Уроки аварий стальных силосов
18 July 2017, 08:11

Количество и специфика аварий стальных силосов обусловлены недостатком опыта проектирования, строительства и эксплуатации. На сегодняшний день одной из основных причин является то, что большинство заказчиков не готовы финансировать проектные работы, инженерные изыскания и мероприятия по проверке соответствия закупаемого оборудования в необходимом объеме.

Стоит отметить, что тендерная политика большинства застройщиков направлена на удешевление. Это приводит к выбору наиболее дешевого исполнителя работ, у которого себестоимость снижена за счет сокращения объема и глубины проработки проекта, повторного применения ранее реализованных решений без привязки к конкретной ситуации с выполнением расчетов, проверок и соответствующих корректировок.

Также следует учитывать, что у заказчика зачастую отсутствует квалифицированный персонал, который может выполнять адекватную оценку и принимать решения при проектировании и строительстве. Однако, несмотря на это, в большинстве случаев заказчик самостоятельно производит закупочные операции и заключает контракты на поставки оборудования, материалов и пр.

По состоянию на 2002 г. до широкого распространения стальных силосов заводской готовности имела место следующая статистка причин аварий:

Как показывает данная выкладка, большая часть аварий обусловлена низким качеством изготовления и монтажа конструкций.

К сожалению, на сегодняшний день достоверная статистика отсутствует, поскольку зачастую аварии замалчиваются собственниками предприятий во избежание проблем с представителями разрешительных инстанций. Однако можно заметить, что в последнее время показатели по п. 1 и п. 2 снизились. Заводы-изготовители контролируют качество изготовления конструкций своих стальных силосов, которые на сегодняшний день являются полносборными, и поставляются на строительную площадку комплектно. При этом человеческий фактор проявляется при выполнении строительно-монтажных работ, а именно устройстве фундаментов под силосы.

Проблематика

Изготовитель силосов заказывает разработку проекта в сторонней проектной организации, которая и несет ответственность за параметры прочности и надежности силосов. При этом заданием на проектирование должны быть урегулированы эксплуатационные, климатические и прочие нагрузки, что происходит не всегда. В дальнейшем производитель контролирует только качество используемых материалов и непосредственно изготовление конструкций.

Стоит обратить внимание, что выбор поставщика и параметров силосов зачастую осуществляется заказчиком только на основании финансовых соображений. При этом проверка прочности и надежности не производится.

В процессе выполнения строительно-монтажных работ контроль осуществляется поставщиком или изготовителем силосов. При этом авторы проекта или другие проектировщики, имеющие сведения о нагрузках и несущей способности конструкций, в большинстве случаев не привлекаются.

Также следует отметить, что при прохождении экспертизы подробные данные о комплектно поставляемом оборудовании не предоставляются. К сожалению, проектировщики также не проявляют инициативы по определению несущей способности силосов, а просто принимают данные от поставщиков в работу.

Также необходимо учитывать, что обследование объектов, которое выполняется на стадии паспортизации, носит формальный характер и выполняется не специализированными организациями.

Последствия

На сегодняшний день по территории Украины пронеслись смерчи, которые привели к разрушению некоторых элеваторов.

«В Украине меняется климат. Он становится подобным американскому, с ураганами и смерчами. Участились случаи, когда сильные ветры сносят или повреждают оборудование на элеваторах. Поэтому необходимо пересматривать технические нормы строительства и изготовления металлических силосов»,— сказал в комментарии Elevatorist.com ученый секретарь ООО «Укринсталькон им. В.М.Шимановского», доктор технических наук, профессор Александр Голоднов.

Однако на одних фотографиях в опубликованных материалах можно увидеть отсутствие ветровых колец на стенках силосов, на других — вырванные из бетона анкерные болты, что свидетельствует о недостаточно надежном закреплении силосов на фундаментах.

Решение проблемы

На сегодняшний день на территории Украины действует ДБН В.2.2-8-98 «Предприятия, здания и сооружения по хранению и переработке зерна», который был принят взамен СНиП 2.10.05-85. Данный документ четко и однозначно указывает, какие нагрузки действуют на силосы, и каким образом следует рассчитывать их конструкции и фундаменты. Таким образом, квалифицированный проектировщик в состоянии проверить основные параметры конструкций силосов заводского изготовления.

По результатам расчета можно произвести проверку следующих параметров:

  1. Достаточна ли толщина стенки силоса?
  2. Обеспечена ли несущая способность при давлении зерна?
  3. Обладает ли конструкция крыши достаточной несущей способностью для заданных снеговых нагрузок?
  4. Чем обеспечена пространственная жесткость конструкции силоса?
  5. Каким образом воспринимается ветровая нагрузка?

В действующих нормативных документах, регламентирующих нагрузки, приведены значения, которые соответствуют ураганам, происходящим с периодичностью 50 лет, 30 лет и менее в соответствии с классом ответственности рассчитываемых зданий и сооружений. При этом для получения более точных данных по климатическим нагрузкам достаточно обратиться в местную метеослужбу.

Таким образом, проектировщик обеспечен необходимыми инструментами для выполнения проверки конструкций, оборудования или сооружений, поставляемых комплектно. Даная проверка должна выполняться на этапе проектирования и принятия решений по применению в проекте тех или иных конструкций.

Вывод

Перед тем, как пересматривать действующие нормативные документы, следует проверить на соответствие нормам действующих предприятий. Необходимо проверить все изыскательские и проектные материалы, в том числе расчеты, а также выполнить обследование и произвести экспертизу прочности и надежности объектов элеваторных комплексов надлежащим образом.

Подобная проверка в первую очередь необходима владельцам элеваторов для понимания реального состояния своего предприятия, а также оценки возможных рисков аварий с последующей остановкой работы предприятия или рисков потери здоровья и жизни персонала.

Также на этапах проектирования и строительства необходимо уделять больше внимания комплектно поставляемым конструкциям и выполнять элементарную проверку соответствия изделия действующим нормам, несмотря на гарантии производителя.

Таким образом, необходим контроль на всех соответствующих этапах:

  1. Инженерные изыскания.
  2. Проектные работы.
  3. Контроль качества применяемых материалов.
  4. Изготовление и монтаж конструкций.
  5. Мониторинг объектов во время эксплуатации.
  6. Методы предотвращения аварий.

К методам предотвращения и снижения риска аварий можно отнести следующие мероприятия:

  1. Своевременная валидация состояния строительных объектов.
  2. Увеличение роли проектировщика во всех процессах.
  3. Анализ ключевых параметров конструкций и оборудования, поставляемых комплектно.
  4. Информированность заказчика о происходящем на предприятии.
  5. Интерактивное информирование о ключевых процессах на всех этапах реализации и функционирования объектов.

Читайте прогноз ценовых колебаний с 17 по 21 июля.

Источник: elevatorist.com

Теги     РФ      силоса      аварийное состояние   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Цены FOB и EXW на 23 декабря 2024. Пшеница. Кукуруза
Правительство России установило тарифную квоту в объеме 10,6 млн т на вывоз зерновых культур из страны за пределы Евразийского экономического союза. Она будет действовать с 15 февраля по 30 июня 2025 года, сообщается на сайте кабмина.
Осмотр сельхозземель в Красноярском крае специалистами Россельхознадзора не прекращается и зимой
В середине декабря этого года сотрудники Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю осуществили выездные проверки сельскохозяйственных земель в Сухобузимском районе. Зимние обследования земельных участков проводятся государственными инспекторами с использованием снегоходной техники, что позволяет исследовать труднодоступные участки и оценить их использование в прошедший вегетационный период.