О проблемах обеспечения продовольственной безопасности РФ
31 January 2017, 12:54

Сагайдак Александр Эрнестович
Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики и организации сельскохозяйственного производства Государственного университета по землеустройству

В последнее время руководством страны уделяется большое внимание продовольственному обеспечению населения. Сегодня мы попросили доктора экономических наук, профессора, заведующего кафедрой экономики и организации сельскохозяйственного производства Государственного университета по землеустройству Александра Сагайдак высказать мнение относительно проблемы обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации.

— Александр, скажите, пожалуйста, что такое продовольственная безопасность и как она связана с национальной безопасностью страны?

— Продовольственная безопасность является важнейшим составным компонентом национальной безопасности страны. Без достижения продовольственной безопасности невозможно обеспечить национальную безопасность. В настоящее время мы стали свидетелями того, что продовольствие стало мощным средством для достижения государствами своих политических и экономических целей, по сути стратегическим оружием. Согласно определению Всемирного Продовольственного Совета, принятого в 1990 году, «продовольственная безопасность ─ это состояние экономики, при котором гарантируется обеспечение доступа всех жителей страны и в любое время к продовольствию в количестве, необходимом для активной и здоровой жизни».

— Как продовольственная безопасность связана с необходимостью обеспечения устойчивого развития?

— Понятие продовольственной безопасности непосредственно вытекает из концепции устойчивого развития. Термин «устойчивое развитие» был введен Международной комиссией по окружающей среде и развитию (Комиссия Брунтланд) в 1987 году.

Под устойчивым понимается такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

Устойчивое развитие включает в себя два ключевых взаимосвязанных понятия:

1) понятие потребностей, в том числе приоритетных;

2) понятие ограничений, обусловленных состоянием производительных сил и окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности человечества.

Основной целью устойчивого развития выступает наиболее полное удовлетворение человеческих потребностей и стремлений.

Концепция устойчивого развития основывается на следующих принципах.

  1. Человечество должно придать развитию общества устойчивый и долговременный характер, с тем, чтобы удовлетворять настоящие и будущие потребности человечества.
  2. Ограничения в эффективности использования природных ресурсов относительны, поскольку связаны с современным уровнем развития техники и технологий, социальной организации людей, а также с состоянием биосферы.
  3. Потребление энергии и других ресурсов человечеством должно отвечать экологическим требованиям.
  4. Размеры и темпы роста населения планеты должны соответствовать возможностям производства продовольствия.
  5. Устойчивое развитие общества должно обеспечит достойную жизнь будущим поколениям.

Следует подчеркнуть, что устойчивое развитие имеет характер динамического равновесия. Оно представляет собой процесс изменений в использовании ограниченных ресурсов с целью удовлетворения настоящих и будущих потребностей.

— Какие меры теоретически обеспечивают достижение продовольственной безопасности?

— Система мер, направленных на достижение продовольственной безопасности включает.

  1. Ускорение темпов развития и изменение качества роста сельскохозяйственного производства с целью наиболее полного удовлетворения спроса на продовольствие.
  2. Развитие и совершенствование материально-технической базы сельского хозяйства на основе внедрения достижений научно-технического прогресса.
  3. Уменьшение зависимости результатов ведения сельскохозяйственного производства от влияния неблагоприятных внешней среды, и, в первую очередь, природно-климатических факторов.
  4. Стабилизацию и улучшение демографической ситуации в сельской местности.
  5. Социальное развитие села.
  6. Охрану окружающей среды в сельском хозяйстве.
  7. Комплексную оценку эффективности сельского хозяйства с учетом экологических и социальных аспектов функционирования сельскохозяйственного производства.
  8. Защиту внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
  9. Оптимальное сочетание государственного регулирования и свободных рыночных отношений в развитии сельского хозяйства.

— Какие законодательно-правовые акты направлены на достижение продовольственной безопасности в Российской Федерации?

— Это, прежде всего, Федеральный закон Российской Федерации «О развитии сельского хозяйства» №264-ФЗ от 29 декабря 2006 г. и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-

2020 гг., а также Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации.

В Послании Федеральному собранию Российской Федерации на 2016 год Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин сказал: «Считаю, что нужно поставить задачу национального уровня и к 2020 году полностью обеспечить внутренний рынок отечественным продовольствием…»1

— Какую роль в достижении продовольственной безопасности страны играет государственная поддержка сельскохозяйственных производителей?

— Государственная поддержка отечественных сельскохозяйственных производителей играет важнейшую роль в обеспечении продовольственной безопасности страны. Без нее невозможно достижение этого состояния. Все развитые страны оказывают серьезную поддержку собственным сельскохозяйственным товаропроизводителям в целях увеличения производства и стимулирования экспорта продукции сельского хозяйства и продовольствия за рубеж. Современная аграрная политика дает ощутимые положительные результаты. В своем Послании Федеральному собранию Российской Федерации на 2017 год Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин сказал: «Так, в своё время казалось, что проблемы в сельском хозяйстве будут существовать чуть ли не вечно. Мы знаем, как об этом говорили и как обижались на это наши сельхозпроизводители, когда говорили о сельском хозяйстве как о некой чёрной дыре, куда сколько денег ни давай, всё равно результата никакого нет. Нет, оказывается, совсем можно всё по‑другому выстроить. Мы нашли выверенные решения, приняли госпрограмму, создали гибкую систему поддержки сельхозпроизводителей, и сегодня АПК – это успешная отрасль, которая кормит страну и завоёвывает международные рынки».

— В чем выражается результативность современной аграрной политики, направленной на достижение продовольственной безопасности?

— По предварительным данным Росстата валовый сбор зерновых в 2016 г. составил 119,1 млн тонн зерна в весе после доработки, что на 13,7% больше 2015 года (в 2015 г. – 104,8 млн. тонн), в том числе впервые в истории России собрано 73,3 млн тонн пшеницы (в 2015 г. – 61,8 млн тонн). Больше прошлого года получено ржи – 2,5 млн тонн (в 2015 г. – 2,1 млн тонн). В своем Послании Федеральному собранию Российской Федерации на 2017 год Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин сказал: «Экспорт сельхозпродукции, о котором я уже упоминал, даёт нам сегодня больше, чем продажа вооружений. Совсем недавно, наверное, мы даже не могли такое себе представить. Я уже публично говорил об этом, могу ещё раз с этой трибуны повторить. Кстати, в области экспорта вооружений у нас тоже сохраняются достаточно серьёзные позиции: в 2015 году на 14,5 миллиарда долларов было реализовано на внешнем рынке, а сельхозпродукции – на 16 с лишним миллиардов, 16,2. В этом году мы ожидаем ещё больше, будет 16,9 скорее всего, очень хорошо». По основным видам продовольствия практически достигнуты уровни самообеспеченности.

— Как влияет эффективность использования земли на продовольственную безопасность?

— Повышение эффективности использования земли как главного средства производства в сельском хозяйстве играет важнейшую роль в достижении продовольственной безопасности страны. Особое значение здесь имеет передача неиспользуемых и неэффективно используемых земель в руки эффективных собственников, привлечение в сельское хозяйство внешних инвесторов, консолидация сельскохозяйственных земель на основе рыночных механизмов. В Послании Федеральному собранию Российской Федерации на 2016 год Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин поставил задачу: «Нужно ввести в оборот миллионы гектаров пашни, которые сейчас простаивают…Предлагаю изымать у недобросовестных владельцев сельхозземли, которые используются не по назначению, и продавать их на аукционе тем, кто хочет и может возделывать землю»5. В связи с этим весьма актуальным выступает развитие земельных аукционов, а также разработка научно обоснованных подходов к формированию стартовой аукционной цены земли.

— И как же должна формироваться такая цена?

— В теоретическом плане стартовая аукционная цена земли может рассматриваться как капитализированная земельная рента то есть как отношение доходности земли к ставке ссудного процента. Следует подчеркнуть, что на практике при определении стартовой аукционной цены земли как капитализированной земельной ренты, необходимо внести целый ряд поправок, отражающих инфляцию, налогообложение и трансакционые издержки сельскохозяйственных производителей. В ходе торгов в результате взаимодействия спроса и предложения на земельные участки рыночная цена земли может быть, как больше, так и меньше стартовой аукционной цены земли.

— Что может способствовать развитию аукционной торговли земельными участками сельскохозяйственного назначения?

— Важную роль в данном процессе призвано сыграть развитие рынка сельскохозяйственных земель, и, прежде всего, как я уже говорил, аукционной торговли земельными участками.

Рынок сельскохозяйственных земель представляет собой механизм при помощи которого осуществляется купля-продажа земельных участков, определяется их объективная цена на основе взаимодействия спроса и предложения на земельные угодья. По своей природе, рынок сельскохозяйственных земель представляет собой рынок несовершенной конкуренции. Это, в частности, проявляется в следующем.

  1. Число продавцов и покупателей земельных участков не совпадает между собой.
  2. Рыночная информация о сделках, является неполной и непрозрачной.
  3. Сделки носят в основном локальный характер.
  4. Cпрос и предложение на земельные участки являются неэластичными.

На этом рынке существуют внешние факторы (экстерналии), такие, как государственная регистрация сделок, ограничения на покупку и продажу сельскохозяйственных земель, которые препятствуют формированию равновесной цены на земельные участки сельскохозяйственного назначения.

Имеет место также нерациональное использованием сельскохозяйственных земель, загрязнение окружающей среды, и незаконное выделение их для коммерческих нужд.

Кроме того, земли сельскохозяйственного назначения представляют собой товар особого рода, который выступает главным средством производства в сельском хозяйстве, стоимость которого может возрастать при рациональном использовании.

В отличии от рынков продукции сельского хозяйства чистая конкуренция на рынке сельскохозяйственных земель отсутствует.

Следует подчеркнуть, что материальная основа рынка сельскохозяйственных земель – земля как главное средство производства в сельском хозяйстве и товар в целом за годы реформ оказалась во многом подвержена действию негативных тенденций.

В частности, продолжает действовать негативная тенденция сокращения площади сельскохозяйственных угодий при относительной стабилизации площади пашни и увеличении площади малоценных сельскохозяйственных угодий, таких как пастбища и залежь.

Рынок сельскохозяйственных земель выполняет важные функции. К которым следует отнести:

-консолидацию сельскохозяйственных земель с целью повышения эффективности сельского хозяйстве на основе «экономии на масштабе» и сокращении трансакционных издержек;

-создание гибкой системы землевладения и землепользования в сельском хозяйстве на основе многоукладной экономики, необходимости развития различных форм собственности и хозяйствования на селе;

-перераспределение земельных ресурсов эффективным собственникам с целью увеличения производства, улучшения качества сельскохозяйственной продукции, а также снижения издержек на ее производство;

-привлечение дополнительных финансовых ресурсов в сельское хозяйство на основе осуществления ипотечных операций в которых земля выступает в качестве залога;

-формирование объективной залоговой стоимости сельскохозяйственных угодий, которая отвечает интересам как банковского сектора, так и производителей продукции сельского хозяйства;

-научно обоснованное определение ставок земельного налога и арендной платы за землю.

Источник: басманка.рф

Теги     сельское хозяйство      господдержка      РФ      Земля   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Кузбасс в 2024г сохранит экспорт пищевой и сельхозпродукции на уровне 2023г - Минсельхоз региона
В 2023 году этот показатель составлял $494 млн.
Запасы зерна в хозяйствах ЮФО снизились на треть к началу зимы
Запасы зерновых и зернобобовых культур в сельхозорганизациях Южного федерального округа к началу декабря текущего года составили 5,47 млн т