Девальвация не помогла
15 April 2014, 12:06
Правительство с трудом добилось профицита федерального бюджета в первом квартале 2014 года.
Ослабление рубля не привело к ожидаемому эффекту. Федеральный бюджет за первый квартал с трудом удалось исполнить с профицитом, и то лишь потому, что в январе зачислили неиспользованные за прошлый год деньги — 176 миллиардов рублей. Одновременно в том же январе расходы оказались на 100 миллиардов рублей меньше ожидаемого. В итоге получилось, что федеральный бюджет за первый квартал был исполнен с профицитом в 110,1 миллиарда рублей (0,7% ВВП).
Все это выглядит довольно неожиданно, особенно с учетом тех бодрых заявлений, которые делали финансовые власти страны. Буквально несколько недель назад они прогнозировали баснословные барыши для российского бюджета. Например, первый заместитель министра финансов РФ Татьяна Нестеренко говорила, что за счет нефти бюджет может получить до 400 миллиардов рублей дополнительных доходов, на ослаблении рубля — еще 360 миллиардов рублей. Замглавы Минэкономики Андрей Клепач называл еще бóльшие суммы — плюс 800-900 миллиардов рублей только на ослаблении рубля.
Директор аналитического департамента компании «Альпари» Александр Разуваев утверждает, что российскому бюджету еще повезло. «Ослабление рубля вызвано событиями на Украине, рисками санкций и военного конфликта, оттоком капитала из России. Вероятно, украинские риски в итоге уйдут и рубль укрепится. Это, конечно, негатив для бюджета, но, вероятно, правительство надеется на некоторое оживление экономики. Однако на фоне украинского кризиса не факт, что позитивный сценарий сбудется. Еще в начале года рынок ожидал, что рост экономики составит 2,5-3%. Теперь есть вероятность рецессии», — отмечает эксперт.
На прошлой неделе Минэкономики снизило свой прогноз прироста ВВП в 2014 году в базовом сценарии с 2,5 до 1,1%, практически вдвое. А год, по сути, еще только начался, и прогнозы аналитиков кажутся вполне себе вероятными. Например, прогноз «Уралсиб Кэпитал» по дефициту бюджета составляет 210 миллиардов рублей (0,3% ВВП) или даже больше: «Мы видим риски увеличения бюджетных расходов в нынешнем году в связи с напряженной ситуацией на Украине и недавними попытками Минэкономразвития смягчить бюджетное правило».
Ну, с бюджетным правилом пока все неясно: тут уж как Минфин с Минрегионразвития договорятся. А вот слабый рубль, при всей эффектности наполнения бюджета, оказался не столь эффективным и едва ли не принес больше вреда, чем пользы. По мнению Экономической экспертной группы, ослабление нацвалюты надувает доходы, но одновременно обесценивает расходы: «Удорожание доллара на 1 рубль приносит бюджету дополнительные 316 миллиардов рублей: увеличиваются в рублевом выражении нефтегазовые доходы и — за счет повышения номинального ВВП, инфляции, прибыли в рублевом выражении — ненефтегазовые. В то же время ослабление рубля ускоряет инфляцию (на 0,6 п. п. за каждый рубль удорожания доллара), а она сокращает дополнительные доходы почти вдвое — до 170 миллиардов рублей». А если еще учесть снижение и без того низкой деловой инвестактивности, получается, что в краткосрочном периоде реальный выигрыш бюджета от девальвации вдвое меньше, а в долгосрочном он и вовсе проигрывает.
Управляющий директор ГК «Алор» Сергей Хестанов оказался не столь радикальным: «Крепкий рубль при стагнации экономики грозил дефляцией и секвестром социальных программ. В этих условиях девальвация — меньшее зло».
Аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов уверяет, что сама по себе ситуация не рассосется. К двум уже действующим факторам — прекращению роста ВВП и оттоку капитала — может присоединиться сокращение профицита внешней торговли. «Нужны согласованные действия правительства и российского Центробанка, направленные на поддержку внутреннего производства, как это у себя делают такие страны, как США, Евросоюз, Япония. Там учетные ставки не превышают 0,25%, а у нас же ключевая ставка в разы больше и составляет 7%», — отмечает Дмитрий Лукашов.
Независимый эксперт Дмитрий Адамидов считает, что правительство не обратит внимания на негативные факторы от девальвации, и не исключает, что в ближайшие годы ситуация может повториться. «Ослабление рубля позволяет в текущем бюджетном году решить проблему сбалансированности бюджета, но в последующие годы потребует пересмотра расходов и довольно быстро приводит ситуацию с финансовой точки зрения к исходному состоянию, только уже при возросших негативных эффектах в виде роста цен. Скажем, в нынешней ситуации рубль ослабили на 10-15%, а цены на многие продовольственные товары выросли на 20-30%. Отсюда социальная напряженность. Кроме того, девальвация — это, к сожалению, священная корова либеральной экономической политики, и наши вполне либеральные экономические власти готовы к ней прибегать сколь угодно много раз», — сетует эксперт.
В общем, пока правительство замерло в решении судьбы бюджетного правила (и Резервного фонда до кучи), эксперты не советуют ждать чего-нибудь хорошего. Конечно, этот совет исключительно традиционный и его можно использовать в любое время года. Но возобновившееся падение рубля и неопределенная ситуация на Украине (и даже не столько она, сколько неясная пока реакция международного сообщества) подсказывают, что на этот раз эксперты близки к истине как никогда.
Ваш комментарий
|
|