II Всероссийская конференция «Зерновой Кавказ»
25 May 2012, 10:00
Доклад начальника отдела мониторинга и маркетинга рынка грузовых перевозок ТЦФТО Северо-Кавказской железной дороги Елены Иваницкой.
Урожай зерна в России в 2011 году – 93,8 млн. тонн, в том числе в регионе обслуживания Северокавказской железной дороги — 29,2 млн. тонн, 105,5% к прошлому году.
Погрузка зерна в 2011 году – 7.8 млн. тонн (в сутки в среднем 21.46 тыс. тонн), что составит 178, 5 % к погрузке 2010 года.
После снятия запрета экспорта зерна с 1 июля 2011г. 90 % зерновых грузов отгружалось со станции СКЖД в порты Новороссийска и Туапсе. Погрузка июля 2011 составила – 24. 7 тыс. тонн в сутки (256,4% к погрузке июня, 167, 2 к июлю 2010 г.). Пик погрузки пришелся на август месяц (33 тыс. тонн в сутки). Но уже в конце августа и первой половине сентября, по причине необеспечения выгрузки вагонов ОАО «НЗТ» и ОАО «НКХП» действовал конвенционный запрет на погрузку зерна назначением на ст. Новороссийск-эксп. В октябре погрузка составила – 31 тыс. тонн в сутки, в ноябре – 27, 6 тыс. тонн в сутки, в декабре – 26, 5 тыс. тонн в сутки. Причинами роста к 2010 году стали высокий спрос на внутреннем рынке со стороны пострадавших регионов от засухи, предоставление исключительных тарифов для перевозок во внутреннем сообщении, открытие 1 июля свободного экспорта (погрузка экспорта была остановлена 6 августа 2010 г.) и высокий урожай зерна 2011 г.
Наличие зерна на элеваторах, благоприятная ценовая конъюнктура на рынке позволяли рассчитывать на уровень погрузки в первом квартале 2012 года выше аналогичного периода прошлого года, когда действовал запрет на экспорт, на 18-20% (1 квартал 2011 года – 18,7 тыс. тонн в сутки). Остатки на элеваторах на протяжении января-марта превышали 1, 2 млн. тонн, с учетом постоянного пополнения из фермерских хозяйств. Цена на тонну продовольственной пшеницы в январе составила – 243$, в феврале — 253$, в марте — 277$, в апреле — 275$. Прогнозы на основе опроса ключевых грузоотправителей и оценки сложившейся ситуации на внешнем рынке: январь – 21 тыс. тонн в сутки, февраль – 22 тыс. тонн, в марте – 22. Фактические данные: январь – 19, 2, февраль – 16,3,март – 12, 3 тыс. тонн. Итого среднесуточная погрузка 1 квартала 2012 г – 16 тыс. тонн, что составило 86, 8% к прошлому году.
Неблагоприятные погодные условия в первые два месяца года отразились на работе портов, что привлекло к введению конвенционных ограничений погрузки зерна в адрес Новороссийска и Туапсе. Потери 1 квартала по данной причине составили 167 тыс. тонн. Из 11 млн. экспорта зерна из Южного и Северо-Кавказского регионов за период июль 2011г. – март 2012 железной дорогой погружено – 5.95 млн. тонн, автотранспортом – 5. 2 млн. тонн.
Складские остатки на элеваторах по всем регионам на 1.05 составляли 1.1 млн. тонн, в том числе по Краснодарскому региону – 228 тыс. тонн, по Минераловодскому – 600 тыс. тонн, 496 интервенционный фонд, Ростовскому – 221 тыс. тонн. В первой декаде апреля цена на внешнем рынке сохранялась на уровне марта (275$ за тонну). В апреле-мае начинаются работы по зачистке элеваторов для подготовки хранилищ к завозу зерна нового урожая. Кроме этого в этот период растут ставки за хранение зерна (январь-февраль – 40 руб/тонна, март-апрель-60руб/тонна). Ключевыми грузоотправителями были задекларированы следующие объемы погрузки на май: ООО «МЗК Ростов» — 27 тыс. тонн, ООО «МЗК-Кубань» — 60 тыс. тонн, ООО «МЗК Юг» — 90 тыс. тонн, ЗАО «Витал Агро» — 30 тыс. тонн. Т.о. грузовая база для погрузки в мае – 10 тыс. тонн в сутки.
Перевозка зерна осуществляется в подвижном составе 14 собственников. Объем погрузки зерна в вагонах ОАО «Русагротранс» составил 84%; ООО «РусТрансКом» — 12%; инвентарный парк – 2%; в вагонах остальных собственников – 2%.
За 4 месяца по дороге погружено 1.7 млн. тонн (14, 4 тыс. т/сут)зерновых грузов, что составило 84% к прошлому году.
В апреле по дороге погружено 289,1 тыс. тонн зерновых грузов (9.6 тыс. тонн в среднем в сутки) – 72,4 к прошлому году.
Доля экспорта в общем объеме погрузки зерна в апреле составила 78%. В Египет отгружено 123 тыс. тонн пшеницы, в Перу – 38 тыс. тонн, в Иорданию – 24 тыс. тонн, в Никарагуа – 15 тыс. тонн, в Сирию – 11 тыс. тонн пшеницы, в Азербайджан 6 тыс. тонн зерна кукурузы и 2 тыс. тонн остальных зерновых грузов.
Прогноз на 2012 год – 7.8 тыс. тонн зерновых грузов (99, 2 к 2011 году). Прогноз погрузки на май – 278 тыс. тонн (9.0 тыс тонн в среднем в сутки), что составит 89, 2 к прошлому году.
В регионе систематически проводятся встречи, в том числе с привлечением административного ресурса региона. Данные встречи показывают, что есть понимание по ряду вопросов, и мы совместными усилиями способны наладить стабильную работу. Ведь положительный результат в работе возможен при согласованных действиях всех участников перевозочного процесса. Со своей стороны Северокавказская железная дорога, безусловно, обеспечит выполнение необходимых объемов перевозок.
Ваш комментарий
|
|