Российский рынок
|
https://exp.idk.ru/news/russia/polevaya-strategiya/308277/
|
О влиянии реформы РЖД на аграрный рынок, необходимости координации деятельности всех участников рынка — от производителей до транспортников — рассказал первый заместитель генерального директора ЗАО «Русагротранс» Олег Рогачев, сообщает «Гудок».
— Минэкономразвития утвердило концепцию развития инфраструктуры агропромышленного комплекса. Какие основные положения в нее заложены, как повлияла реформа железнодорожного транспорта на инфраструктурные изменения рынка аграрной продукции?
— Создание нашей компании на третьем этапе реформы железнодорожного транспорта совпало с задачами модернизации аграрной отрасли и стремительным развитием экспорта зерновых. Для компании очень важно синхронизировать основные задачи реформы железных дорог и модернизации сельскохозяйственного рынка.
Принятие концепции сначала Минэкономразвития, а затем и другими ведомствами — первый этап работы. В целом концепция основана на принципах развития аграрного сектора за счет опоры на современную, отвечающую вызовам рынка инфраструктуру и железнодорожную составляющую.
Если говорить о стратегических задачах в рамках реформы, то можно обозначить следующие результаты. Привлечены крупные частные инвестиции, создана база для дальнейшего развития и привлечения средств на гармоничное развитие инфраструктуры с опорой на железную дорогу. Сократилась нагрузка на инфраструктуру — коэффициент порожнего пробега зерновозов снизился с 1,8 до 1,4. На рынке экспортных перевозок зерна создана полноценная конкурентная среда. Если до образования компании было всего 300 вагонов частных операторов, то в настоящее время экспорт осуществляется в 3675 вагонах различных собственников. Как следствие в 2008-2010 гг. затраты на перевозку в экспортном направлении стабильно составляют 12-13%, при том что затраты на услуги других участников (портов и ряда элеваторов) за этот период выросли с 16% до 24%.
Мы развиваем технологию и инвестируем в парк подвижного состава: в декабре 2009 года запущен первый российский маршрут с зерном. Совместно с компанией «Трансмашхолдинг» всего за год мы разработали, сертифицировали и произвели в промышленной партии первые за 15 лет модернизированные вагоны-зерновозы. При этом заказ размещен на Брянском вагоностроительном заводе — предприятии, которое славится качеством и чья продукция отличается надежностью по всем параметрам.
Что касается решения основной стратегической задачи прошлого года — убедить большинство участников рынка, что перед железнодорожниками и аграриями стоят общие задачи и есть инструментарий их эффективного решения, то здесь ответом стала концепция, принятая профильными министерствами и одобренная участниками рынка.
— На какой главный «железнодорожный» вопрос должна ответить концепция?
— Если коротко: когда, где и какой груз будет предъявлен к отправке в среднесрочной перспективе. Зерно — единственный массовый груз, распыленность станций погрузки которого крайне высока. По всей сети больше 1300 точек. Из-за этого работа железнодорожников занимает львиную долю в процессе доставки зерна с полевого элеватора до порта. О том, что малодеятельные станции неэффективны, говорилось неоднократно. Их небольшая отдача отражается на работе всего железнодорожного транспорта в целом и технологии доставки зерна в частности.
Долгое время агропромышленный комплекс развивался путем простого увеличения площади поля без оглядки на то, как и куда будет вывезен урожай, где он будет востребован. В итоге колоссальный урожай, полученный в 2008 году, попросту закупорил весь рынок, цены опустились почти в 3 раза, государство понесло многомиллиардные убытки, связанные с выкупом, хранением и продажей излишков зерна у крестьян.
Мало просто произвести зерно, нужно обновление логистических мощностей и технологии, создание единых принципов развития инфраструктуры. Объединяющую роль на себя должна взять железная дорога, обладающая необходимой полнотой картины рынка от Дальнего Востока до Новороссийска. Эти ответы и заложены в концепции развития инфраструктуры.
— В концепции говорится о зональных кластерах. Как их выделение будет соотноситься с созданием элеваторной сети и маршрутизацией отправок?
— Зерно необходимо консолидировать на уровне регионов, сглаживая сезонность и прогнозируя точки зарождения и консолидации груза. Концепция предусматривает создание кластеров и разделение территорий на профицитные и дефицитные. И уже на их основе предполагается создавать устойчивые транспортные коридоры, которые позволят эффективно работать железнодорожному транспорту. В каждом из них будут организованы грузоформирующие комплексы (узловые элеваторы), ориентированные на работу маршрутными поездами. Необходимое количество таких элеваторов будет зависеть от производства и перевозок зерна в этом регионе.
— Получается своего рода пирамида…
— Да, на нижнем уровне полевые элеваторы, не ориентированные на долговременное хранение. Их функция — собирать небольшие партии и отправлять либо на линейные, где его подрабатывают по качеству до стандартного, либо сразу на узловой элеватор, если он находится поблизости.