Павленко: «я убеждаю зарубежных партнеров в надежности нашей страны, являюсь главным лоббистом украинского агросектора»
15 May 2015, 08:52
На рабочем столе министра агрополитики и продовольствия Алексея Павленко почти пусто — ни бронзовых коней, ни сувениров, ни вороха бумаг. Министр объясняет это тем, что не много времени проводит в кабинете. Свое отсутствие он объясняет частыми командировками, в ходе которых пытается привлечь инвесторов в украинский АПК.
У отечественных аграриев проблем более чем достаточно: традиционная нехватка денег на проведение полевых работ, падение цен на зерновые на мировых рынках, устаревшая система сертификации продуктов питания, недостаток техники, недоверие западных инвесторов. О том, как отрасль решает эти проблемы, Алексей Павленко рассказал в интервью ЛІГАБізнесІнформ.
— Алексей Михайлович, вы недавно вернулись с форума по продовольственной безопасности средиземноморского региона в Барселоне. Как оцениваете результаты визита?
— Украинская делегация, как сказали организаторы форума, была «звездой» мероприятия. Мы провели много встреч, переговоров, презентовали аграрную отрасль Украины и ее потенциал. В частности, беседовали с руководителями ЕБРР, продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO), Всемирного банка (ВБ), министерства сельского хозяйства Испании и другими. Наша страна интересна этим организациям, они уже реализовали ряд проектов в Украине и намерены и дальше расширять сотрудничество. Так что в целом визит оцениваю как очень успешный.
— Достигли каких-то конкретных договоренностей?
— Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН предоставит мелким фермерам Донецкой и Луганской областей материальную поддержку на начальную сумму в размере $800 000. FAO выделила $800 000 из собственного бюджета и Специального фонда для неотложной помощи и реабилитации (Special Fund for Emergency and Rehabilitation — SFERA). Украинским фермерам выделят деньги на обеспечение семенами весенних овощных культур, удобрение и корм для животных. Для реализации поставленных целей Организация открыла офис в Краматорске, а также назначила специалиста по реагированию на чрезвычайные ситуации в Киеве.
— Ряд СМИ сообщили, что во время рабочего визита вы успели посетить полуфинальный матч Лиги чемпионов…
— Даже не хочется опровергать этот бред. Я улетел из Барселоны за три часа до начала матча. Но ряд сайтов поспешили обвинить меня в развлечениях за казенные деньги.
Моя задача — быть хорошим продавцом Украины. В том смысле, что я убеждаю зарубежных партнеров в надежности нашей страны, являюсь главным лоббистом украинского агросектора.
FAO уже предусмотрела выделение почти $800 000 на закупку семян и кормов для уязвимых агрохозяйств Донецкой и Луганской областей .
— И как успехи?
— Они есть. К примеру, на днях общался с египетскими коллегами, а Египет, напомню, второй по величине (после Китая) экспортный рынок для украинских аграриев. Так вот, они убеждены, что мы — надежный партнер, несмотря на ситуацию на востоке страны, что с нами можно и нужно контрактоваться. Такая же позиция и у испанцев.
Мы стали глобальным мировым игроком на рынке продовольствия. И очень конкурентным игроком. После девальвации себестоимость производства у нас резко снизилась, и мы можем потеснить нынешних лидеров. Мы можем кормить не 150 млн людей, как сейчас, а 400 млн, вдвое нарастить производство и экспорт сельхозпродукции. Поэтому надо убедить контрагентов в нашей надежности и перспективности. Пока получается.
ОБ ИНВЕСТИЦИЯХ
— Чтобы добиться таких результатов, нужны значительные инвестиции в аграрный сектор. Чем планируете заманивать инвесторов? Что конкретно для этого уже сделано?
— Мы уже начали дерегуляцию отрасли: отменено 20 лицензий и разрешений, внесено 50 поправок в нормативно-правовые акты, упрощена процедура регистрации договоров аренды земли, усилена защита прав инвесторов. Это конкретные, реальные шаги, улучшающие инвестклимат нашего агросектора, ожидаемый экономический эффект от них — более $400 млн экономии. В ближайшем будущем планируем отменить еще 100 разрешительных документов, приватизировать ряд предприятий, внедрить систему аграрных расписок и агрострахования.
Всего до 2020 года планируем привлечь $8 млрд инвестиций в сельское хозяйство Украины под конкретные рентабельные проекты, уже презентованные потенциальным партнерам.
Украина может кормить не 150 млн людей, как сейчас, а 400 млн, вдвое нарастить производство и экспорт сельхозпродукции.
— В какие именно сферы сельского хозяйства?
— Прежде всего это инфраструктурные проекты: ирригация в южных областях, строительство терминалов в черноморских портах, углубление Днепра и Южного Буга, модернизация элеваторов, обновление парка вагонов. Эти направления очень важны — облегчение доступа к кредитным финансам позволит резко увеличить сельхозпроизводство, но существующие логистические мощности не могут обеспечить их транспортировку. Поэтому возможен кризис наподобие бразильского, когда агропредприятия не могли экспортировать товар из-за нехватки перевалочных мощностей. Наша задача — не допустить подобного в Украине.
Другие направления привлечения инвестиций — финансирование производства и переработки. Облегчение доступа к современной технике, оборудованию, технологиям. Задача — продавать за границу продукцию с высокой добавленной стоимостью, для чего нужно строить высокотехнологичные комплексы.
Наш приоритет — малый и средний бизнес. Он обеспечивает половину производства продуктов в Украине. Поэтому будем стараться максимально его поддерживать, развивать экспортный потенциал.
— Кто даст деньги?
— При наличии понимания, под что именно даются средства, сроков окупаемости, надежности, привлечь деньги будет несложно. Тот же Всемирный банк может выступить одним из соинвесторов, если будет видеть четкий прозрачный ясный план. Я хочу сделать совместный международный проект, с привлечением не только ВБ, но и Международной финансовой корпорации, ЕБРР, других инвесторов.
— Есть ли хотя бы предварительные договоренности о привлечении этих инвестиций, или пока это только на уровне презентаций?
— На сегодняшний день достигнута договоренность о строительстве на территории Украины нового завода компании «Монсанто» — крупнейшего в мире производителя семян. Открытие завода планируется в 2016 году.
Отдельно стоит отметить совместный проект по производству сельскохозяйственной техники. Харьковский тракторный завод подписал договор с финским заводом Sampo Rosenlew о создании совместного предприятия по производству зерноуборочных комбайнов. Пилотный проект стартует во втором полугодии 2015 года, а серийное производство комбайнов начнется в 2016 году. Планируется, что для украинского рынка будет произведено 200-250 зерноуборочных комбайнов в год. Также ведутся переговоры по созданию других совместных предприятий с американскими производителями.
Завод ищет возможности для создания и других совместных предприятий. Украина планирует начать сотрудничество по сбору комбайнов с американской машиностроительной компанией Deere & Company (техника торговой марки John Deere). Руководство компании изучает такой вариант, мы уже передали им на рассмотрение проекты договоров о создании совместных предприятий. Также американская сторона передаст Украине новейшие технологии по производству биоэтанола при переработке отходов животноводства.
— А что с китайским кредитом для ГПЗКУ под госгарантии, обещанным еще два года назад? Первую часть мы должны обеспечить зерном. Выполняется ли договоренность и есть ли предпосылки для получения второго транша в размере $1,5 млрд?
— Второй транш этого кредита может быть открыт после успешного выполнения условий получения первого транша. Мы в этом году уже отгрузили 500 000 тонн, контракты заключены еще на 600 000 тонн. Но нужно понимать, что деньги любят тишину. Инвесторы смотрят на ситуацию в Донбассе и опасаются вкладывать в Украину. И китайцы не исключение. Тем не менее работа с Китаем идет, равно как и с другими партнерами.
Отменено 20 лицензий и разрешений, внесено 50 поправок в нормативно-правовые акты, упрощена процедура регистрации договоров аренды земли, усилена защита прав инвесторов.
— Вы акцентировали внимание на поддержке малого и среднего бизнеса. Уточните, пожалуйста, вашу позицию относительно поддержки агрохолдингов: дефолт Мрии уже сильно ударил по инвестпривлекательности украинских агропредприятий, а сейчас проблемы еще у ряда компаний — того же ULF… Еще один дефолт окончательно отпугнет инвесторов. Принимаете участие в решении этой проблемы, какие шаги делаете?
— Мы не стараемся поддержать одни категории хозяйств за счет других. Наша цель — в рамках возможностей уровнять условия ведения бизнеса. Скажем, путем поддержки малых и средних сельхозпредприятий. Ведь у них значительно меньше возможностей, чем у крупных агроформирований. Поэтому мы на законодательном уровне сняли ограничения по получению поддержки на животноводство для малых ферм. А это 250 млн грн поддержки. Кроме того, в Порядке использования 300 млн грн на компенсацию процентов банковских кредитов обозначили получателей — а именно: сельхозпредприятия с оборотом до 10 млн грн. Таких насчитывается около 3600. На очереди — новая редакция закона о господдержке, которая даст доступ к программам финансовой поддержки для домохозяйств и семейных ферм, подобно тому, как это происходит в ЕС. Мы рассчитываем, что такие программы начнут работать уже в 2016 году.
— Вы говорили также о грантах для мелкого агробизнеса. Расскажите об этом подробнее.
— Да, мы запускаем проект международной помощи фермерам южных областей страны. Фермеры и мелкие частные предприниматели четырех областей — Запорожской, Николаевской, Одесской и Херсонской — получат грантовую помощь в размере 19 млн канадских долларов по условиям подписанного меморандума о взаимопонимании между Канадой и Израилем по реализации проекта поддержки украинских плодоовощных хозяйств.
— На что будут потрачены эти деньги?
— Грантовая помощь направлена на предоставление оборудования, проведение обучения, а также практическую и методическую помощь в налаживании эффективного ведения сельского хозяйства для фермеров и владельцев домохозяйств с привлечением израильских и канадских специалистов. В 2015 году проект охватит тысячу малых и средних фермерских хозяйств в степной части Украины, в частности в Запорожской, Николаевской, Одесской и Херсонской областях. В целом его реализация запланирована на 7 лет с постепенным охватом 30 000 хозяйств. Бюджет проекта составляет 19,3 млн канадских долларов.
— А европейские гранты Украине светят?
— Надеюсь, что да. В Черкасской области в рамках программы поддержки политики регионального развития в Украине стартовал проект Европейского союза. В рамках проекта за 2,5 года Черкасская область получит 491 000 евро технической помощи на создание 50 сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов. Это обеспечит 300 новых рабочих мест. Кроме того, проектом будет обеспечено создание коммунального предприятия «Центр развития сельскохозяйственных кооперативов», приобретение миниферм для разведения кроликов, приобретение оборудования, которое будет передано в кооперативы. В рамках проекта будет проведено 20 информационных семинаров для 400 председателей сельских советов и безработных и 10 обучающих тренингов-стажировок.
КАДРОВЫЙ ВОПРОС
— Какая ситуация по конкурсам на должность руководителей Укрспирта и Государственной продовольственно-зерновой корпорации (ГПЗКУ)?
— По Укрспирту. Мы получили справки, что открытых уголовных дел против кандидатов-финалистов (Нина Гаркавая и Анатолий Далибожик. — Ред.) нет. (Премьер-министр распорядился провести повторный конкурс из-за биографии финалистов.) Сейчас мы передали эту информацию в номинационный комитет, ждем их реакции. Не исключено, что они внесут предложение доработать постановление Кабмина № 777 о порядке проведения конкурсов на должность директоров госпредприятий. Как только получим решение комиссии и номинационного комитета, перезапустим конкурс. По ГПЗКУ — мы уже перезапускаем конкурс с самого начала, формируем пул кандидатов.
— Бывший временный руководитель корпорации Валерий Томиленко будет участвовать в конкурсе?
— Мы с ним недавно разговаривали, и он подтвердил, что готов на общих основаниях претендовать на эту должность. Если пройдет конкурсный отбор — то возглавит ГПЗКУ.
— Как именно проходит отбор?
— Есть два различных порядка. Первый — подбор руководителей небольших предприятий, находящихся в нашем ведении. Здесь трехуровневая система. Сначала формируется пул кандидатов — претенденты могут и сами подавать документы, к некоторым могут непосредственно обращаться хедхантеры. Конкурсная комиссия изучает документы, проводит собеседование и рекомендует ряд соискателей на номинационный комитет, куда входят четыре министра и представители международного бизнеса. Мы проводим собеседования, выбираем кандидата и подаем его на утверждение в Кабмин. После чего подписывается контракт и соискатель приступает к работе.
Другой подход — назначение руководителей крупных предприятий, таких как Укрспирт и ГПЗКУ. В целом, схема такая же, но на утверждение в Кабмин подается не одна, а несколько, две-пять кандидатур. Окончательного руководителя выбирает правительство.
— Члены комиссии, уже принимавшие участие в отборе, в кулуарах говорят, что в дальнейшем не хотят снова терять время, работая на волонтерских началах. Это не помешает провести отбор?
— Во-первых, у нас все участвуют только на волонтерских началах. И я очень благодарен этим людям, помогающим нам улучшить ситуацию. Во-вторых, у нас уже немало заявок от желающих помочь, в том числе и работая в конкурсных комиссиях, проводя аудиты, подготавливая законопроекты и так далее. Это их внутренняя мотивация, своеобразная социальная ответственность, вклад в общее дело.
Вместе с тем, многие предпочитают критиковать, а не участвовать в работе. Они смотрят со стороны и недоумевают, чем мы заняты, почему столько времени, с их точки зрения, прошло зря. Таким людям я рекомендую самим прийти в министерство, узнать системы работы, самим что-либо сделать. У нас кадровый голод, приходите. Но люди боятся ответственности, маленькой оплаты, больших трудностей.
— Вы жаловались на кадровый голод. Не так давно из МинАПП ушел ряд руководителей среднего звена. Нашли им замену? Кого стараетесь привлекать на эти должности?
— Отрасль испытывает колоссальный кадровый голод и нехватку по-современному образованных специалистов, которые нужны для проведения реформ. Причина в том, что раньше отрасль была просто пронизана коррупцией, чиновников и директоров госпредприятий не интересовала ни зарплата, ни результаты их профессиональной деятельности. Сегодня большинство из них уволены, и нам действительно не хватает специалистов. Заполнение вакансий затруднено как поиском соответствующих специалистов, так и невысоким уровнем оплаты труда. Несмотря на это, нам удалось привлечь сейчас в команду молодых специалистов, большинство из которых имеют опыт работы в международных компаниях и соответствующее образование.
Раньше отрасль была просто пронизана коррупцией, чиновников и директоров госпредприятий не интересовала ни зарплата, ни результаты их профессиональной деятельности.
На госпредприятиях мы нашли способ решить проблему с кадрами — объявили кадровый конкурс. Цель конкурса — подбор на руководящие должности высококвалифицированных специалистов, способных внедрить реформы, и ликвидация коррупционных рисков в процессе назначения руководителей государственных предприятий Минагрополитики. В министерстве работает постоянно действующая профессиональная конкурсная комиссия.
Ваш комментарий
|
|