«В настоящий момент я подписал закон, который должен будет внедрить страхование в жизнь села, в жизнь аграрного производителя. Надеюсь, что они будут работать», — заявил Медведев.
По словам Медведева, до настоящего времени страхование в этой сфере в России практически не развивалось. По словам главы государства, это имело очень большие проблемы и последствия. Медведев привел в пример ситуацию прошлого лета, когда большую часть страны поразил неурожай. Президент напомнил, что страховые механизмы не сработали и пришлось компенсировать потери за счет государственных вливаний.
Новый закон определяет объекты сельхозстрахования (урожай, посадки многолетних насаждений, сельскохозяйственные животные). Также законом определены риски, при страховании которых осуществляется поддержка государства и условия оказания такой поддержки сельхозпроизводителю.
Ваш комментарий
|
|
Без поддержки государства задачу нарастающего присутствия на мировом рынке не решить. У бизнеса другой горизонт планирования, нет геополитического подхода к постановке целей. Без помощи государства российские экспортеры зерна не выйдут на тихоокеанский рынок и не сохранят присутствие на рынке стран Центральной Азии, куда все активнее устремляется Казахстан. В межправительственных переговорах на высшем уровне обсуждаются вопросы поставки вооружения, но агропродовольственная продукция и, в частности, зерно является не менее перспективной темой в рамках международного разделения труда и наполнения российской экономики деньгами. Например, в 2007 г. от продажи российского зерна было выручено около 4 миллиардов долларов. Могло быть и больше, поддержи государство кредитами страны-импортеры. Речь идет о так называемых связанных кредитах на закупку российского зерна и муки. Россия имеет опыт получения таких кредитов: в 1990-е годы Америка и Европа предоставляли нам целевые кредиты на покупку продовольствия, причем по явно завышенным ценам, тем самым поддерживая своих экспортеров и своих производителей.
Могут возразить, что аграрии получают помощь в самом производственном цикле в виде, например, компенсации роста цен на ГСМ и субсидий на закупку минеральных удобрений. Но в структуре себестоимости зерна доля этих выплат составляет суммарно 3-5% с дифференциацией по видам зерна. Государство не предусматривает ни ускоренного порядка возмещения экспортного НДС (в настоящее время сроки возмещения НДС организациям-экспортерам зерна составляют от 6 до 10 месяцев.), ни исключительного коэффициента к железнодорожному тарифу для зерна, предназначенного для экспорта, ни субсидий по кредитам производителям экспортной продукции.
Осложняет ситуацию география отрасли. Несмотря на то, что максимальные избыточные объемы зерна находятся в Центральном, Южном и Приволжском федеральных округах, значительную часть фуражного зерна производят в Сибири и на Южном Урале. Учитывая, что почти 80% экспортных отгрузок зерна осуществляются через Новороссийск, сибирское зерно с учетом транспортных издержек не имеет шансов на прибыльный экспорт. Впрочем, для сибирского зерна все было бы не так безнадежно, будь у нас экспортный терминал на Дальнем Востоке. Тем более, что азиатский тихоокеанский регион очень перспективен для внешней торговли зерном. Но такого терминала на востоке страны просто нет. Государство устранилось от создания инфраструктуры экспорта. Единственной формой участия государства в решении инфраструктурных проблем стало субсидирование ставок по кредитам, взятым на развитие портовой инфраструктуры, благодаря чему было построено несколько новых портов.
Экспортный потенциал нависает над отраслью. Если государственная политика не создаст условий для его реализации, то закупорка экспортных каналов станет не просто упущенной возможностью отрасли, но приведет к разорению сельскохозяйственных товаропроизводителей. Сочетание высокого урожая и мирового финансового кризиса ведет к резкому падению цен на мировом и российском рынках. Если экспорт не станет масштабным проектом развития отрасли, то перепроизводство разорит аграриев. Защита экспортных возможностей — это, прежде всего, защита стабильности внутреннего рынка зерна. Масштаб проблемы оправдывает ожидания бизнеса на помощь государства. Но пока государство не оправдывает этих надежд.
Какой тут порт во Владивостоке? Денег не хватает на строительство моста в рамках подготовки к саммиту АТЭС-2012!
«За год до открытия мероприятия, на подготовку к которому тратят свыше $22 млрд. построено немногим больше половины объектов, а мосты на остров Русский могут оказаться недостроенными. Пока из воды виднеются лишь гигантские столбы.»
http://polit.ru/news/2011/07/18/transport/
Системы сельскохозяйственного страхования с элементами государственной поддержки существуют в большинстве развитых и развивающихся стран. Наиболее удачными из них считаются системы сельскохозяйственного страхования, созданные в Испании, США и Канаде.
Таблица 1. Способы преодоления изложенных выше ограничений на примере других стран.
Ограничение Решение
Проблема 1. Отсутствие стимулов у сельхозпроизводителей заключать договор страхования
Наличие альтернативной системы поддержки сельхозпроизводителя на случай неурожая Канада. Если страховые компании предлагают страхование определенной культуры, то фермер больше не сможет обратиться к государству за помощью. При решении страхователя об отказе от участия в субсидированной программе страхования, он теряет право на получение любых сельскохозяйственных государственных субсидий на протяжении следующих 3 лет.
Плохая продуктовая линейка США. Минимальное страховое покрытие — катастрофическое (CAT) предполагает возмещение убытков при недоборе 50% урожая. Вся премия по этому продукту субсидируется правительством США, фермер платит только фиксированную плату за участие в программе. Всего в США существует более 370 страховых продуктов в сфере сельскохозяйственного страхования. Покрытие разработано для более чем 100 культур.
Канада. Страхователь может выбрать уровень покрытия в 50%, 60%, 70%, 80%, 85% и 90%.
Неудобные условия оплаты Испания. Сельхозпроизводитель заключает договор страхования с АО «Агросегуро», выступающей от имени страховых компаний и обращающейся напрямую к государству за субсидиями.
США. Субсидии выплачиваются страховым компаниям. Фермер должен уплатить только свою часть суммы премии.
Австрия. В случае отсутствия выплат субсидии по премиям возвращаются правительствам Федерации и провинций, из которых каждое получает по 25% от возвращаемых сумм.
Значительное число спорных случаев при урегулировании убытков Индекс погоды (используется в странах Европы, Латинской Америки, Африки и Азии).
Страховым событием признается падение индекса ниже установленного расчетами значения. Плюсы: не нужен осмотр посевов, уточнение ущерба, нет антивыбора и морального риска.
Проблема 2. Отсутствие стимулов для повышения уровня производительности аграрных хозяйств Канада. Премия для страхователя основывается на параметрах риска по культуре, региону и его отдельному хозяйству.
Австрия. Фермеры предоставляют данные по их деятельности (урожайности), которые используются для определения дисконтов (скидок).
Проблема 3. Финансовая несбалансированность системы Испания. Планы аграрного страхования разрабатываются Агентством ENESA на трехлетний и годовой срок и утверждаются со стороны Министерства сельского хозяйства и Министерства экономики Испании.
Проблема 4. Финансовая неустойчивость системы США. Правительство предоставляет страховым компаниям перестрахование первого уровня.
Австралия. Удержание рисков местными филиалами страховых компаний составляет около 20%. Остальные 80% перестраховываются компаниями с рейтингом надежности не ниже уровня А S&P.
Проблема 6. Низкий уровень развития инфраструктуры
Отсутствие института независимой экспертизы Испания. Оценка убытка на местах выполняется независимыми экспертами, которые работают на основании соглашения с «Агросегуро», а не с отдельными страховыми компаниями.
Австралия. Урегулирование и оценка убытков производится несколькими специализированными компаниями по оценке убытков (loss-adjusters), которые отчитываются, в первую очередь, перед андеррайтинговыми компаниями.
Неразвитая статистическая база Канада. Покрытие предоставляется фермеру в виде гарантии собираемого урожая и базируется на индивидуальной статистике фермера.
Австралия. Тарифы по страхованию полевых культур и хлопка базируются на многолетней статистике по убыткам, нанесенным градом. Подобная статистика по пшенице собирается с 1965 года. Она же является базовой для всех полевых культур и даже для садов и виноградников.