Конкурентные цены и дешевый фрахт резко расширили географию экспорта российской пшеницы
02 August 2011, 13:20
Особенность начала текущего сезона – заметное расширение географии поставок российской пшеницы. Обычно они приходятся, главным образом, на страны Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока, сообщает СовЭкон.
В этом сезоне благодаря конкурентным ценам российская пшеница уже «поплыла» в Испанию и Португалию, которые обычно закрывают свои потребности поставками продовольственной пшеницы из Франции и фуражной – из Британии и Украины.
Другое направление – страны ЮВА и Восточной Африки. Экспортеры российской пшеницы уже ее отправили в Таиланд, Кению, Мозамбик и Джибути. На повестке дня контракты на отгрузку во Вьетнам и Малайзию, где российское зерно может потеснить австралийское.
Экспансия стала возможна не только благодаря более низким ценам на российское зерно, но заметному снижению ставок фрахта при поставках в страны ЮВА.
Ваш комментарий
|
|
Россия, занимавшая второе место в мире по объемам экспорта пшеницы до введения в прошлом году эмбарго на экспортные поставки, предлагает самые серьезные за последние четыре года скидки на зерно и нацеливается на покупателей из Юго-Восточной Азии, чтобы восстановить свою долю на мировом рынке после отмены экспортного запрета в прошлом месяце.
Тонна российской пшеницы как минимум на 40 долларов дешевле североамериканской, французской и австралийской, о чем свидетельствует московский Институт конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР). В связи с этим вполне рентабельными становятся перевозки зерна даже в такие страны как Малайзия, особенно в связи с тем, что фрахтовые ставки за последние 12 месяцев снизились на 44%.
Российский экспорт зерна в июле мог составить 2 миллиона тонн, что является историческим рекордом за месяц. Это подтверждает ИКАР и московская аналитическая организация в области сельского хозяйства «СовЭкон». Экспорт на большие расстояния в такие места как Юго-Восточная Азия и Южная Африка за 12 месяцев, которые закончились 30 июня, может составить 1 миллион тонн. По данным ИКАРа, за тот же период 2009-2010 годов этот объем составил 650000 тонн и был рекордным для своего времени.
«Россия предлагает такие большие скидки, что это дает ей возможность перевозить зерно на совершенно дикие расстояния, — говорит директор ИКАРа Дмитрий Рылько. – Покупать российскую пшеницу сегодня дешевле, чем австралийскую».
В том 12-месячном периоде, который закончился 30 июня 2010 года, Россия занимала второе место в мире по объемам экспорта пшеницы, уступая только США. Но затем, когда объем экспорта резко сократился на 79% и дошел до 3,9 миллиона тонн, Россия откатилась на восьмое место. Об этом свидетельствует статистика Международного совета по зерну (МСЗ).
Как заявил 28 июля МСЗ, прогнозы по производству пшеницы в России за 12-месячный период до июня будущего года были увеличены по сравнению с прогнозом от 30 июня на 2 миллиона тонн и составили 56 миллионов тонн.
Расположенный в Лозанне швейцарский филиал экспортера зерновых и масличных культур ОАО «Астон» Aston FFI ведет переговоры о поставках пшеницы во Вьетнам и Малайзию. Он «осведомлен» о том, что аналогичные переговоры проводят и другие российские трейдеры, говорит генеральный директор компании по экспортным операциям зерновых Петер Бирманн (Peter Biermann). По его словам, компания также продает зерно в Кению и Мозамбик. ОАО «Астон» заявляет, что на его долю приходится 10% российского зернового экспорта.
«В предыдущие годы на эти рынки поставлялось более дешевое зерно из других стран, таких как США, Аргентина и Австралия, — говорит Бирманн. – Но в этом году все иначе. Совершенно очевидно, что причиной тому цена российской пшеницы, побить которую, по крайней мере, в настоящий момент просто невозможно».
По данным вебсайта e- ships.net, расстояние от южного российского порта Новороссийск, являющегося главной перевалочной базой зернового экспорта, до вьетнамского Хо Ши Мина составляет 6900 морских миль.