Той господдержки, которая сейчас выделяется, практически меньше, чем выбывает фермерских хозяйств, скажем, в ростовской области
20 March 2013, 12:00
— Александр Максимович, насколько ваш регион готов к членству в ВТО?
— Если говорить о сельском хозяйстве, то, конечно же, мы не готовы и не готовы именно в организационном плане. Когда создавался Европейский союз в 1957 году, то он создавался на основе трех базовых отраслей – сельское хозяйство, энергетика, сталелитейная промышленность. А в период с 60-го по 70-ый годы сделали общие законы всех стран, поскольку это общий рынок. Был принят закон о структуре рынков и закон о сельскохозяйственной ориентации, в который заложили основы развития фермерских кооперативов, взаимодействие перерабатывающих и других предприятий промышленности и основы ориентации стран, входящих в общий рынок, — где какое производство приоритетным становится и оборот сельхозземель. Это и помогло учесть интересы всех входящих стран, была выработана общая политика по поддержке сельского хозяйства.
У нас сейчас арендован прообраз ВТО – единое экономическое пространство. Вот мы вступили в него, но ничего этого у нас и близко нет. Самое главное, что тогда было сделано – разделили функции государственных органов управления и фермерских организаций. Развитием сельского хозяйства и оказанием помощи фермерам стали заниматься фермерские организации. А государственные органы управления — это аграрная политика, это субсидии и квотирование, это экология, это контроль качества продукции. У нас же сейчас Министерство сельского хозяйства как бы замкнуто на все эти вопросы. И что получается? — Министерские чиновники говорят: «Мы, мы, мы, мы там вот то, мы там вот это». А надо по-другому – фермеры должны говорить, что делать, а чиновники должны ответить: «Мы сделаем вот к такому-то сроку и к такому-то сроку». Чиновники пытаются руководить развитием сельского хозяйства, не отвечая за результат, а результаты у нас, как известно, сейчас плачевные.
Мы неделю назад проводили свою конференцию по области и сделали сравнение производства продукции сельского хозяйства на гектар пашни по сравнению с 1990-м, с 2006-м, а так же с 2011-м годом. Если сравнивать с 1990-м годом, в Ростове сегодня на гектар пашни производится в 1,8 раза меньше зерна и подсолнечника, и плотность поголовья скота в 10,5 раз меньше, то есть, если говорить о производительности труда, то она резко упала. В девяностые годы основой реформ послужило осознание неэффективности колхозно-совхозной экономики. Мы отставали тогда по производительности труда от западного фермера в два раза. Сейчас отставание стало ещё больше. И теперь, когда президент поставил задачу за 4-5 лет решить продовольственную безопасность страны и выйти на мировые рынки, мы в короткие сроки должны преодолеть это отставание и двинуться вперёд. Это практически невозможно с той государственной поддержкой, которая нам оказывается. Нам нужно, по сравнению с уровнем девяностого года, в три раза увеличить поголовье скота. Но тогда у нас было 66 млн. условных голов, а сейчас меньше 24 млн.
-И господдержка может как-то помочь?
Той господдержки, которая сейчас выделяется, практически меньше, чем выбывает фермерских хозяйств, скажем, в ростовской области. За год они сократились на 994 единицы. А министерство приводит цифры, что господдержка начинающим фермерам позволила увеличить количество фермерских хозяйств на 2200 единиц.
— А погектарная субсидия?
— Она только на 50-60% компенсирует то, что было в прошлом году. Я имею в виду, льготное горючее и субсидии на удобрение заменяют эту погектарную поддержку. Поэтому на последнем съезде АККОР и ставился вопрос – не менее тысячи рублей на гектар. Это позволит хоть как-то компенсировать то, что мы потеряли от льготного горючего и немножко увеличить размер поддержки по отношению к прошлому году .
И самое главное, что не сделано, почему мы не готовы: в западных странах практически все фермеры входят в фермерские объединения, где им оказывается различная помощь. У нас в таких объединениях – менее 10%. Сейчас идет разговор о том, что ставка сделана на кооперативы, но для этого нет условий. Законом о структуре рынка было принято решение: если создан кооператив, официально зарегистрирован, начал работать, значит, государство оказывает ему помощь в размере: в первый год – 3% от выручки от реализации продукции, второй год – 2%, и еще три года – в размере 1%. А кроме этого – поддержку на создание основных фондов. А предприятия, которые работают с кооперативами, заинтересовали таким образом: чтобы получить инвестиционный кредит, ты должен представить договора с фермерскими кооперативами на длительный срок. Таким образом, получаются увязаны интересы крупного бизнеса и фермерских кооперативов. Т. е. трейдеры те же кровно заинтересованы в том, чтобы фермеры создавали кооперативы, и фермеры заинтересованы, получая выход на эти крупные структуры и господдержку. У нас пока этого и близко в разговорах нет. Поэтому самая главная проблема – невежественность. Нам кажется, что мы первые на земле, что мы что-то такое придумаем, чего в мире еще нет. Вот и получается, что мы не движемся вперед, а плетемся сзади.
— Если говорить о рентабельности производства?
— А зачем создаются кооперативы? Они в первую очередь позволяют выровнять уровень цен, поскольку пока нет кооператива, фермеры конкурируют по цене между собой. И как происходи, как трейдер покупает зерно? Приехал он в какой-нибудь бывший колхоз и купил зерно у самого нуждающегося по самой низкой цене, потом ко второму приезжает и предлагает у него купить по такой же низкой цене. И этот второй вынужден опускать цену. И трейдеру с кооперативами работать тоже удобнее, потому что не приходится ездить по множеству маленьких хозяйств и с каждым фермером договариваться, а работать с большими объемами. И, конечно же, ему интересно не упустить эту большую партию, поэтому он будет вынужден идти на максимальные уступки.
— Будете ли Вы присутствовать на форуме «Зерновой Юг» 21-22 марта в Ростове на Дону?
— Вряд ли, поскольку в это же время я должен быть на другом мероприятии.
— На Ваш взгляд, в состоянии ли подобные форумы что-то изменить?
— К сожалению, к рекомендациям, даваемым на подобных мероприятиях, мало прислушиваются именно в силу неорганизованности сельхоз товаропроизводителей. И изменений можно ожидать только тогда, когда будут введены жёсткие правила, ведь на Западе такие правила введены во всех странах. Ведь почему у них так быстро кооперацией все охватилось? У них были созданы все условия для этого. На голых призывах-то далеко не уедешь… Мы кооперацией начали заниматься с 1996-го года. Результат был, и даже есть, но далеко не тот, о котором можно было бы говорить, что он повлиял на развитие фермерства. Есть небольшая группа фермеров, которая сорганизована в кооперативе, но эта группа – это наиболее сознательные, они эти кооперативы создавали с большим трудом, с огромными издержками для себя. Для массовости необходимо охватить в первую очередь средний уровень и ниже среднего. А тут без помощи государства не обойтись. Фермер пойдет в кооператив только тогда, когда будет поставлен в такие условия, в которых без кооператива действительно не сможет существовать.
Ваш комментарий
|
|