Черноморские терминалы готовятся осваивать растущие объемы контейнерных перевозок
21 April 2010, 11:21

С начала года объем обработки грузов контейнерными терминалами портов Черноморского бассейна стабильно рос. Стивидоры готовятся к еще большему увеличению оборота и наращивают мощности. Вырастет ли при этом конкуренция между ними, пока неясно. Мнения участников рынка по этому вопросу разделились, сообщает «Гудок».
По данным НМТП, объем перевалки контейнеров терминала группы в Новороссийске в первом квартале этого года вырос более чем на 25 тыс. TEU по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом только в марте по сравнению с февралем текущего года контейнерооборот НМТП увеличился почти на 57%. По итогам квартала терминал вышел на докризисные показатели 2008 года.
Грузооборот другого контейнерного терминала Новороссийска — НУТЭП — в I квартале 2010 года прибавил более 52% к аналогичному периоду 2009 года и составил свыше 40 тыс. TEU.
Загрузка терминалов Одессы не столь значительна, но и там наблюдается рост оборота. По данным «ГПК Украина», загрузка мощностей на контейнерном терминале в Одесском порту варьируется от 60% до 80%.
В связи с прогнозами дальнейшего роста объема перевалки в портах Черноморского бассейна запущен ряд проектов по модернизации и увеличению мощностей. Так, на днях «ГПК Украина» объявила о начале строительства нового контейнерного терминала в Одесском порту мощностью 600 тыс. TEU в год. Стоимость проекта составляет около $550 млн. Планируется, что основной грузопоток на терминал пойдет из Азии. В компании пояснили, что не собираются растягивать сроки строительства более чем на 3 года.
Планируется увеличение мощностей и другого украинского контейнерного терминала — в Ильичевском порту. Там российское ООО «Национальная контейнерная компания» (НКК) еще с 2005 года ведет работы по модернизации и увеличению его пропускной способности. Предполагалось, что мощности терминала будут доведены до 4 млн TEU. Стоимость проекта составляет $500 млн. Однако недавно руководство Ильичевского порта добилось расторжения договора с НКК. Пока же компания успела довести пропускную способность терминала до 850 тыс. TEU.
В НКК сообщают, что не теряют надежды на возможность возобновления работ. Сейчас терминал в Ильичевском порту работает с существующими мощностями и пока полностью не загружен.
В Новороссийске также идут работы по модернизации существующих терминалов и созданию новых.
«В ситуации потенциального дефицита контейнерных мощностей на южном направлении группа стремится расширить свое присутствие на этом рынке и уже реализует проект создания контейнерного терминала на 1,2 млн TEU в порту Новороссийск», — сообщили в НМТП. В рамках проекта планируется провести дноуглубление у причалов терминала, что позволит принимать контейнеровозы вместимостью до 10 тыс. TEU и суда класса Super Post Panamax.
Не отстает от НМТП и его конкурент — НУТЭП. НКК, которая управляет терминалом, реализует программу увеличения его пропускной способности. В 2009 году терминал получил новый STS кран Liebherr и 4 RTG крана Konecranes. В результате его пропускная способность увеличилась до 215 тыс. TEU в год. Также в 2010 году на терминале НУТЭП планируется завершить удлинение причала, благодаря чему появится возможность обрабатывать более крупные суда, а также принимать два судна одновременно.
Что касается конкуренции между терминалами Черноморского бассейна, которая может возникнуть в связи с увеличением их пропускной способности, то тут мнения участников рынка и экспертов разделились. Украинские игроки считают, что такое соперничество уже существует, и оно обострится еще больше в дальнейшем. «Сейчас господствуют свободные рыночные отношения, и все контейнерные терминалы Черноморского бассейна создают конкуренцию друг другу, в том числе и украинские — российским», — говорят представители «ГПК Украина».
В Союзе портовых операторов Украины также уверены, что порты страны конкурентоспособны по сравнению с другими портами Черного моря. «Географическое и гидрологическое положение российских портов не позволяет им обрабатывать то количество грузов, которое могут обрабатывать украинские порты», — говорит исполнительный директор союза Сергей Никулин.
Правда, по его словам, дальнейшему развитию украинских портов мешает несовершенное законодательство страны и действия властей.
«Существующая политика, в том числе тарифная, не позволяет нам получать выгодные контракты. Летом прошлого года тарифы подняли на 30%, что привело к потере значительной части транзитного потока», — сказал он. Ситуация усугубляется и тем, что Украина пока не приняла закон о транзитных морских перевозках. Проект закона несовершенен, отмечает эксперт, тем не менее, он уже прошел первое чтение. И когда закон вступит в силу, с учетом текущей модернизации портов, они смогут конкурировать не только с российскими, но и с транзитным хабом Черного моря, румынским портом Констанца, считает Сергей Никулин. Даже если украинские тарифы окажутся на 20% выше, преимущество портов Украины будет обеспечено за счет благоприятного географического положения и развитой, в том числе железнодорожной, инфраструктуры, надеется он.
Генеральный директор аналитического агентства InfraNews Алексей Безбородо, напротив, полагает, что украинские порты не конкуренты российским. «Они (украинские порты) обслуживают свой рынок, наши обслуживают свой. Из Украины в Россию ничего не идет», — говорит А.Безбородо.
Такого же мнения придерживаются в НКК. «Процент транзитных российских грузов на терминалах Украины очень мал, их совокупная доля никогда не превышала 2-3%, что несопоставимо по объему с локальным потреблением. Поэтому к разговорам о конкуренции российских и украинских портов мы относимся скептически», — считают в компании.
В целом мнения российских участников рынка сводятся к тому, что места на Черном море хватит всем. Мировой контейнерооборот по направлению Азия — Европа — основной грузопоток портов Черного моря — растет внушительными темпами, и, похоже, что без работы никто не останется. Согласно последним данным European Liner Affairs Association (ELAA), объем контейнерных грузов в западном направлении из Азии в Европу в феврале этого года на 55% превысил аналогичный показатель прошлого года и составил 960 тыс. TEU.

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Какао теперь дороже меди: цены за тонну какао-бобов превысили $9000
Какао за день подорожало более чем на $700 за тонну, превысив отметку $9000 впервые в истории
В МИД рассказали, как жителей ЕС обманывают с тарифами на сельхозпродукцию
Руководство Евросоюза стремится обмануть свое население, выдавая резкое повышение тарифов на сельхозпродукцию из России и Белоруссии за протекционистские меры для рынка ЕС