Ответ на статью О.Сапожкова в газете «Коммерсант»
11 May 2012, 14:00

Александр Хатунцов
директор ФГБУ«Центр оценки качества зерна»

«На запахе хлеба заработает Россельхознадзор.

Экспортеры зерна сдадут ему полпроцента выручки от экспорта зерна»

О чем, собственно, статья? Если отбросить привнесенные моменты и эмоции, то речь идет о весьма важной проблеме – проблеме обеспечения безопасности и качества на зерновом рынке, ответственности и… затратах. В общем-то о затратах в статье и говорится, как о главном – с какой, собственно, стати, кто-то должен выкладываться из собственного кармана, чтобы документально подтвердить безопасность и качество товара. В данном случае – зерна.

При этом не стоит все же забывать, что для россиян зерно – это основа продуктовой базы. И требования к его безопасности для потребителя недвусмысленно определены законом.

Кто же должен гарантировать безопасность зерна, поступающего в торговый оборот? Исторически, в нашей – да и далеко не только в нашей – стране эту роль выполняло государство.  Система государственного контроля качества и безопасности зерна и продуктов его переработки создавалась в России с 1923 года, причем далеко не на пустом месте, а  по опыту ведущих зерновых держав — Канады и США. Созданная в те годы система оправдала себя в качестве независимой и компетентной инстанции, заключения которой ни разу не были опровергнуты или подвергнуты обоснованному сомнению иностранными получателями. Это способствовало формированию авторитетной позиции России на международном зерновом рынке при экспорте зерна, — и обеспечивало снабжение граждан качественными хлебопродуктами в самой стране.

Эффективный государственный контроль на зерновом рынке, несмотря на все политические потрясения последних двух десятков лет, сохранялся, хотя и не в прежней мере, до 2004 года – года развала Государственной хлебной инспекции, полномочия которой по кускам передали в разные ведомства и на разные уровни государственной машины. Однако, это было лишь начало «оптимизации» — в последние годы появилась и окрепла ультралиберальная идея о необходимости полного ухода государства с зернового рынка. Эта, простая как мысль деревенского дурачка, концепция перекладывает ответственность за безопасность зерна на плечи выгодополучателя, торговца.

Как? Очень просто – он должен сам заявить, что его товар – самый лучший и безопасный. Если же при каких-либо сделках, например, международных, нужен все же какой-никакой документ, то его он сможет легко приобрести в одной из частных контор, объявивших себя независимой лабораторией. Вот и все. Чего уж проще. Подойдите на рынке к любому продавцу с любым – даже самым завалящим –товаром, с вопросом о качестве этого самого товара. Заслушаетесь. Так и здесь.

А последствия? Что говорят эксперты?

Эксперты утверждают, что устранение государственного контроля с зернового рынка неизбежно приведет к передаче права оценки соответствия качества и безопасности зерна, вывозимого  из России, любым расплодившимся лабораториям. В том числе, лабораториям, принадлежащим иностранным сюрвейерским организациям. Последнее обстоятельство имеет ключевое значение в глобальном раскладе деловых игр и интересов.

Не стоит забывать, что деятельность транснациональных корпораций в форме сюрвейерских организаций  заключается не только в торговле зерном, но и в осуществлении программ, предполагающих экспансии продвижения зерна  некоторых избранных стран — США, Канады, Аргентины — на мировой рынок. И – в контроле цен на мировых зерновых рынках.

В отношении же России, требования международных сюрвейерских компаний сводятся к обеспечению возможности бесконтрольного провоза зерна через государственную границу. При этом возникает возможность вывоза низкокачественных и опасных зерновых грузов с «нужными» по коммерческим соображениям показателями, что приведет к утрате Россией авторитета надежного поставщика и ее вытеснению с мирового рынка зерна. Не стоит забывать, что для транснациональных корпораций (ТНК) Россия, как и почти любая другая страна – лишь региональная площадка для извлечения прибыли. Не больше.

То, как именно зерновые ТНК ведут себя на подобных площадках, можно видеть сейчас – на примере, скажем, Индии, Пакистана. Или Таиланда. В этих странах и в помине нет национальной системы обеспечения продовольственной и пищевой безопасности —  её подменяет сеть частных иностранных лабораторий. Последствием этого были многочисленные претензии по качеству и безопасности рисовой крупы, поступающей из этих стан и введение в 2007 году полного запрета на ввоз в Россию этой продукции.

Кроме того,  возрастает  вероятность экономических диверсий в отношении стратегических  российских торговых интересов.

Напомним, что в апреле 2009 года в Египте, являющемся одним из крупнейших импортеров российского зерна, были задержаны судоходные партии российской пшеницы. Лишь наличие государственного сертификата качества позволило избежать нотификации в отношении этих партий. Неисполнение требований стран-импортеров, предъявляемых к ввозимому зерну, может привести к возникновению препятствий поставок или полному ограничению экспорта, как произошло с Украиной, которая, доверившись иностранным сюрвейерам, была вытеснена в ходе похожей кампании с зерновых рынков Египта и Пакистана.

В случае сертификации зерна «независимыми» экспертами, кстати, экономическая нагрузка на бизнес не только не снижается, но и увеличивается, так как частные, в основном иностранные сюрвейерские компании, преследуют  лишь одну цель — получение прибыли.

Кстати, ФГБУ «Центр оценки качества зерна» аккредитовано во многих международных системах, в том числе в GAFTA,  и выдает помимо сертификатов качества, обычные сертификаты международного образца, — как и сюрвейерские организации. Сертификаты качества, выданные учреждением, застрахованы государственной страховой компанией «Ингосстрх», которая оплачивает риски, связанные с наступлением страхового случая.

С сертификатами качества государственного образца российское зерно поступает почти в 90 стран мира. Это – Египет, Турция, Саудовская Аравия, Сирия, Ливия, Иран и др.   Только в 2009 г. экспортировано 23,4 млн.т. зерна, при этом было выявлено 6,5 млн.т. некачественного и опасного. Из них 5,8 млн.т. после обеззараживания было допущено к отгрузке, а 0,7 млн.т было забраковано по сверхнормативному содержанию токсикантов  и дефектности. В 1 п.г. 2010 г. (до объявления эмбарго на вывоз зерна) экспортировано 9,9  млн.т., забраковано 3,6 млн.т. Уже сегодня со дня снятия запрета на экспорт (с августа 2011 г.) отгружено более 27 млн. т. зерна за границу и выявлено некачественного и опасного не меньше. Тем не менее репутация России не пострадала. А теперь представим, что было бы, если бы вся эта масса недоброкачественного зерна все же была бы выброшена на международный рынок…

В соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, необходимо совершенствовать систему организации контроля безопасности пищевых продуктов, включая создание современной инструментальной и методической базы. В это же время «ультралибералами» предлагается  разрушить существующую сеть государственных независимых и высококомпетентных испытательных центров, имеющих вертикальное подчинение и единые подходы в осуществлении своей деятельности, основной целью которых является независимость и компетентность. Такой подход неконструктивен и явно противоречит долгосрочным интересам России.

В пользу сохранения системы государственного контроля при экспорте говорит и тот факт, что сертификат качества является документом, поддерживающим товарную классификацию зерна, на основе которой  определяется баланс зерна и строится политика закупок и продаж зерна, а также, в случае необходимости, устанавливается размер вывозной пошлины. Другими словами, это – веское основание для принятия важных государственных решений. Отчеты же о качестве сюрвейерских компаний, в отличие от сертификатов качества, содержат только номинированные покупателем показатели качества и не могут дать информацию о том, какой объем продовольственной или фуражной пшеницы уйдет за рубеж. Это создает трудности для таможенного регулирования и взимания государственных пошлин, которые дифференцируются по классам зерна.

Кстати, в статье, послужившей поводом для этого разговора, есть и другие «неточности». Так, Роспотребнадзор никогда не был конкурентом Россельхознадзора при «закупках зерна в Росрезерв и интервенционный фонд».

Теперь – о ремарке автора статьи о «срочной подготовке «заплатки» в законодательстве на полгода ради рынка».  Вступающий в действие с июля 2013 года Технический регламент Таможенного союза «О безопасности зерна» предполагает осуществление государственного контроля за безопасностью в соответствии с национальным законодательством стран – членов Таможенного союза. А в России с июля прошлого года такое законодательство отсутствует. Так что проект Указа Президента Российской Федерации, разработанный Минсельхозом, а также будущий Федеральный закон «О зерне и продуктах его переработки» будут не «заплатками» в российском законодательстве, а добротными документами, которые создадут необходимые условия для обеспечения граждан качественными хлебопродуктами, как в России, так и зарубежом.

И наконец, о стоимости сертификации. Корреспондент говорит о 0,5% стоимости услуг по определению качества и безопасности  к цене тонны отгруженного зерна. На самом же деле, в соответствии с расценками, официально размещенными на сайте  Россельхознадзора,  цена услуг не превышает  0,2 — 0,3% от стоимости партии зерна.

Эти средства идут на проведение исследований, на оплату труда высококвалифицированных специалистов, на модернизацию государственных лабораторий.

Оплачивая стоимость сертификации качества и безопасности, коммерсант  избегает риска потерять гораздо большие деньги из-за несоответствия показателей зерна установленным странами-получателями кондициям.

Есть вещи, на которых нельзя экономить.

Оригинал статьи «На запахе хлеба заработает Россельхознадзор. Экспортеры зерна сдадут ему полпроцента выручки от экспорта зерна»

 

________________________________________________________________________________________

О том, что нас ждет в новом зерновом году,  Вы можете узнать на II Всероссийской конференции «Зерновой Кавказ»,  которая состоится 22 мая 2012 г., в Пятигорске, в  Бизнес-отеле «Бештау». Ознакомится с Программой конференции можно в разделе «Бизнес-мероприятия».

Здесь Вы можете подать заявку на регистрацию.

______________________________________________________________________________________

Теги     Россельхознадзор      зерно      экспорт      хлеб   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Цены FOB и EXW на 19 декабря 2024. Пшеница. Кукуруза
Специалисты Смоленскстата поделились данными о реализации продукции сельскохозяйственных организаций области. Подсчет велся с января по ноябрь. Так, за 11 месяцев предприятия Смоленщины реализовали зерна, масличных культур и льноволокна больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Обзор товарных рынков на 19 декабря 2024
Фьючерсы на кукурузу испытывали давление в среду, контракты снизились на 5-6 центов. Вчера Министерство сельского хозяйства США сообщило о продаже 135000 тонн кукурузы на экспорт в Колумбию для поставки в 2024/25 годах.