Полевая стратегия
26 April 2010, 09:19

О влиянии реформы РЖД на аграрный рынок, необходимости координации деятельности всех участников рынка — от производителей до транспортников — рассказал первый заместитель генерального директора ЗАО «Русагротранс» Олег Рогачев, сообщает «Гудок».
— Минэкономразвития утвердило концепцию развития инфра­структуры агропромышленного комплекса. Какие основные положения в нее заложены, как повлияла реформа железнодорожного транспорта на инфраструктурные изменения рынка аграрной продукции?
— Создание нашей компании на третьем этапе реформы железнодорожного транспорта совпало с задачами модернизации аграрной отрасли и стремительным развитием экспорта зерновых. Для компании очень важно синхронизировать основные задачи реформы железных дорог и модернизации сельскохозяйственного рынка.
Принятие концепции сначала Минэкономразвития, а затем и другими ведомствами — первый этап работы. В целом концепция основана на принципах развития аграрного сектора за счет опоры на современную, отвечающую вызовам рынка инфраструктуру и железнодорожную составляющую.
Если говорить о стратегических задачах в рамках реформы, то можно обозначить следующие результаты. Привлечены крупные частные инвестиции, создана база для дальнейшего развития и привлечения средств на гармоничное развитие инфраструктуры с опорой на железную дорогу. Сократилась нагрузка на инфра­структуру — коэффициент порожнего пробега зерновозов снизился с 1,8 до 1,4. На рынке экспортных перевозок зерна создана полноценная конкурентная среда. Если до образования компании было всего 300 вагонов частных операторов, то в настоящее время экспорт осуществляется в 3675 вагонах различных собственников. Как следствие в 2008-2010 гг. затраты на перевозку в экспортном направлении стабильно составляют 12-13%, при том что затраты на услуги других участников (портов и ряда элеваторов) за этот период выросли с 16% до 24%.
Мы развиваем технологию и инвестируем в парк подвижного состава: в декабре 2009 года запущен первый российский маршрут с зерном. Совместно с компанией «Трансмашхолдинг» всего за год мы разработали, сертифицировали и произвели в промышленной партии первые за 15 лет модернизированные вагоны-зерновозы. При этом заказ размещен на Брянском вагоностроительном заводе — предприятии, которое славится качеством и чья продукция отличается надежностью по всем параметрам.
Что касается решения основной стратегической задачи прошлого года — убедить большинство участников рынка, что перед железнодорожниками и аграриями стоят общие задачи и есть инструментарий их эффективного решения, то здесь ответом стала концепция, принятая профильными министерствами и одобренная участниками рынка.
— На какой главный «железнодорожный» вопрос должна ответить концепция?
— Если коротко: когда, где и какой груз будет предъявлен к отправке в среднесрочной перспективе. Зерно — единственный массовый груз, распыленность станций погрузки которого крайне высока. По всей сети больше 1300 точек. Из-за этого работа железнодорожников занимает львиную долю в процессе доставки зерна с полевого элеватора до порта. О том, что малодеятельные станции неэффективны, говорилось неоднократно. Их небольшая отдача отражается на работе всего железнодорожного транспорта в целом и технологии доставки зерна в частности.
Долгое время агропромышленный комплекс развивался путем простого увеличения площади поля без оглядки на то, как и куда будет вывезен урожай, где он будет востребован. В итоге колоссальный урожай, полученный в 2008 году, попросту закупорил весь рынок, цены опустились почти в 3 раза, государство понесло многомиллиардные убытки, связанные с выкупом, хранением и продажей излишков зерна у крестьян.
Мало просто произвести зерно, нужно обновление логистических мощностей и технологии, создание единых принципов развития инфраструктуры. Объединяющую роль на себя должна взять железная дорога, обладающая необходимой полнотой картины рынка от Дальнего Востока до Новороссийска. Эти ответы и заложены в концепции развития инфраструктуры.
— В концепции говорится о зональных кластерах. Как их выделение будет соотноситься с созданием элеваторной сети и маршрутизацией отправок?
— Зерно необходимо консолидировать на уровне регионов, сглаживая сезонность и прогнозируя точки зарождения и консолидации груза. Концепция предусматривает создание кластеров и разделение территорий на профицитные и дефицитные. И уже на их основе предполагается создавать устойчивые транспортные коридоры, которые позволят эффективно работать железнодорожному транспорту. В каждом из них будут организованы грузоформирующие комплексы (узловые элеваторы), ориентированные на работу маршрутными поездами. Необходимое количест­во таких элеваторов будет зависеть от производства и перевозок зерна в этом регионе.
— Получается своего рода пирамида…
— Да, на нижнем уровне полевые элеваторы, не ориентированные на долговременное хранение. Их функция — собирать небольшие партии и отправлять либо на линейные, где его подрабатывают по качеству до стандартного, либо сразу на узловой элеватор, если он находится поблизости.


Теги     РЖД      инфра­структура АПК      зерно      Русагротранс      элеваторы   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Казахстан продлил ограничения на ввоз российской пшеницы (Видео)
Казахстан сужает традиционные рынки сбыта муки. Буквально пять лет назад страна была единственным экспортёром муки на рынке Центральной Азии. Сегодня активно поставки наращивают Узбекистан и Россия.
Конечные запасы пшеницы в Сербии остаются высокими
Сербия начинает 2024-25 маркетинговый год с более чем 1 миллионом тонн заканчивающихся запасов пшеницы из-за исключительно благоприятных урожаев в сочетании с низкими рыночными ценами, второй год подряд с большими запасами, согласно отчету Иностранной сельскохозяйственной службы (ФАС) Министерства сельского хозяйства США (USDA).