Куда девать урожай. Интервенции и экспорт.
08 September 2017, 13:31

Сизов Андрей Андреевич
Директор аналитического центра «СовЭкон»

У нас в гостях: Андрей Сизов, директор аналитического центра «СовЭкон», Олег Рогачёв, член совета директоров «Русагротранс», Аркадий Злочевский, президент Российского зернового союза.

Один из самых нелюбимых гостями вопрос, который касается государственного регулирования.

— Как Вы оцениваете то, как сейчас регулируется отрасль? Многие говорят, что как раз отсутствие неких системных механизмов регулирования во многом вредит, но при этом у нас же есть известные механизмы, отрасль работает, всё растет.

Андрей Сизов:  Несколько десятков лет мировая практика заключается в том, что, в общем-то, цен никто не регулирует.

— Цены, понятно…

Андрей Сизов: Нет, это Вам понятно, а государству пока не очень понятно. У нас основной механизм госрегулирования — это интервенции, с помощью которого государство рассчитывает, предположим, цены удерживать от слишком сильного роста или от слишком сильного падения. Что в условиях: а) относительно открытого рынка; б) ограниченных государственных ресурсов — в общем, довольно большая утопия. Фактическими бенефициарами являются не сельхозпроизводители, а участвующие в хранении зерна элеваторы. Они хранят это зерно и за это получают деньги.

Основной фокус давным-давно сместился не на поддержку и регулирование цен и рынка в целом, а на поддержку сельхозпроизводителей. Грубо говоря, давайте не будем регулировать цены. Если у Вас упали цены, давайте этим сельхозпроизводителям просто доплатим. Вот и весь подход. Рано или поздно постепенно мы уйдем от этих интервенций, потому что они просто не нужны. Особенно в том виде, в котором они есть.

— Аркадий (Злочевский — ред.) возвращайтесь к нам! Вы с оценкой Андрея Сизова согласны, с его взглядом на интервенции, которых сейчас многие ждут с нетерпением?

Аркадий Злочевский: Я не согласен с тем, что мир отказался от регулирования цен. Ничего подобного. Практика достаточно обширная, просто применяется совершенно другой механизм. Не тот, который применяем мы. И он гораздо более эффективен, чем наш, поскольку в основном базируется на так называемых минимальных гарантируемых ценах, или целевых ценах, как в Америке. Соответственно этот механизм позволяет не допускать падения ниже заданной планки по рынку. То есть, это цена отсечения, собственно говоря, а не прямое вмешательство в ценообразование.

Мы же через биржевые торги пытаемся напрямую как-то влиять на формирование цен. В этом с Андреем я согласен. Это неправильно. Нам не нужно применять столь неэффективные устаревшие механизмы, от которых отказались Европа и Америка. Они тоже через это проходили, но отказались и перешли на более совершенный механизм.

Мы говорились сейчас с Минсельхозом на тему того, что сейчас будем переводить стрелки на минимальные гарантированные цены по форме залоговых закупок, с так называемым, обратным выкупом. Просто, когда это произойдет и будут поправлены нормативные документы, база для того, чтобы перейти на новые механизмы, это пока ещё открытый вопрос.

— Андрей, а почему так тяжело вздыхали в первой части в плане реплики Аркадия?

Андрей Сизов: Мне, кажется, что это просто одни «грабли», совсем устаревшие, а это «грабли» — чуть поновее, немного покрашенные краской, но тоже в общем «грабли», на которые все наступили.

Давайте рассмотрим конкретный пример с цифрой по нашему урожаю. 130 млн. тонн общее предложение зерна в прошлом сезоне, 150 млн. тонн — в этом сезоне. Для того чтобы сказать, что мы вышли на реалии прошлого года, нам нужно 20 млн. тонн зерна снять с рынка, если мы говорим о минимальных закупочных ценах. На что мы будем это покупать, где хранить, и ещё напомню, рынок открытый. Если у нас искусственно поднимаются цены, мы что-то снимаем с рынка, нам везут с Казахстана. Если цены еще немного поднимаются, нам могут и вообще другие страны повезти.

То, что остается некоторой архаичной вещью в Европе, я согласен, что там по рынку молока есть такая история, она сворачивалась, а потом были введены анти санкции. Затем началось падение цен на молоко во всём мире. Европейское правительство, чтобы немного своих фермеров утихомирить, стали активно покупать сухое молоко и прочее. Они сейчас сами сидят, и не знают, что с этим всем делать. Комиссары по сельскому хозяйству Европы спрашивают: «а когда мы это будем продавать?», а они отвечают, «когда цена будет хорошая», «а какая это цена?», «ммм…», когда договоримся с Россией, тогда будут хорошие цены, тогда и механизм будем сворачивать. Это позапрошлый век, так делать не надо.

— Олег, согласны? Как надо делать, а как не надо?

Олег Рогачёв: Мне, кажется, самый хороший инструмент это, всё-таки, биржевые торги. Но не те торги, которые проводит государство интервенционным фондом, а открытый рынок, где практически нет элементов регулирования, потому что рынок свободен, участников достаточно много. И этот вопрос о востребованности инфраструктуры, потому, что на торгах мы предусматриваем инструмент не СПОТ-ового рынка, а фьючерсы, которые позволят нам спрогнозировать нам более длительный горизонт планирования и прозрачности всех участников.

Здесь, мне кажется, чем меньше государство будет вмешиваться, особенно если учесть опыт регулирования экспорта, который, безусловно, отразился на потенции и способности наших экспортеров, которые задумались о возможности перспектив этого экспорта. Мы отчасти, теряли серьёзные контракты с нашими традиционными покупателями. Если мы посмотрим на рынок с точки зрения его развития, и перестанем регулировать его заградительными мерами, и стимулировать его рост, то я думаю, что цена на внутреннем рынке будет достаточно стабильной, потому что экспорт — это залог большого урожая и соответственно низкой цены на внутреннем рынке.

— Аркадий, некоторое время назад у нас стали активно бороться с серым сектором отрасли, я имею в виду по тому же возврату НДС. В связи с этим два вопроса: эта борьба увенчалась успехом? Как-то эта история повлияла на экспорт?

Аркадий Злочевский: Сначала хотел бы пару моментов прокомментировать из прошлого разговора, потому как я не сумел воткнуться в него. Во-первых: касательно железнодорожных тарифов и стоимости перевозок. У нас дискриминирован экспорт в железнодорожных перевозках. Мы до сих пор применяем коэффициент, который вводился вместе с пошлиной, правда сейчас он немного снижен, но, тем не менее, составляет 1,1% к стандартному тарифу для внутренних перевозок. То есть, мы на 10% на экспорт вывозим дороже. И это ограничитель, который давно надо снять. Почему его до сих пор не сняли, непонятно. У нас также не отменена пошлина. Она обнулена до 1-го июля 2018 года. Но она не отменена. И это означает, что ничего не надо делать для того, чтобы она вернулась в практику 1-го июля 2018 года. Как раз нужно предпринять усилия, чтобы от неё избавиться.

Ну и к вопросу о том, как регулируются рынки. Андрей говорил, что в отношении 20 млн. тонн зерна, которые надо изъять, минимальные гарантированные цены, как раз не предполагают никакого изъятия и объемов. Они предполагают, заданную планку, ниже которой государство берется закупать любой объем, предъявленный ему. Именно по этой причине цены в практике никогда не достигали минимальных гарантированных цен. Это самый эффективный механизм. И он применяется и сегодня. От него никто не отказался. Америка и сегодня его на полную катушку использует. Так, что Андрей, видимо, перепутал, то, что у нас сейчас происходит в рамках интервенций, и соответственно, то, что происходит в Америке. Мы предлагаем на него перейти.

Теперь касательно остальных моментов, того, что происходит сегодня на рынке. То есть, говорим о сегодняшней инфраструктурной проблеме, организации экспорта, объемах, как таковых и освобождение рынков от излишков. Мы прекрасно понимаем, что избавиться от этих излишков в этом сезоне будет просто невозможно в принципе. Да, экспорт это самая эффективная санация рынка. Но мы не сможем все излишки слить на внешние рынки. Для этого нет условий и места на внешнем рынке. Вот это главная проблема. Мы его не освоили и не окучивали достаточно прочно, для того, чтобы такие объемы вывезти. Что это означает для внутреннего рынка? Это означает, что крестьяне будут приспосабливаться к этой истории. Мы произвели слишком много некоторых видов продукции и при этом вполне себе недостаточно других видов, для которых есть рынки сбыта. Нужно будет переориентировать производственную базу на те рынки сбыта, которые имеются. И мы должны строить производственные программы в зависимости от тех рынков сбыта, которые у нас есть.

Читайте прогноз ценовых колебаний с 4 по 8 сентября 2017

Источник: tv.rbc.ru

Теги     проблемы      Сизов      зерно      экспорт      интервенции      хранение      Злочевский      РФ   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Водная аграрная артерия Ростовской области восстанавливается
Реконструкция Донского магистрального канала предотвратит выбытие из сельскохозяйственного оборота 144 тысяч га орошаемых сельскохозяйственных угодий.
1 млрд рублей на обслуживание льготных договоров лизинга сельхозтехники направляет Правительство РФ
Правительство РФ продолжает принимать меры по снижению финансовой нагрузки на аграриев в части обновления парка сельскохозяйственной техники.