с государством, продолжают вытеснять частный бизнес с рынка, констатирует банкир.
Правительству стоит сменить приоритеты и сфокусироваться на усилении конкуренции, советует П.Авен: «К сожалению, придется жертвовать интересами сегодняшнего дня, может быть, даже повышением пенсий. Если вы не способны создать работающую систему частных пенсионных фондов, вам приходится жертвовать текущим уровнем потребления. Рост инвестиций должен стать приоритетом, иначе Россия потеряет свое место в мире».
«Так и есть», — комментирует председатель совета директоров «МДМ-Банка» Олег Вьюгин. Нынешняя структура бюджета напоминает бюджет Советского Союза второй половины 70-х гг., когда расходы были серьезно перекошены в сторону социальных и военных. Эти две строки — крупнейшие и в современной России. В 2011 г. на «социалку» будет потрачено 3 трлн руб. (27,7% расходов бюджета), на оборону — 1,5 трлн руб. (14,1%). В 2013 г. эти показатели возрастут до 3,5 трлн руб. (28,2%) и 2,1 трлн руб. (16,4%).
В 2007 г. бюджет был бездефицитным при цене нефти в $35/баррель, в 2008 г. — $60, напоминает начальник аналитического отдела BNP Paribas Юлия Цепляева. В 2009 г. по бюджету серьезно ударили антикризисные меры, правительство выделило на поддержку экономики 2 трлн руб., в результате бюджет пришлось сводить с дефицитом (5,9% при цене нефти $61/баррель). В 2010 г. серьезно выросли пенсионные расходы — трансферт в Пенсионный фонд увеличился с 800 млрд руб. до 2 трлн руб. «Продолжаем жить не по средствам», — отмечает Ю.Цепляева.
Структурно экономики Советского Союза и России все-таки отличаются, замечает замдиректора ИМЭМО РАН Евгений Гонтмахер. Доля импорта в СССР была существенно меньше. С одной стороны, это приводило к дефициту, с другой — существовало собственное производство одежды и потребительских товаров. Российская же экономика, напротив, зависима от импорта. Но беспокойство П.Авена можно понять, главными характеристиками российской экономики, как и в советское время, остаются неэффективность производств и деградация, связанная с коррупцией и низким уровнем конкуренции, считает Е.Гонтмахер.
«Мы действительно все больше централизуемся, зависим от нефти и государственного регулирования», — соглашается председатель «Деловой России» Борис Титов. Сегодняшняя экономика во многом государственная, развивается по ресурсной модели, ее основу составляют 40-50 сырьевых компаний. А запланированное повышение ЕСН способно добить многие производства, говорит Б.Титов.
Государство пытается участвовать в секторах, где это совершенно не нужно, отмечает владелец Valars Group (зернопроизводитель и трейдер) Кирилл Подольский. В качестве примера он приводит создание «Объединенной зерновой компании» (ОЗК). Теперь появилась угроза монополизации экспорта зерна, создания условий для неравного доступа к инфраструктуре, объясняет К.Подольский.
Чиновники разделяют озабоченность из-за разросшегося госсектора, который мешает развиваться частному бизнесу, говорит помощник Президента РФ Аркадий Дворкович: «Во многом из-за этого были объявлены планы масштабной приватизации до 2015 г.».
«П.Авен, безусловно, прекрасный экономист», но всего лишь высказал свою точку зрения, замечает пресс-секретарь Премьер-министра РФ Дмитрий Песков. Проблемы с конкуренцией в стране существуют, но они некритичны. Когда же в кризис государство увеличивало участие в экономике, спасая компании и банки, ни у кого это не вызывало нареканий, продолжает он.
«Петр Олегович имеет в стране успешный бизнес, этот бизнес, как мы знаем, развивается, значит, все не так страшно», — указывает Д.Песков. Высокие социальные расходы бюджета — мера, вызывающая дискуссию не только у экспертов, но и в правительстве, но социальная ориентированность бюджетных расходов была и остается главным приоритетом правительства Владимира Путина, заключает Д.Песков.
Государственная политика в ближайшее время вряд ли изменится, уверен О.Вьюгин. А объявленная программа приватизации не решит проблем. Ведь на продажу будут выставлены миноритарные пакеты акций. А сами сделки будут носить скорее фискальный характер, их главная цель — получить дополнительные доходы для бюджета, а не снизить долю государства в экономике.
Ваш комментарий
|
|
«Основные черты экономики России – запредельные кредитные ставки, беспредельные монопольные тарифы и безбашенная финансово — экономическая политика» — аминь, мягко говоря…
Больше всего расстраивает вертикальная система управления рыночными процессами. В наше время с моделью «Госплана» врятли можно дальше Москвы уехать. А модель ОЗК, честно говоря, смахивает на авантюру. Врятли кто-нибудь за нее сможет предложить и половину стоимости. А тем более, что сроки уже назначены. Значит потенциальные инвесторы теперь могут неторопиться.
Вся экономическая среда в России делится примерно на две части — рублевую и инвалютную. Экспорт находится в отрыве от национального хозяйства, поскольку базой экспортных цен являются цены мировых товарных рынков. Рублевая часть в свою очередь делится на две части — монопольную и немонопольную.
Монопольная часть исключает конкуренцию по определению. Цены в ней формируются по тем же принципам, по которым в советское время формировались плановые цены. Разница в том, что в советское время затраты производителей считали более точно. В ценообразовании применялись нормативы рентабельности, которые надо было обосновать. Современные российские монополисты фактически устанавливают цены так, что на средства, включаемые в затраты, можно приобретать весьма солидные непрофильные активы.
Вторая часть рублевого сегмента — цены немонополизированных производителей формируются в условиях засилья паразитических посредников, которые практически блокируют развитие конкуренции. Реальным посредникам, которые могли бы конкурировать между собой и работать на снижение цен, не дают прохода аффилированные с паразитическими структурами органы власти и представители монополий.
В ближайшие три года сохранятся условия для более высоких по сравнению с запланированными правительством показателями темпов инфляции. Но разработка государственной ценовой политики остается вне зоны внимания правительства.Поддерживаемое государством повышение цен создает основу для инфляционного роста цен в России на период до 2013 г. и порождает проблемы воспроизводственного и социального характера. По отраслям выглядит это так.
Средние тарифы на электро-энергию для всех потребителей возрастут в 2011 г. на 13—15%, в 2012-м — на 11—13, в 2013-м — на 10—12%. Средний регулируемый тариф на природный газ для всех потребителей увеличится в 2011 г. на 15,3%, в 2012-м — на 15,6, в 2013-м — на 15%.Для большинства производителей товаров запланированный рост цен в энергетике в ближайшие три года создаст серьезные проблемы увеличения издержек.В наиболее сложной ситуации окажутся обрабатывающая промышленность, пищевая промышленность и.т.д.
Особое положение с ценами в сельскохозяйственном секторе. Попытки заморозить растущие цены напоминают ситуацию 2007 г. Но сценарий 2007 г. схож с сегодняшней ситуацией только в одном: тогда цены заморозили после достижения предельного уровня по отношению к платежеспособному спросу. Инфляционный рывок удалось остановить, поскольку отсутствовали внутренние причины для экстремального роста цен.
Сейчас внутренние причины есть, причем значительные. Поэтому экономические ведомства заинтересованы в повышении цен. Регионы, пострадавшие от засухи, оценивают потери села в 160 млрд руб. Объем дотаций ориентировочно составит только 45 млрд руб. Но в бюджете нет денег даже для пролонгации лизинговых платежей сельхозпредприятий. Если агропромышленный комплекс не наберет за счет повышения цен недостающие 115 млрд руб., значительное число хозяйств разорится. Отвечать за сложившееся положение в селе придется населению. В пользу этого говорят и следующие факты.
Деньги селу нужны сегодня и срочно. Поставки зерна из интервенционного фонда задержаны. Нуждающимся придется покупать его по высоким ценам из скудного урожая засушливого года. А приход в переработку дорогого сельхозсырья полностью снимает основание для вмешательства в цены.
Население будет вынуждено расплачиваться за итоги аномального лета. Но проблема в том, что, покупая дорогой хлеб, граждане при нынешней ценовой политике будут способствовать обогащению не села, а зернотрейдеров. Ведь сбыт сельхозпродукции в РФ монополизирован как ни один другой товарный рынок.
Аминь это точно. Вся проблема в выкачивании денег спрутами-монополиями, подконтрольными олигархам и правительству, в свою очередь тоже подконтрольное олигархам. И говорить о инфляции 7-8%, когда тарифы растут мин на 15% верх цинизма со стороны правителей. Ещё больший цинизм это ставка рефинансирования, если сравнить с европой и японией ,то сразу видно кто думает о завтрашнем дне, а кто собирается жить… в завтрашнем дне, только….. в европе. А повышение налоговой нагрузки это уже явное расписывание в бессилии и неспособности менять там, где действительно надо менять. Ну а про пиление и откаты все и так в курсе..короче назад в будущее…точнее девяностые.