Россия становится продуктовой базой для мирового снабжения
07 December 2010, 11:19
Осуществленные в 2010 г. иностранные инвестиции в агроотрасль при сохранении стабильной ситуации с ценами и развития сырьевой базы позволят России через 5-10 лет стать самым дешевым крупным источником молочного сырья и продуктов в мире, передает РБК.
Такой прогноз представил председатель наблюдательного совета крупнейшего в РФ объединения производителей молока «Союзмолоко», председатель Общественного совета при Минсельхозе РФ Андрей Даниленко. Он считает, что условием для реализации такой перспективы являются осуществленные в 2010 г. две крупнейшие на рынке сделки: покупка компанией Danone российского производителя «Юнимилк» (июнь 2010 г.) и приобретение компанией PepsiCo российской группы «Вимм-Билль-Данн» (2 декабря 2010 г.). «И это притом, что поддержка АПК в РФ осуществляется только последние 5 лет, а в Европе — 150 лет», — заметил А.Даниленко.
Платформой для складывания таких условий станут благоприятные для выпуска молока особенности климата и географии РФ. «Малая концентрация населения, большая территория. Сельхозпроизводство может быть расположено вдали от населенных пунктов, что снижает жесткие требования по экологии. Логистически российская продукция сможет обеспечивать растущий спрос на молочные продукты Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Средней Азии», — рассуждает А.Даниленко.
Глава «Союзмолоко» характеризует сделку PepsiCo и ВБД как приход на российский рынок впервые за долгое время иностранного инвестора, который не захватывает рынок, а наоборот покупает российский инструмент для захвата мирового рынка. «Это принципиально другая стратегия, чем то, что мы видели до сих пор. Меняется баланс взаимоотношений на рынке РФ. Мы становимся продуктовой базой для мирового снабжения, при этом речь идет о готовой продукции. Такого нет даже в экспорте зерна», — заметил А.Даниленко.
Другим положительным для отрасли эффектом эксперт видит открытие окна для поставок российской продукции в Европу. «Стопорить транснациональную компанию в отношении получения права поставок российской молочной продукции, например, в страны ЕС, никто не будет», — считает А.Даниленко.
PepsiCo, по его сведениям, пообещала российским властям осуществлять вложения в производство молочного сырья, в развитие сырьевой инфраструктуры рынка. А.Даниленко считает, что компания будет строить новые перерабатывающие заводы.
Между тем он не исключает, что иностранные инвесторы начнут повышать требования к качеству сырья, как следствие — несколько возрастет цена на молоко. В 2011 г., считает глава «Союзмолока», важно будет удержать сформировавшуюся в 2010 г. среднюю зачетную цену в 13 руб./л.
Однако, отметил он, государство должно выступить как независимый арбитр в вопросе расширения иностранного присутствия в молочном рынке России. При этом А.Даниленко считает, что региональным заводам придется пересмотреть свою стратегию: кому-то выбрать узкое направление производства, но маржинальной продукции, другим сформировать четкую локализацию продуктового портфеля, ряду предприятий потребуется модернизация, чтобы выжить в новых условиях рынка.
Ваш комментарий
|
|