Почему нас радует рост экспорта зерна и не радует – нефти?
26 July 2016, 13:06

В последнее время мне несколько раз приходилось слышать, что в прошлом году мы заработали на экспорте пшеницы больше, чем на экспорте нефти. Первый раз я просто удивился, но на четвертый-пятый понял, что байка эта пошла по умам. И что в нее радостно верят. Окончательно добило меня сообщение, что министр сельского хозяйства Александр Ткачев назвал зерно основным источником экспортных доходов России. Правда, оказалось, что министр все же говорил о будущем.

Но сделать зерно основой внешней торговли будет, мягко говоря, очень непросто. Возьмем цифры Росстата. Сырой нефти мы в прошлом году экспортировали на $89,5 млрд, а все продтовары и сельхозсырье – на $16,1 млрд. Из них злаков (к коим как раз и относится пшеница) мы экспортировали всего на $5,6 млрд.

Если не верите Росстату, то можно пересчитать самостоятельно. Россия в 2015 г. экспортировала примерно 241 млн т сырой нефти. Средняя цена на нефть марки Urals была чуть менее $380 за тонну. Максимальная же цена за тонну российской пшеницы была более чем вдвое ниже нефти. Среднегодовая цена американской пшеницы была порядка $200 за тонну – но она стоила примерно на $20 дороже российской. Зерна мы экспортировали всего 34 млн т, из них пшеницы – только 24,6 млн т. Короче, как ни считай, ну никак по экспорту зерна мы нефть обойти не могли, вот вообще никак. Я бы еще скромно напомнил об экспорте 170 млн т нефтепродуктов. Это солидный объем – про массовый экспорт печенья я лично не слышал.

Ситуация не слишком изменилась в 2016 г., хотя экспорт злаков в физическом выражении вырос фантастически: за январь – май на 50%. Экспорт же сырой нефти увеличился только на 5,3%. В стоимостном выражении экспорт нефти за первые пять месяцев текущего года составил $26,1 млрд, а всех продовольственных товаров – $6,2 млрд, из них злаков – $2,1 млрд. Все равно пропасть.

Однако такого рода байки с удовольствием воспринимаются массовым сознанием. Хотя экспорт зерна – это все же не экономика четвертого уклада, а скорее возвращение к структуре экспорта столетней давности. Между тем у нас есть все шансы уже скоро превзойти исторические рекорды СССР по добыче нефти – но это, уверен, вызовет только кривые ухмылки: «Опять эта нефть, да кому она нужна». Это, правда, никак не бьется с уверенным ростом нашего нефтяного экспорта, но причина такого отношения показательна, хотя и понятна. Мы перекормлены историями про нефтяное проклятье. И никто не хочет объяснять, зачем США нарастили добычу нефти за последние 10 лет на 85%, обогнав по годовому уровню нас и догнав саудитов. Кстати, на мировом рынке зерна нашим главным конкурентом являются как раз США. В этом и секрет успеха американской экономики – и нефть добывают, и пшеницу выращивают, и айфоны и 3D-принтеры производят. Мы же живем в уверенности, что хуже нефти ничего не бывает и инновации у нас появятся, когда нефть кончится. Хотя в реальности экономика – это не игра с нулевой суммой.

Автор – Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности.

Источник: vedomosti.ru

Теги     зерно      экспорт      цены      нефть   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Производство сахара в Бразилии выросло на 30%
Производство сахара в центрально-южном регионе Бразилии выросло на 30% в первой половине апреля по сравнению с прошлым годом до 710 000 метрических тонн, что оказалось выше, чем ожидал рынок.
Рейтинги французской пшеницы снова падают
Состояние мягкой пшеницы во Франции несколько ухудшилось на прошлой неделе, оставаясь на самом низком уровне за четыре года, в то время как посев кукурузы продолжался, как показали данные фермерского управления FranceAgriMer в пятницу.