Эксперт о перспективах производства сельхозпродукции на экспорт
09 November 2015, 15:03

Николай Лычев, главный редактор журнала «Агроинвестор», о перспективах производства сельхозпродукции на экспорт.

Поддержка ориентированных на экспорт производств все больше овладевает умами людей, сейчас принимающих решения в нашем государстве. То же могу сказать о тех, кто этим людям советует, и топ-менеджменте ведущих госбанков. То же вижу уже не только в экспертном сообществе и межотраслевом медиапространстве, но и на массовом уровне. Больше полугода тема экспорта все чаще проскальзывает в многотиражных СМИ и на эфирных телеканалах. Ее формируют в том числе топовые ньюсмейкеры, такие как премьер, министры сельского хозяйства и экономразвития.

За последний месяц с небольшим я слышал о перспективах экспорта, например, от руководителя агентства ЭКСАР Петра Фрадкова, главы ВЭБа Владимира Дмитриева, министра финансов Антона Силуанова, экс-главы Минфина Алексея Кудрина, главного экономиста ВЭБа Андрея Клепача, ректора АНХ при правительстве Владимира Мау. С одними общался, других слушал на мероприятиях, куда меня приглашали. Формируется мнение, и это хорошо. Оно — основа для лоббирования, инвестирования, создания законодательной основы экспорта, его инфраструктуры и многого другого. Позитивно и то, что экспорт рассматривается не в качестве оборотной стороны импортозамещения или его продолжения, а как самостоятельная величина: драйвер российской экономики, инструмент снижения зависимости от продажи углеводородов, один из способов поддержания занятости и восстановления роста.

Вы скажете, «не верим», «очередная кампанейщина», «поговорят и забудут»? Спорить не стану, не умею предсказывать будущее. Для меня экспорт — это не вопрос веры. Это шанс, который нужно использовать и на котором нужно настаивать. Для агро развитие экспортоориентированных производств — это диверсификация господдержки, которую давно пора переориентировать с субсидирования объемов на добавленную стоимость и прочие направления, генерирующие капитал. Экспорт — хороший вызов для бизнеса. В отличие от внутреннего рынка, там жесткая конкурентная среда. Чтобы работать на внешних рынках, придется осваивать новые технологии, сертифицировать предприятия, бороться за качество продукта и при этом сокращать издержки. Экспорт для агро — это новые рынки сбыта в условиях сжимания спроса на такие продукты, как мясо. Судя по положению экономики, спрос, похоже, еще долго будет стагнировать или снижаться вместе с реальными доходами.

Поставки на экспорт — это валютная выручка. Большинство производств в АПК держатся на импортных (либо производ¬ных от импорта) оборудовании, технике, семенах, агрохимии, инкубационном яйце, породах животных, кроссах птицы и многом другом. Неся валютные издержки, на внутреннем рынке они зарабатывают в рублях, при экспорте — будут зарабатывать в долларах и евро.

На примере рынка зерна мы уже сейчас видим, что бизнес южных производителей, встроенных в экспортные цепочки, несравнимо устойчивее и доходнее бизнеса аналогичных по масштабам и эффективности сибирских и черноземных агрокомпаний. Наконец, экспорт — источник частичного восстановления инвестиций в агро. Частный бизнес обескровлен и не может инвестировать, иностранные инвестиции есть только на уровне отдельных проектов, банки-доноры отрасли подпали под секторальные санкции и не в состоянии наращивать долгосрочные кредитные портфели.

Посмотрим на цифры. С 2010 по 2014 годы экспорт сельхоз- и пищевых продуктов вырос с $8 млрд до $19 млрд, а его доля в российском экспорте — с 2% до 4%. Теперь она почти такая же, как доля АПК в ВВП. Заметим, без субсидий, внешнеэкономической поддержки и единой стратегии. Если все это будет, то эффект можно мультиплицировать минимум в несколько раз.

Источник: agroinvestor.ru

Теги     экспорт     сельхозпродукция     эксперт     РФ  
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное
2 комментария
  1. Единая стратегия помогла бы сфокусировать усилия многих людей, на создание возможностей для увеличения общих доходов отрасли. Без нее сложно действовать последовательно, создавая пути к достижению общих целей. Экспорт имеет гораздо больше перспективы роста новой стоимости, чем импортозамещение, с емкостью рынка в 3-4% от мирового.

  2. Если раньше крупнейшей статьей украинского экспорта была сталь, то теперь ею стала сельскохозяйственная продукция. «Нам все время говорили, что мы не выживем без России и таможенного союза, – говорит министр сельского хозяйства Украины Алексей Павленко. – Но в Россию сейчас идет лишь 2% нашего сельскохозяйственного экспорта. Мы компенсировали [спад на этом направлении] выходом на новые рынки». Именно продукция агропрома помогла увеличить долю экспортных поставок в Азию (включая Китай) до более чем 35%.
    Украина «превратила проблему в благоприятную возможность», говорит Абромавичюс.
    Хотя в этом году экономический спад, как ожидается, составит 9%, появились признаки того, что дно достигнуто; в III квартале ВВП вырос на 0,7% по сравнению с предыдущим кварталом. В следующем году правительство рассчитывает на 2%-ный рост, хотя торговые ограничения со стороны России все-таки могут создать украинской экономике дополнительные проблемы, еще больше подорвав популярность правительства и создав проблемы обычным гражданам. Ведомости. P.S. В направлении производства сельхозпродукции на экспорт опыт Украины очень интересен.

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Важные
Два урожая за сезон. К такому будущему готовят аграриев региона (Видео)
Два урожая за сезон. К такому будущему готовят аграриев региона. Глобальное потепление и борьба с засухой подтолкнули тюменских биологов к новым экспериментам.
Ульяновские аграрии уже начали битву за урожай (Видео)
На полях проверяют состояние озимых культур. Обильные снегопады, которые обрушились на регион, стали настоящим подарком для сельхозпредприятий. Снежное покрывало сейчас оберегает озимую пшеницу от морозов и холодных ветров. Но есть и риски.