Меморандум ВТО от 19 марта 2001 постановляет, что национальные законы и регулирование стран можно отменить, если ВТО посчитает их «более обременительными, чем необходимо». Это означает, что ВТО будет пересматривать уже принятые законы! При этом в суде ВТО, согласно этому меморандуму, нужно отклонять «контраргументы, указывающие на гарантирование общественного блага», вместо этого на первом месте должен стоять принцип эффективности. Статья VI.4 соглашения ГАТС предусматривает такую «проверку необходимости» для национальных законов. Это значит, что комиссия ГАТС по урегулированию споров обладает правом вето на решения любого парламента или любого правительственного органа любой страны. Именно она решает, является ли тот или иной закон или правило «более обременительными, чем необходимо». Причем что такое «необходимо», тоже будет решать комиссия ГАТС, а не парламент страны. Задача комиссии по урегулированию споров при ВТО — гарантировать, «чтобы правительства мира руководствовались не тем, что хорошо для их населения, а чтобы законы были как можно выгоднее для иностранных инвесторов и торговых корпораций». Каждое национальное постановление, касающееся защиты природы, должно в соответствии с ГАТС ВТО пройти тест на «необходимость».
Кристиан Фельбер резюмирует: «Короче говоря, если даже защита окружающей среды, регулирование финансовых рынков, поддержка национальной экономики и социальную защиту ГАТС относит к сфере своего регулирования, то можно сказать, что ни одному национальному закону не гарантирована безопасность от ВТО».
В ГАТС важен принцип «равного отношения». Имеется в виду следующее. Если, например, учреждения общественного сектора России получают субсидии, то их должны получать и иностранные частные учреждения, выходящие на рынок. Иначе они считаются «ущемленными в правах». Право же людей на бесплатное лечение и образование при этом не рассматривается! Субъекты права — не люди, не население, не граждане, а — юридические лица, фирмы, корпорации. ВТО принуждает государства, входящие в нее, снижать финансирование общественного сектора (детские сады, школы, университеты, больницы, дома престарых, библиотеки, музеи, системы водоснабжения, транспортные государственные предприятия, пенсионную систему, энергосистемы и сферу здравоохранения, почту и сферу телекоммуникаций). «Это означает конец общественного сектора. Как раз этого хочет неолиберализм. От государства должен остаться только скелет: полиция, суд, армия, центральный банк», — пишет Кристиан Фельбер.
Крупнейшие концерны в области «сферы услуг» родом из ЕС и США. Обращаю внимание на то, что в понятие «сфера услуг» в контексте ВТО входят, кроме обычных услуг (парикмахерских, например) все вышеперечисленные секторы и учреждения! Поэтому логично, что именно США и ЕС требуют от других стран в ВТО открыть эти секторы для доступа иностранных инвесторов и приватизировать общественные блага (здравоохранение, образование и т.д.). ВТО требует проведения приватизации общественных благ, которые она рассматривает в качестве коммерческих товаров — и передает их под контроль корпораций. «Частные инвестиции» и логика извлечения прибыли (потому что инвестиции — не меценатство) должны, по ВТО, идти во все области — в спорт, культуру, сферу ЖКХ в той степени, в какой в них можно извлечь прибыль: «Концерны уже конкурируют друг с другом за приватизацию водоснабжения, трасс между городами и дорог в городах, национальных парков и многое другое». В бедных странах около 80 % населения не может платить за школу, высшее образование, транспорт, воду и электричество, выплачивать взносы на медицинскую страховку и пенсию. Тем временем собственникам своих акций компании выплачивают баснословные дивиденды. Эти прибыли должны откуда-то появляться, и их не получить при благотворительных ценах. Правительства государств — членов ВТО к тому же не имеют права регулировать цены, поскольку в ВТО такие действия рассматриваются как «препятствия на пути торговли» и государству грозят экономические санкции. Государства, по правилам ВТО, не могут, к примеру, потребовать от концернов подключить к водоснабжению или транспорту бедные районы, потому что «любое регулирование мешает рынку». То же касается и регулирования цен.
ООН предупреждает, что ГАТС лишит широкие слои населения доступа к элементарным общественным благам!
Бывший директор отделения ГАТС в секретариате ВТО Дэвид Хартридж говорит, что без огромного давления американской индустрии финансовых услуг, особенно таких фирм, как American Express или Citicorp, ГАТС не был бы принят. ГАТС лоббировали также USCSI (US Coalition of Service Industries), ESF (European Services Forum), Liberalization of Trade in Services (LOTIS), Global Services Network (GSN), International Financial Services London (IFSL). Председателем LOTIS, например, является лорд Бриттен, который входил в руководство ЕС и сегодня — он вице-президент международного банка Bankhaus UBS Warburg. В LOTIS представлены банки и страховые компании, которые контролируют сотни миллиардов долларов. Кроме банков и страховых агентств, ГАТС выгоден концернам, специализирующимся на энергосистемах, системах водоснабжения, образовании и здравоохранении, поскольку ГАТС — инструмент по проведению приватизации этих областей.
ВТО, ВБ и МВФ утверждают, что конкуренция частных фирм в общественном секторе понизит цены и улучшит качество, но этот аргумент не верен — не имеет смысла класть параллельные рельсы или водопроводные трубы. Как уже показано выше, примеров негативных результатов приватизации общественных благ достаточно: в Великобритании разваливается приватизированная железная дорога, в штате Калифорния рушится приватизированная система энергообеспечения, в Боливии и Южной Африке — обеспечение водой, а в Чили — пенсионная система.
ВТО и природа
Пока все судебные споры по экологии в ГАТТ-ВТО ослабляли национальное экологическое законодательство.
Право ВТО ставится выше экологического законодательства. Нарушение международных соглашений по защите природы не карается санкциями, и поэтому международные соглашения по защите окружающей среды не имеют фактической силы, — права же экономических субъектов, корпораций, на «свободную торговлю» и эксплуатацию природы защищены.
По правилам ВТО, государство не имеет право запретить ввоз на свою территорию продуктов, вредных для здоровья и окружающей среды, потому что это «против правил свободного рынка».
ВТО запрещает маркировать продовольствие какими-либо этикетками, которые информируют потребителя о том, насколько экологически чистыми являются приобретаемые им продукты. Нельзя также ограничивать ввоз товаров, производство или потребление которых ведет к разрушению окружающей среды.
МВФ, ВБ, ВТО требуют переориентации производства зависимых стран на экспорт, что ведет к ускоренному разрушению природы. Попав в «долговую петлю» МВФ и Всемирного банка, страна вынуждена постоянно экспортировать свои ресурсы, чтобы заработать валюту для оплаты долгов.
ВТО не признает международные договоры по защите окружающей среды.
ВТО не признает также международный принцип осторожности, то есть государство не может запретить импорт товаров, пока не доказано, что они вредны. Например, страны ЕС отказались ввозить мясо из США, потому что животных там кормят гормонами. За это против ЕС были введены штрафные санкции. То же произошло и с генно-модифицированными продуктами из США: правила ВТО не позволяют запретить их ввоз, те государства, которые все же его запрещают, платят большие штрафы. Все это, конечно, делается в интересах концернов, производящих генно-модифицированную продукцию, большая часть которых расположена в США (например Monsanto)50.
Либерализация транспорта может привести к сокращению железнодорожных перевозок из-за высоких цен на приватизированных железных дорогах и закрытия неприбыльных участков и роста интенсивности автомобильных перевозок. ГАТС угрожает и национальным законодательствам в областях, напрямую связанных с загрязнением природы, таких как нефте- и газодобыча.
Инвестиционное соглашение в ВТО
Иностранные инвесторы заинтересованы в отмене различных государственных требований: по регулированию инвестиций, касающихся величины участия иностранного капитала, квот по обязательному привлечению местной рабочей силы или по использованию местного сырья или материалов, обязательств по образованию совместных предприятий с фирмами этого государства, выполнения местного законодательства по трудовому и экологическому праву, а также требований, касающихся торгового и платежного баланса. Их цель — сделать так, чтобы не возникало внешнеэкономического дисбаланса из-за слишком большой доли полуфабрикатов, слишком больших валютных расходов или из-за очень большого вывоза прибылей51. Планируется внести в ГАТС законы, отменяющие подобное государственное регулирование. Правительства стран «семерки» уже поддерживают этот проект.
Уже во время переговоров ГАТТ, которые перевели к созданию ВТО, США попытались объединить в одну законодательную систему правила, предусмотренные Соглашением о Североамериканской Зоне Свободной Торговли (NAFTA) и правила ВТО. Инвесторы должны были бы получить больше прав и быть лучше защищены, в первую очередь ТНК получали право самостоятельно подавать жалобы в суд ВТО, минуя государства. Евросоюз также лоббировал интересы транснациональных инвесторов. Однако попытки США и ЕС потерпели поражение благодаря сопротивлению большинства других стран. Потерпев поражение на первом этапе, США и ЕС попробовали провести эти соглашения внутри блока богатых стран — Организации экономического сотрудничества и развития (OECD), а уже затем убедить весь остальной мир принять эти нормы, одобренные «самыми успешными» странами. Кульминацией этой кампании корпоративного лоббизма была попытка принять соглашение MAI (Многостороннее соглашение по инвестициям, Multilateral Agreement on Investment). Фактически MAI предусматривало добровольный отказ государств от какой-либо форма контроля за деятельностью частного капитала в принципе. Этот документ был настолько скандальным, что вызвал бурю возмущения в Западной Европе, причем не только в левых кругах. Документ был отвергнут Ев-ропарламентом.
Уже сегодня государства снижают экологические и социальные стандарты, стремясь привлечь капитал. Инвестиционные соглашения еще больше ограничивают права государств предпринимать меры по защите труда и природы, а частные инвесторы — большей частью ТНК — получают возможность в рамках международного права обвинять государства, если те вводят регулирование. В региональное экономическое соглашение NAFTA входит инвестиционное соглашение, из-за которого Мексика была приговорена к выплате штрафа американскому концерну, потому что Мексика запретила строительство ядовитой свалки вблизи охраняемого заповедника!
Принятие в ВТО соглашений по модели NAFTA лишит страны правовой возможности самим определять, как быстро и в каком объеме расходуются ресурсы этой страны.
Принцип ВТО «равных прав национальных и иностранных инвесторов» делает незаконной поддержку национальной промышленности (как частной, так и теоретически государственной), потому что иностранные и национальные инвесторы «должны обладать равными правами».
Финансовый рынок и ВТО
В интересах банков, страховых фондов и трейдеров (торговцев ценными бумагами), США вместе с ЕС и Японией пытались интегрировать в на Уругвайском раунде специальное соглашение о финансовых услугах в ГАТС. Финансовые игроки оказывают большое влияние на формулирование политических позиций правительств и ВТО.
ГАТС и ФТА желают отменить оставшиеся барьеры для свободного потока финансового капитала, что требуют также МВФ и ВБ. Соглашения ГАТС узаконивают крупные финансовые и спекулятивные манипуляции, направленные против стран «третьего мира» — в результате эти страны отказываются от самостоятельной денежной, а, следовательно, и экономической политики. ЕС требует от других стран, чтобы они открыли доступ западным банкам на свои рынки пенсионного обеспечения и страхования, отменили ограничения по участию иностранного капитала и либерализовали потоки капитала. ГАТС запрещает государствам регулировать количество вывозимых иностранными концернами за границу прибылей.
ТРИПС в ВТО
Дерегулирование торговли по правилам ВТО, сопровождаемое расширением защиты прав интеллектуальной собственности (соглашение ТРИПС), позволяет ТНК проникнуть на национальные рынки и расширить свой контроль практически на все секторы национальных производственных секторов, сельского хозяйства и сферы услуг.
Концерны США, ЕС и Японии занимают в области производства программного обеспечения, медикаментов, химии и развлечений доминирующую позицию. Соглашение ТРИПС гарантирует концернам этих стран защиту их позиций. Вступление в ВТО и, следовательно, подписание части договоров ВТО — ТРИПС — приведет в России к уменьшению числа исследований и системы исследований. Коммерциализация и приватизация интеллектуальных, ремесленных, культурных прав и прав на произведения искусства гарантирует максимальные прибыли олигополии из отобранных знаний народов, которые используют эти знания до сих пор бесплатно. Например, олигополии крадут эти знания у народов стран «третьего мира» и затем заставляют покупать их у концернов. Концерны, обладающие властью на рынке, готовы к применению насилия. Под лозунгами защиты интеллектуальной собственности и призывая к суду ВТО, представляющего как раз их интересы, ТНК присваивает себе чужие права. Дело в том, что значительная часть агрономических и биологических знаний, которые используются в сельском хозяйстве бедных стран, не защищены патентами. Корпорации оформляют патенты на себя, присваивая это «незащищенное» знание, а затем требуют, чтобы им платили за использование подобной информации или биологического материала, ранее — общедоступного и бесплатного. Они также монополизирует торговлю рисом, зерном и другими ключевыми биологическими ресурсами. Фактически ТРИПС легализует биопиратство западных концернов.
ТРИПС должно защищать и расширять монополии концернов: «Цель ТРИПС — гарантировать технологическое преимущество стран “первого мира” на как можно более долгий период. Но успехи индустриализации сегодняшних развитых стран были возможны как раз потому, что тогда не было всемерной защиты патентов».
Показательный пример — скандал с фармацевтическими концернами, требующими для себя доступ к рынкам стран «третьего мира» на эксклюзивных правах, то есть с запретом для этих стран покупать более дешевые медикаменты у других фирм — что обернулось настоящим геноцидом в Африке. Вместо улучшения уровня жизни населения такая политика привела к массивному росту цен в областях медикаментов, медицинской технологии и биотехнологии.
Соглашение ТРИПС было заключено при массивном влиянии 13 американских концернов. Джеймс Эниарт из одного из них, Monsanto, описал, как родился ТРИПС: «Концерны стала волновать большая проблема в международной торговле. Они разработали путь решения, сделали конкретное предложение и дали его на подпись своему правительству и правительствам других стран».
Негативные результаты политики ТРИПС для стран «третьего мира» — рост цен на медикаменты, обострение дисбаланса импорта-экспорта, рост безработицы из-за уменьшения производства внутри страны.
По правилам ТРИПС запреты на рекламу детского питания (среди которого могут быть нежелательные для детей продукты, например, детское питание, содержащее генно-модицифированные ингредиенты), табака и алкоголя незаконны, потому что они считаются «дискриминацией иностранных производителей».
Сельское хозяйство и ВТО
«Либерализация» сельского хозяйства подрывает безопасность продовольственного обеспечения в странах «третьего мира», приговаривает сотни миллионов крестьян на нищету и миграцию в городские кварталы нищеты, где они лишены будущего. Под лозунгом «мировой свободной торговли» сельское хозяйство, призванное обеспечить население продовольствием, перепрофилируется в экспортно-ориентированную аграрную промышленность. США и ЕС продолжают субсидировать сельское хозяйство в своих странах, что ведет к перенасыщению рынков периферии субсидированными продуктами, к падению цен на них и банкротству местных производителей. Соглашение по сельскому хозяйству ВТО требует открыть рынки стран «третьего мира». «Это соглашение ВТО (Соглашение по сельскому хозяйству) сделало законным субсидирование сельского хозяйства в развитых странах и одновременно сократило возможности стран “третьего мира” выйти со своей сельскохозяйственной продукцией на мировой рынок».
ТНК уже поделили мировой рынок и их цель не делиться с другими, а завоевать еще больше. По исследованиям FAO в странах «третьего мира» после 1994 года вырос объем импорта сельскохозяйственной продукции, а не экспорт. Развитые страны, требуя открытия рынков от других стран, ограничивают доступ на свои рынки через таможню, субсидирование и использование санитарных и фитосанитарных стандартов.
Ваш комментарий
|
|
Давайте подумаем вместе: А нам нужна така «гангрена»?
Похоже на полную и безоговорочную капитуляцию, с записью России в страны третьего мира. В 90-е, наши западные “партнеры” под развал СССР забрали рынки стран СЭВ, осталось СНГ освоить.
Как стало известно компании «ПроАгро», Европейская комиссия разрешила пищевое и фуражное использование, импорт и переработку на территории ЕС трех сортов генетически модифицированной кукурузы компании Syngenta AG (SYNN) и сорта биотехнологического хлопка компании Dow Chemical Co. (DOW). Решение было принято после того, как представители стран-членов Евросоюза не смогли сформировать большинство как за, так и против соответствующего разрешение.
Разрешение будет действовать на протяжении 10 лет. Выращивание указанных сортов на территории ЕС не допускается.
Комиссия одобрила использование сортов кукурузы MIR604 x GA21, Bt11 x MIR604 и Bt11 x MIR604 x GA21, которые характеризуются повышенной стойкостью к насекомым-вредителям и к действию гербицидов.
Одобренный Еврокомиссией сорт хлопка носит название 281-24-236 x 3006-210-23. Он обладает повышенной резистентностью к вредителям.
Как сообщала компания «ПроАгро», в ноябре т.г. Высший административный суд Франции обязал правительство страны отменить запрет на генетически модифицированный сорт кукурузы MON 810, который был разработан компанией Monsanto Co.
Согласно постановлению Европейского суда, правительства стран-членов ЕС имеют право в одностороннем порядке вводить подобные запреты лишь в случае, если они могут предоставить доказательства крайней необходимости принятия такого решения и обосновать наличие высокого риска нанесения ущерба здоровью людей и животных, а также окружающей среде. Высший административный суд Франции считает, что Минсельхоз страны не смог обосновать существование такого риска.
Французское правительство запретило использование кукурузы MON 810 в феврале 2008 г., сославшись на наличие рисков для здоровья и окружающей среды.
Представители природоохранной организации Greenpeace выступили с критикой решения суда и призывают правительство провести серьезное научное исследование рисков, связанных с производством и использованием генетически модифицированной кукурузы Monsanto.
Министр сельского хозяйства Франции Бруно Ле Мэр заявил, что правительство будет искать пути сохранения запрета, несмотря на решение суда
Вхождение России в ВТО приходится на нелегкое экономическо-финансовое время, и не стоит сбрасывать со счетов те экономические риски, которые несет в себе глобальный кризис, а о нем уже давно и многие говорят, как о событии практически неизбежном.
Снятие торговых барьеров по определению несет в себе выгоду потребителю, ведь дешевеет импортная продукция, да и отечественная, в производстве которой используются импортные составляющие, тоже. Кроме того, конкуренция дополнительно побудит производителей корректировать ценовую политику и модернизировать производство.
Вхождение России в ВТО будет сопровождаться переходным периодом, в течение которого Россия не будет сразу снимать все оградительные барьеры на некоторые товары. В целом, в течение ближайших лет средневзвешенная пошлина на импорт упадет с 10,3% до 7,1%, в том числе, на промтовары с 9,4% на 6,4%, а на сельскохозяйственную продукцию с 15,6% до 11,3%.
С другой стороны, на снижение стоимости пошлин в перерасчете на внутреннюю валюту будет накладываться инфляция, которая способна «хапнуть» весь интерес. С другой стороны, если будет рост доходов населения, а цены, пусть даже не будут понижаться, но и не будут расти, выгода будет ощутима и, как говорится, осязаема.
Предполагается, что через три года будут сняты пошлины на ввоз компьютеров и средств их производства, а также оргтехнику ( пошлины на эти товары будут обнулены), а таможенный тариф на электронику и электротехнику достигнет семи-девяти процентов, вместо нынешних пятнадцати процентов.
Пошлины на молоко и масло упадут не слишком сильно – с 25-ти по 20-ти процентов, на рыбные готовые продукты – с 15-ти до 12,5%. На 7% упадут пошлины на изделия фармакологического производства. В правительстве отмечают, что давление на внутренний рынок снижение тарифов на импортные лекарства не окажут, но будут выступать сдерживающим инфляцию элементом.
Также отметим, что некоторые товарные группы будут ввозиться по новым таможенным условиям уже с момента вхождения России в ВТО , но для другой части товаров понижение будет происходить поэтапно, в течение определенного оговоренного срока. Время покажет, плюсы и минусы ВТО, для России.
Слишком важное решение для будущего — народов нашей страны. Последствия слишком весомы, в 90-е нам тоже говорили, хватит кормить союзные республики, без них заживем. В итоге все экономические связи были нарушены, а страна села на сырьевую иглу. А экономическо — финансовое время не помеха для развития, был бы стимул. Я сейчас книжку считаю “Лидерство Мацуситы” Джона Коттера там описано как человек с образованием 4 класса создал одну из крупнейших мировых компаний. Там описано как молодая компания продолжала рост в трудное для экономики время, кризиса 1929года.
Перспективы в связи с грядущим входом в ВТО очень настораживающие. Если резко не улучшится эффективность, конкурентоспособность российских предприятий упадет. Если не снизится значительно себестоимость производства, то мы ничего не достигнем.
В настоящее время цены на продукцию отечественных производителей гораздо выше, чем в Европе. Единственная сфера, в которой мы конкурентоспособны – это производство яиц. Но тут уже давно достигнут такой рынок производства, который в принципе обеспечивает российский рынок на достаточно приличном уровне. А вот мясо бройлеров, мясо свинины, говядины – это уже несопоставимо все. И поэтому, если мы резко не снизим себестоимость продукции, то даже 10 лет карантина, которые призваны защитить российский рынок, не спасут.