Сможет ли Россия полностью избавиться от сырьевой зависимости?
30 October 2014, 13:31
Минэкономразвития России подготовило проект Национальной экспортной стратегии России до 2030 года, который уже направлен на рассмотрение в правительство. В программном документе обозначены ориентиры для движения к амбициозной цели – достижению Россией лидирующих позиций в мировом экспорте. Предполагается, что наша страна имеет все шансы войти к 2030 году в пятерку ведущих экспортеров наряду с Китаем, США, Германией и Японией. В рамках реализации Национальной экспортной стратегии предполагается обеспечить рост объемов несырьевого экспорта на 6% в год.
Об актуальных вопросах развития экспорта, на фоне интеграционных процессов стран ЕАЭС, механизмах поддержки экспорта МСП, роли деловых советов мы побеседовали с заместителем министра экономического развития РФ Алексеем Лихачевым в ходе конференции «Поддержка экспорта», организованной ЭКСАР и приуроченной к трехлетию создания Агентства.
– Алексей Евгеньевич, как в связи с изменяющимися процессами развития интеграции в рамках ЕАЭС будет меняться структура экспорта?
– Процесс евразийской интеграции пока плотно связывает Россию с Белоруссией и Казахстаном. Надеюсь, что Армения, полноправно вступив в союз с января, изменит и разнообразит это объединение. Пока же статистика отмечает достаточно высокие темпы роста взаимной торговли. Так, за первые два года существования ТС с 2011 по 2012 год товарооборот с Белоруссией увеличился в полтора раза, с Казахстаном – на 40%. Эти показатели заметно превышают темпы роста мировой торговли. Отмечу, что в ТС создана неплохая структура товарооборота, которая весьма и весьма диверсифицирована в российский экспорт.
Здесь важно сказать, что по итогам восьми месяцев единственная экономическая группировка, где растет импорт, где увеличиваются физические и стоимостные объемы импорта, – это ТС. Во всех остальных регионах импорт в РФ снижается. Говоря о показателях экспорта – его доля велика в белорусских поставках и российских в Белоруссию. Особенно широко представлена в Белоруссии и Казахстане машинно-техническая продукция.
Можно сказать, Россия выбрала все сливки от интеграции с точки зрения товарооборота и снятия барьеров в торговле.
Следующий этап развития ЕАЭС – выход на новое взаимодействие в сфере единых согласованных промышленных политик, именно это нам даст дополнительную интеграцию в двусторонних отношениях.
На этом этапе мы переходим к новому качеству и будем нацелены не только на импортозамещение внутри единой таможенной территории, но и на согласованные действия в направлении развития экспорта в третьи страны.
У России уже есть положительный опыт, когда ЭКСАР выделял свою страховую защиту на поддержку белорусского экспорта в третьи страны, там, где велика составляющая российских комплектующих. В частности, речь идет о поставках всем известных самосвалов БЕЛАЗ. Поэтому евразийская экономическая интеграция очень важна для развития экспорта в рамках совместных проектов стран – участниц ЕАЭС.
– Каковы ожидания в экспортных показателях с открытием новых зон свободной торговли, в частности с Индией?
– Первое, с точки зрения поддержки экспорта зоны свободной торговли ориентированы на несырьевой сектор.
Сегодня у большинства стран входных пошлин на энергогруппы практически нет. В эти страны российские энергоресурсы поставляются без барьеров. А вот импортная защита в этих странах для машинно-технической продукции, продукции химической отрасли, металлургии, в том числе и проката, достаточно высока. Поэтому основная задача зон свободной торговли – это снятие подобных барьеров.
Второй момент – это значительное расширение номенклатуры экспортной линейки товаров. Поясню: сами переговоры, их финализация, подписание соглашений – это серьезный сигнал для бизнеса, своего рода зеленый свет для вхождения на рынки стран зон свободной торговли. Государство системно будет оказывать поддержку таким проектам, учитывая, что у нас со странами свободной торговли политические и торгово- экономические отношения.
Что касается Индии. Это огромная страна с колоссальным, неиспользуемым потенциалом двустороннего сотрудничества. Но при этом важно возобновление переговоров о зонах свободной торговли и по египетскому направлению, также на повестке дня Вьетнам, Израиль. Все эти страны мы рассматриваем как некие форпосты, как новые возможности для российского бизнеса.
Напомню, что соглашения о зонах свободной торговли состоят не только из товарной части, мы в соглашениях прописываем режим преференций для торговли, услуг, инвестиций. Это значит, что российские компании будут на более льготных условиях приходить на эти рынки, создавать сборочные производства, к примеру, в том же Вьетнаме. А с учетом того, что Вьетнам связан огромным количеством зон свободной торговли со странами АСЕАН, наша продукция под брендом «Сделано во Вьетнаме» будет без преград поставляться во все страны этого региона. Такая же схема разрабатывается и для Египта.
У нас уже есть в высокой степени готовности соответствующие проработки и по Центральной и Латинской Америке.
Здесь можно говорить о поставках самолетов, автомобилей, продукции нефтехимической переработки. Я бы не снимал с повестки дня и поставку продуктов питания российских производителей, работающих на сырье из этих стран. Слухи и домыслы о том, что российский экспорт только сырьевой, ошибочны, соотношение экспорта распределяется следующим образом: 49% – доля несырьевого экспорта, соответственно 51% приходится на долю сырьевых поставок.
Иными словами, у России достаточный ассортимент для несырьевых поставок на другие рынки. Но слабый уровень экспортной поддержки говорит о резерве для движения и развития. Поэтому в ближайшие годы Россия будет совершенно по-другому присутствовать на развивающихся рынках.
– Многие экспортеры жалуются на недолжную поддержку конкурентоспособности российских товаров, считая, что государство мало делает в сфере поддержки конкурентоспособности российских товаров. Что предусматривает разрабатываемая Минэкономразвития Национальная экспортная стратегия для поддержки конкурентоспособности российских товаров?
– Эта дискуссия характерна не только для России. В любой стране – и в развивающейся, и в странах с мощной экономикой – обязательно производители поднимают тему поддержки конкурентоспособности экспортируемых товаров.
Все говорят о маленькой заботе государства в поддержке их производств и конкурентоспособности, и Россия здесь не исключение.
Могу сказать, что очень хорошо, что такая дискуссия между государством и экспортерами существует, значит, есть возможность двигаться, развиваться и наращивать объемы экспорта.
В экспортной стратегии, которую мы начинаем обсуждать и с ведомствами, и с экспертным сообществом, и с бизнес-объединениями, в том числе и ТПП РФ, министерством не просто заложен подход к решению этих проблем. Мы хотим выйти на конкретные отраслевые KPI для каждого из ведомств, с точки зрения наращивания отраслевых направлений, увеличения отраслевых экспортных объемов и поддержки самого экспортного продукта.
Мы должны, первое – это угадать мировую конъюнктуру: что и когда будет востребовано в среднесрочной перспективе. Второе –подстроить под это свои собственные производства и внутреннюю повестку, тем самым стимулировать производимый для экспорта товар. И третье – совершенно на новом уровне оказать поддержку готовому товару, который будет востребован на том или ином региональном рынке.
– Российские производители муки крайне заинтересованы в рынке стран АТР, но эту нишу заняли турецкие производители, которые делают муку из российского зерна, и она наиболее конкурентоспособна. На Ваш взгляд, в чем проблема?
– Стоит поучиться у наших друзей и одновременно конкурентов на зерновом и мучном рынке. Необходимо выстраивать торгово-логистические цепочки.
Думаю, что у российского бизнеса есть собственные резервы. Мы, как заинтересованное ведомство, со своей стороны сделаем все, чтобы снять подобные барьеры.
Но чтобы оказать поддержку, в том числе и финансовую, этому экспорту, необходимо оптимизировать процесс превращения зерна в востребованный на рынках АТР продукт. На мой взгляд, это все же больше работа бизнеса, чем министерства.
– Сегодня Иран достаточно активно заявляет о расширении торгово-экономических отношений с Россией. Недавно состоявшийся саммит стран ШОС выводит в реальную плоскость полноправное участие Ирана в Шанхайской организации сотрудничества. Каковы перспективы развития экспорта с Ираном и можно ли говорить о зоне свободной торговли?
– Безусловно, в направлении развития экспорта Иран интересен, но не так проста система финансирования внешнеэкономических сделок в этом регионе. Торгпредство, которое работает в стране, уделяет особое внимание этому направлению, и я очень надеюсь, что в ближайшее время Россия сможет в разы увеличить товарооборот с Ираном.
– В рамках Национальной экспортной стратегии будут ли расширяться функции межправкомиссий?
– Сегодня нам важно подстроить организационные механизмы. Эксперты министерства работают над новым положением о межправкомиссиях (МПК), которое и нацелено на решение этой проблематики.
Сразу обозначу два новых отличительных момента, которые, надеюсь, появятся после утверждения стратегии в правительстве.
Первое – министерство рекомендует руководителей деловых советов с зарубежными странами не просто вводить в межправкомиссии, а вводить их на должность заместителей председателя МПК. Это позволит деловым советам в равной мере участвовать в заседаниях и в выработке решений.
Второй момент – обязательно при каждой межправкомиссии должен быть активно работающий деловой совет и его мероприятия должны проходить как на полях МПК, так и отдельно по региону. Поэтому сегодня главным трендом развития МПК становится включение в ее повестку вопросов делового сотрудничества и активного вовлечения в работу предпринимательского актива.
Ваш комментарий
|
|