Казахстан. Элеваторы перегружены зерном
17 March 2010, 12:46

До сих пор большой интерес к казахстанской пшенице проявляют иранские зернотрейдеры. Они заявляют, что готовы закупать пшеницу на казахстанских ж/д станциях на границе и с морпорта «Актау» по $180/т в неограниченном количестве. В Иране тонна казахстанской пшеницы 3 класса торгуется в пределах $260-$290. Но казахстанские зернотрейдеры не могут отправлять по железной дороге зерно на Иран, так как на станции «Сарахс» до сих пор действует конвенционный запрет, отмечает «Казах-ЗЕРНО».

По мнению руководителя Союза фермеров Казахстана Ауэзхана Даринова, КазАгро, минсельхоз и правительство РК не предпринимают достаточных и эффективных мер для решения проблем со сбытом казахстанского зерна на экспорт, хотя получили прямое задание на этот счет от президента страны Нурсултана Назарбаева.

«Вот уже несколько месяцев к ряду на станции «Сарахс» действует конвенционный запрет, из-за чего невозможно доставлять казахстанское зерно в Иран по железной дороге. Совершенно очевидно, что конвенционный запрет используется только с одной целью – ограничить доступ нашего зерна на иранский рынок, — говорит А.Даринов. — Серьезной проблемой для нашего зернового экспорта являются ограниченные мощности АО «Ак Бидай Терминал». Значит, надо строить там дополнительные мощности. Но наши чиновники заявляют, что это невозможно, так как вся прилегающая территория вокруг «Ак Бидай Терминала» на побережье Каспия выкуплена частниками. Как получилось, что стратегически важная для государства территория на побережье оказалась в руках частников?».

Некоторые казахстанские зерновые компании попытались организовать перевалку зерна на Иран через морпорт «Актау» в биг-бегах. Но в министерстве транспорта и коммуникаций РК им сообщили, что перевалка зерна в биг-бегах через порт «Актау» не представляется возможной, так как порт не располагает специальными складскими и иными площадями, обеспечивающими надлежащий температурный режим и соответствующие условия по влажности, гарантирующие сохранность зерна.

Предприниматели негодуют. Почему на станции «Дружба», например, куда зерно доставляется в мешках, и где вообще нет никаких условий, гарантирующих сохранность зерна по влажности и другим параметрам, отгрузка под открытым небом производится, а через порт «Актау», где достаточно крытых помещений, это невозможно? По мнению предпринимателей, транспортировка зерна в биг-бегах более надежна, чем в мешках, в которых сейчас отгружают зерно в Китай. Помимо этого, зерно в биг-бегах обязательно укрывается плотными влагонепроницаемыми пологами, что гарантирует защиту от осадков, влаги.

Но руководство порта «Актау» под надуманными предлогами старается уклониться от перевалки зерна в биг-бегах. Хотя такая перевалка позволила бы параллельно с терминалом «Ак Бидай» переваливать в Иран дополнительно по 60 тыс. тонн зерна ежемесячно.

Все это лишний раз свидетельствует о том, что все-таки основной проблемой казахстанского зернового рынка на сегодня является не столько слабый спрос на зерно на внешних рынках, сколько неотрегулированные экспортные маршруты, проблемы логистики, транспортировки и т.д.

По данным Агентства по статистике Республики Казахстан, на начало марта 2010 года общие запасы пшеницы по республике составляют 12 млн 361 тыс. тонн. В том числе 10 млн 140 тыс. тонн продовольственной пшеницы (на начало февраля было 11 млн тонн, снижение за месяц — 860 тыс. тонн). Крупные агроформирования располагают 1 млн 795 тыс. тонн продовольственной пшеницы (на начало февраля было около 2 млн тонн, снижение запасов составило около 200 тыс. тонн). В фермерских хозяйствах на данный момент хранится 882 тыс. тонн товарного зерна (около 1 млн  тонн было в феврале, снижение примерно на 100 тыс. тонн). 6 млн 632 тыс. тонн хранится на данный момент на ХПП и элеваторах (на начало февраля было 6 млн 926 тыс. тонн). За месяц запасы товарной пшеницы на ХПП и элеваторах сократились лишь на 294 тыс. тонн. На мелькомбинатах и других предприятиях запасы стабильные — 830 тыс. тонн.

Запасы фуражной пшеницы сохраняются в районе 260 тыс. тонн.

Запасы товарного ячменя по республике составляют на сегодня 330 тыс. тонн (354 тыс. тонн было на начало февраля). Фуражного ячменя — 667 тыс. тонн (734 тыс. тонн было в феврале).

С 1 апреля 2010 года Иран вводит 40% импортные пошлины на фуражную пшеницу и ячмень. Данная мера будет действовать на территории Ирана до 1 октября 2010 года. По данным финансово-экономического отдела АО «Ак бидай Терминал», в 2010 году порт «Актау» через терминал планирует перевалить 400 тыс. тонн зерна. В основном зерно пойдет в Иран (пшеница и ячмень). Но в связи с введением импортных пошлин на фуражную пшеницу и ячмень, экспорт из Казахстана данных видов зерна в Иран может значительно сократиться. А если учесть, что 95% экспорта казахстанского ячменя до этого составлял Иран, то возникает вопрос: а стоит ли в нынешнем году выращивать ячмень на экспорт? Видимо, казахстанским аграриям придется значительно скорректировать структуру посевных под зерновые в текущем году с учетом того, что ячмень можно будет сеять только для собственных потребностей.

За февраль 2010 года по железным дорогам Казахстана было отгружено на экспорт 387,7 тыс. тонн зерна. Отгружено по республике 191,5 тыс. тонн. За февраль отгрузки на экспорт по железной дороге в российском направлении составили 205,5 тыс. тонн. В Среднюю Азию отгружено 76 тыс. тонн зерна. В Афганистан — 11 тыс. тонн. В Иран по железной дороге отгружено 45 тыс. тонн.

В Китай в феврале по железной дороге отгружено 6 тыс. тонн казахстанского зерна.

Судя по тому, что из пришедших в движение в феврале 860 тыс. тонн товарной пшеницы только около 380 тыс. тонн ушло на экспорт, остальную часть могли закупить мелькомбинаты.

Наиболее сложная ситуация по сбыту зерна складывается в агроформированиях и в фермерских хозяйствах. Первые за февраль смогли реализовать лишь около 200 тыс. тонн товарной пшеницы, фермерские хозяйства — около 100 тыс. тонн. Крестьяне, на складах и в хранилищах которых имеется еще около 900 тыс. тонн товарной пшеницы, оказались в самом незавидном положении. С приходом весеннего тепла зерно, находящееся на складах и хранилищах, подвергается риску заражения паразитами.

Многие скупщики зерна ждали этого часа. Теперь крестьянину в любом случае надо приводить в движение зерно — на носу посевная и нужны оборотные средства.

И без того сложную для аграриев ситуацию усугубляют банки второго уровня, которые под разными предлогами отказываются принимать у крестьян зерновые расписки в качестве залога по кредиту. Поэтому, получение кредитов в банках второго уровня для сельхозников становится еще более проблематичным. В этой ситуации некоторые аграрии вынуждены сбывать зерно по низкой цене, нежели тратить драгоценное время на обивание порогов банков с тщетной надеждой получить кредит на разумных условиях. В итоге — цены на зерно пошли вниз.

По прогнозам некоторых экспертов, в самое ближайшее время стоимость пшеницы 3 класса на элеваторах Целинной железной дороги может упасть на $25 до 13000 тенге/т ($88,4).

В Северо-Казахстанской области в настоящее время тонна пшеницы 3 класса на элеваторах Южно-Уральской железной дороги стоит на 3,4% до 13247 тенге/т ($90,7), на хлебоприемных предприятиях Целинной железной дороги пшеница снизилась в цене на 2,9%, до 15205 тенге/т ($103,3). Пшеница 3 класса с высоким содержанием клейковины (27-30%) на хлебоприемных предприятиях Целинной железной дороги торгуется по 17169 тенге/т ($116,5).

Цены на ячмень, уже которую неделю подряд, остаются на прежнем уровне. На элеваторах Южно-Уральской железной дороги стоимость тонны ячменя составляет 6800 тенге ($46,2) и на элеваторах Целинной железной дороги на тех же условиях — 7800 тенге/т ($52,3).

Цены на муку всех сортов на этой неделе снизились на 1%. Мука 1 сорта стоит в Северном Казахстане 31027 тенге/т ($210,3), 2 сорта — 22749 тенге/т ($154,1). Цена на тонну муки высшего сорта составляет 35627 тенге ($242,4).

В Акмолинской области — зернотрейдеры предлагают пшеницу по 15447 тенге ($104,3), что на 1,3% ниже, чем на предыдущей неделе. Стоимость ячменя 2 класса стоит на отметке 8400 тенге ($56,2). Мука всех сортов на этой неделе подешевела примерно на $2. Мука высшего сорта реализуется на этой неделе по 34822 тенге/т ($236,5), мука 1 сорта — 31522 тенге ($214,1) и мука 2 сорта — 23909 тенге ($162,2).

Упала в цене пшеница и в Костанайской области. Здесь падение составило 3,4%. Тонна пшеницы 3 класса в Костанае стоит 17060 тенге ($115,4). Цена на ячмень 2 класса составляет 8700 тенге/т ($59,3). Мука 1 сорта реализуется по 28674 тенге/т ($194,3), мука 2 сорта — по 23944 тенге ($162,1). Что же касается муки высшего сорта, то мукомолы предлагают ее по 30934 тенге ($210,5). В области мука подешевела на 1,1%.

В Павлодарской области на сегодняшний день стоимость пшеницы 3 класса зафиксирована на отметке 16805 тенге/т ($114,4), что меньше цены прошлой недели примерно на $4. Ячмень 2 класса стоит 11350 тенге/т ($76,2). На муку расценки снизились: 1 сорт — 30352 тенге/т ($206,2), 2 сорт — 25022 тенге ($169,5), высший сорт — 37852 тенге/т ($256,1).

В Восточно-Казахстанской области пшеницу 3 класса предлагают по 17957 тенге/т ($121,2). Ячмень торгуется по той же цене, что и ранее — по 9900  тенге ($66,4). На муку 1 сорта зафиксирована цена ниже прошлой на $1-2 — 31099 тенге/т ($211,1), мука 2 сорта стоит на данный момент 28694 тенге ($194,1). Мука высшего сорта торгуется по 40594 тенге ( $275,3).

В Западно-Казахстанской области пшеница 3 класса стоит на 2,3% ниже, чем на прошлой неделе, и ее можно приобрести по 19340 тенге ($131,2). Цены на муку по сравнению с предыдущей неделей опустились на 1% и составили: 1 сорт — 31097 тенге/т ($211,5), 2 сорт – 27422 тенге/т ($186,4) и высший сорт — 40825 тенге/т ($277,2).

В центральном регионе Казахстана пшеницу 3 класса предлагают по 17912 тенге/т ($121,9). Пшеница подешевела на 3,2%. В Караганды трейдеры реализуют муку всех сортов по цене ниже на $2 цены прошлой недели: 1 сорт — 32909 тенге ($223,4), 2 сорт — 26649 тенге ($181,3) и высший сорт — 36704 тенге ($249,5). Ячмень продается по 11000 тенге ($79,1).

Закупочные цены на пшеницу 3 класса в Алматы составляют 19640 тенге/т ($133,2). Муку высшего сорта реализуют по 38310 тенге ($260,4), 1 сорта — по 34137 тенге ($231,5), 2 сорта — 27940 тенге/т ($189,4). Ячмень на этой неделе в Алматы продается по 13645 тенге ($92,2).

В Шымкенте пшеница подешевела на 3,1%. Трейдеры приобретают пшеницу 3 класса по 18660 тенге/т ($126,1). Стоимость муки всех сортов на этой неделе снизилась на 0,9%: 1 сорт – 34909 тенге/т ($237,3), 2 сорт — 27327 тенге/т ($185,5), высший сорт — 40402 тенге/т ($274,4).

В Жамбылской области пшеница 3 класса реализуется по 19050 тенге ($129,1). Ячмень 2 класса не подорожал и не подешевел — 11500 тенге/т ($77,3). Стоимость муки высшего сорта — 36962 тенге ($251,4), 1 сорта — 34667 тенге ($235,3), 2 сорта — 26474 тенге ($179,5).

В Актюбинской области на текущей неделе стоимость пшеницы 3 класса зафиксирована на отметке 17616 тенге/т ($119,1). Муку высшего сорта мукомолы продают по 38285 тенге ($260,2), 1 сорта — по 34671 тенге ($235,3), 2 сорта — по 2677 тенге/т ($187,5).

Цены на казахстанскую пшеницу и муку на южных границах республики и в Средней Азии остаются на прежнем уровне.

Пшеница 3 класса на условиях DAF ст. Луговая (Казахстан-Кыргызстан) — 21050 тенге/т ($143), на ст. Сары-Агаш (Казахстан-Узбекистан) — 21635 тенге/т ($147) и на ст. Амузанг (Узбекистан-Таджикистан) — 27525 тенге/т ($187).

Стоимость муки 1 сорта DAF ст. Луговая мука составляет 30400 тенге/т ($226,6), на ст. Сары-Агаш — 34000 тенге/т ($230,3) и на ст. Амузанг — 40000 тенге/т ($271,3).

Пшеница 3 класса на условиях CPT ст. Хайратон (Узбекистан-Афганистан) продается по 27818 тенге/т ($189,3), стоимость муки 1 сорта на этих же условиях — 37700 тенге/т ($255,6).

Теги     пшеница      зерно      экспорт      импорт      Казахстан   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Поставки ячменя из России в Китай выросли в 13,4 раза
"Агроэкспорт": поставки ячменя из РФ в КНР в январе-феврале выросли в 13,4 раза
Россия представила странам БРИКС предложение создать зерновую биржу
Россия представила партнерам по БРИКС инициативу по созданию зерновой торговой площадки объединения