Алексей Дюмулен: Производство комбикормов – это тот самый фундамент, который стимулирует развитие сельского хозяйства
30 September 2013, 12:00

Алексей Дюмулен
Генеральный директор ООО "Юнигрейн"

 В преддверии  форума Global Feed Forum «Перспективы развития мирового кормопроизводства», который состоится 8 октября в Москве корреспонденту IDK.ru удалось задать несколько вопросов генеральному директору ООО «Юнигрейн» России Алексею Дюмулену о перспективах развития рынка кормов.

 

 — Алексей Вадимович, расскажите, пожалуйста о перспективах развития рынка кормов.

— Перед тем как говорить о перспективах развития, давайте попробуем оценить ту ситуацию, в которой (и почему) находится сегодня наше отечественное кормопроизводство.

В конце 80-х годов в стране насчитывалось 350 комбикормовых заводов, которые производили более 38 млн. тонн комбикормов в год. В 90-е годы рынок резко сократился до 7 млн. тонн в 1999 году, однако сегодня достаточно часто с высоких трибун звучит цифра о производстве в России около 40 млн. тонн комбикормов. Казалось бы, всё хорошо – «план по валу» соответствует бравурным заклинаниям «о динамично развивающемся отечественном животноводстве и птицеводстве».

Однако, несмотря на действительно начавшийся в  2000-е годы процесс интенсификации животноводства, птицу и свиней в России до сих пор кормят по преимуществу зерносмесями. Росту производства сбалансированных кормов в нашей стране препятствует неудовлетворительное техническое и логистическое состояние чудом уцелевших остатков российской комбикормовой промышленности. Большинство российских комбикормовых заводов устарели, не соответствуют современных технологическим требованиям. Используемые ими традиционные (для советского периода с его изобилием фуражного зерна) рецептуры не удовлетворяют возросший спрос потребителей к качественным кормам прежде всего потому, что удельный вес зерновых ингредиентов в их продукции составляет 70-75%, в то время как в странах ЕС – не более 45%. Это отставание является одной из причин низкой конкурентоспособности российского животноводства: перенасыщенность кормовых рационов зерновыми компонентами приводит к их неполной усвояемости (конверсии) и повышает себестоимость говядины, свинины, птицы.

Дефицит белковых компонентов в отечественных комбикормах является одним из факторов отставания продуктивности скота и птицы от аналогичных показателей западных стран, а также приводит к более высоким затратам на корма. В том числе и за счёт постоянно возрастающих в цене как самого фуражного зерна (и белковых ингредиентов), так и роста стоимости их межрегиональных перевозок.

В то же время более дорогой и качественный комбикорм позволяет снизить себестоимость производимого мяса. Так, например, в советское время птицу кормили простыми дешёвыми кормосмесями, и до стандартного веса она росла 55 -65 дней. Сегодня на современных кормах птица вырастает за 35-45 дней. Таким образом, существенно снижаются издержки по содержанию птицы, отоплению, освещению, а также по зарплате обслуживающего персонала.

Еще одной серьёзной проблемой, сказывающейся на эффективности комбикормовой промышленности, остается удалённость размещения комбикормовых заводов от потребителей, что, наряду с ограниченными возможностями транспортировки традиционных отечественных комбикормов, ведёт к необходимости доставлять комбикорма к потребителям на большие расстояния. (Дело в том, что в 90-е годы структура размещения поголовья в стране изменилась, и большая часть заводов оказалась вдалеке от животноводов). В результате увеличивается как стоимость заводских комбикормов, так и стоимость продукции животноводства.

Росту стоимости комбикормов, произведенных на предприятиях отрасли, также способствует наметившийся в последние годы дефицит зернобобовых культур. При достаточном предложении фуражного зерна в стране всё острее ощущается нехватка качественных шротов, гороха, сои, рапса – источников белка растительного происхождения. Остро стоит вопрос с обеспечением комбикормовых предприятий биологически активными веществами – витаминами, активными биодобавками, ферментами, аминокислотами. В результате развала отечественной микробиологической промышленности – практически более 90% биологически активных добавок поставляются в Россию из-за рубежа.

 

В свою очередь, постоянный рост цен на сырье и тарифы, технологическая отсталость заводов, выпускающих низкокачественный корм, привёл в начале текущего десятилетия, с одной стороны, к значительному (более чем на 50%) падению загрузки мощностей предприятий отрасли, а с другой – к массовому открытию животноводами собственных комбикормовых цехов и участков.

Казалось бы, выход найден. Действительно, на первый взгляд собственное производство «смягчает» зависимость производителей от колебаний цен на сырьё и его доставку, облегчает контроль за качеством и адаптацией рецептуры. Однако внедрение современных технологий, использование высокоэффективного оборудования на мелких ККЗ, цехах при фермах и птицефабриках оказалось доступным и возможным только для нескольких вертикально-интегрированных агрохолдингов. Прежде всего, вследствие наличия у них значительных финансовых средств, а также собственного управленческого потенциала, отвечающего за снабжение, производство и сбыт кормов. Большинство же аграриев, вынуждено стремящихся к максимальной экономии, выбирали и монтировали морально устаревшее некомплектное оборудование.

 

Реконструкция же и модернизация профильных заводов также оказалась под силу лишь некоторым (по разным оценкам от 15 до 25) профильным предприятиям отрасли. Прежде всего, опять-таки из-за необходимости большого (от 5 до 10 млн. евро) объёма инвестиций, а также вследствие острейшего дефицита кадров.

Дело в том, что строительство новых заводов или осуществление реконструкции действующих предприятий производится в основном на базе дорогостоящего импортного оборудования. Отечественное машиностроение из-за переделов собственности, банкротства заводов, низкой конкурентоспособности, отсутствия государственных целевых программ разработки новых видов оборудования и, соответственно, финансирования, практически лишает российские предприятия возможности комплектации отечественными машинами и механизмами.

Появление в цехах нового зарубежного оборудования, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к профессиональному уровню обслуживающего персонала, система подготовки которого в стране сегодня отсутствует.

Если в областных центрах еще можно найти специалистов общего инженерно-технического профиля, то КИПовцев, дробильщиков, грануляторщиков с каждым годом становится всё меньше, не говоря о том, что подготовить специалистов, которые будут работать на современном комбикормовом оборудовании, удастся лишь за границей. Получается, что реконструкция или строительство нового ККЗ является крайне сложной организационной и финансовой задачей.

 

Закономерным  итогом прошедшей за последние  20 лет вынужденной «кампании» дезинтеграции и примитивизации некогда высокотехнологичного процесса производства комбикормов стал тот факт, что в России в 2012 году было произведено около 20 млн. тонн (или 50% от среднестатистической потребности ) многокомпонентных кормов, которые и можно определить термином «комбикорм».

В результате одна из целей национального проекта по возрождению отечественного АПК, а именно – «создание конкурентного животноводства», остается пока  недосягаемой.  В настоящее время, особенно после начала процесса затягивания нашего сельского хозяйства в «черную дыру им. ВТО» — российские аграрии лишены возможности производить отечественное мясо дешевле импортного, поскольку не могут использовать в полной мере современные технологии выращивания из-за несовершенства кормовой базы.

Вот в этом то пессимистическом выводе, мы с коллегами и видим , как не парадоксально- перспективу развития этой отрасли. Судите сами: потенциальная емкость существующего отечественного рынка современных, высокотехнологичных  комбикормов оценивается почти в 18 млрд. долларов и минимум 30% этого объема каждый год оказывается вакантна! Учитывая же то обстоятельство , что от способности современных комбикормовых заводов удовлетворить этот спрос зависит эффективность , а иногда и сама жизнеспособность большинства российских агропроизводителей — делает  этот рынок крайне привлекательным и перспективным в ближайшие пять-семь лет.

 

 

 

 — Назовите основных игроков этого рынка, и высока ли конкуренция в отрасли?

— Достаточно условно можно определить присутствие на рынке пяти основных групп которые и формируют сегодняшний слабо структурированный рынок кормов . 

Первую из них, наиболее заметную, прежде всего в силу своей «пропиаренности», представляют вертикально-интегрированные холдинги, например, такие как «Черкизово», «Мираторг», «Комус Групп». Это холдинги, которые в своем составе имеют высокотехнологичные комбикормовые производства, которые удовлетворяют, прежде всего, потребности  своих внутрикорпоративных подразделений «правильными» комбикормами и иногда выходят на свободный рынок, реализуя на нем корма более низкого качества, и избавляясь тем самым от иногда возникающих излишков сырья, у которых заканчивается срок годности. 

Вторую группу игроков  этого рынка составляют  неофилированные, как правило небогатые свинокомплексы, птицефабрики и животноводческие хозяйства, производящие корма для собственного поголовья . У подавляющего большинства это получается крайне скверно, что, впрочем, не мешает им объявлять себя производителями линейного комбикорма, а иногда — даже и специального. 

Третья группа участников комбикормового рынка — это производители и импортеры премиксов и различных кормовых добавок. В отличие от сложившейся общемировой практики, в России «премиксеры» сами, минуя ККЗ, выходят на конечных потребителей, деля их на два неравных сегмента.  К «первым» они относят платежеспособных клиентов, которые имеют  развитые комбикормовые производства и кормят современные кроссы птиц и породы животных. В этом сегменте, как и в Европе, такие компании реализуют действительно высокотехнологичные и высококачественные премиксы и концентраты, которые они с успехом продают и в других странах мира. Ко второй же, более массовой (по числу участников), группе своих покупателей они относят  те самые независимые ПТФ, свинофермы и КРС-хозяйства. Продавая им некие «суперпремиксы», которые можно смешивать «хоть в бетономешалке» с хозяйской фуражной группой, и получать «дешевые, но хорошие» корма. В силу  прежде всего финансовой «загнанности» наших животноводов и птичников, клиентов у данных компаний становится все больше. При этом следует подчеркнуть, что наши аграрии прекрасно понимают, что используя подобного рода «философский камень» они накачивают свое поголовье анаболиками gm-продуктами и стимуляторами роста, но соблазн вырастить посадку или группу «задёшево» и «сейчас», побеждают их  тревогу за вырождение их поголовья «потом».

Четвертую группу участников рынка представляют компании, которые, на первый взгляд, вообще не имеют отношения к процессу продажи кормов. Однако на безбрежных просторах нашего многострадального сельского хозяйства за последние десять лет сформировался очень активный конгломерат из иностранных и отечественных фирм, реализующих всевозможные вакцины и ветпрепараты. Их действия направлены на    сохранение здоровья животных и птиц, а также усиления их иммунитета. Казалось бы — как продавцы этих препаратов могут повлиять на рынок кормов? Влияют и очень сильно! Схема «честного перераспределения денег хозяйства, запланированных на покупку качественного комбикорма» в свою пользу схематически выглядит следующим образом: на первом этапе представитель фирмы «вакцинатора» продает хозяйству, как правило высокоэффективные, качественные импортные препараты и схему лечения которые дают реальный оздоравливающий эффект для поголовья покупателя. После этого, на фоне состоявшегося чуда оздоровления, представитель этой же фирмы предлагает директору этого же хозяйства «специальный набор медикаментов» (сиречь — свой «философский камень») применение которого укрепит здоровье поголовья так, что его можно будет кормить примитивными кормами, получая при этом «такие же привесы, как и при использовании дорогих комбикормов — только дешевле!».  В результате, понимая, что он опять идет на последующий риск — наш директор все-таки покупает набор иммунностимуляторов  «здесь и сейчас», увидев сумму которую он сможет сэкономить на выращивании уже посаженной птицы или растущих животных.

Наконец, в пятую группу входят немногочисленные сегодня, независимые ККЗ выжившие в эпоху «перестроек с перестрелками» — модернизированные «старые» заводы и вновь построенные комбикормовые производства. Именно за ними, я уверен, будущее.

Резюмируя же вопрос о структуре сегодняшнего рынка кормов, я хотел бы его сравнить с базаром, на котором подавляющее большинство игроков не столько конкурируют, сколько мешают друг другу в деле продажи знающему, но «вынужденно-экономному» покупателю тех самых «дешевых и псевдо-эффективных философских камней» .

 

 

 — Насколько же тогда интересны инвестиционные проекты в данную отрасль? Можно ли выделить наиболее перспективные «ноу-хау» в структуре кормов? Как это может повлиять на продовольственную безопасность?

— Хотелось бы прежде всего сказать о том, что, несмотря на все сложности и негативные тенденции о которых я говорил — производство кормов это отрасль с высоким потенциалом роста и к тому же очень интересная. Если бы мы думали иначе, мы бы никогда не реализовали наш проект по модернизации комбикормового завода на «Йошкар-Олинском  Комбинате Хлбопродуктов», который мы завершили осенью 2011 года, вложив в него 7 млн. евро. Два последующих года работы только подтверждают правильность и доходность наших  инвестиций. (Более подробно об этом Проекте я надеюсь рассказать коллегам в своем выступлении на Форуме 8 октября 2013 г.).

Что же касается сегодняшнего состояния рынка — я бы отметил, что это просто некий промежуточный этап его развития. Если хотите — проблемы становления и роста, которым свойственна «вера в чудо и свой исконно сермяжный путь, где все « забугорное», и советское нам не указ». Уверен, что очень скоро экономическая и технологическая логика приведет отечественных потребителей кормов  к выводу о том, что во всем мире (кстати, и в СССР эта схема взаимодействия существовала) уже более сорока лет существует устойчивая модель производства и потребления комбикормов и не надо «изобретать новый велосипед». Что в основе этой модели находится высокотехнологичный производитель комбикормов, который (как и его коллеги по всей Европе) производит стандартный набор современных кормов, рецепты которых учитывают специфику каждого периода выращивания наиболее распространенных в ЕС кроссов птиц и пород животных. Что делает он их из качественного сырья, используя премиксы ведущих фирм  — на полностью компьютеризированном оборудовании обеспечивающим однородность качества  и соответствие рецепту каждой партии товара. Ели же потребитель хочет купить некий специальный корм, скажем, учитывающий специфику содержания животных именно на этой ферме, с  учетом  факта применения к этому поголовью конкретного медимекозного  курса- то и это возможно в «штатном режиме». Для достижения подобной  цели представитель ККЗ и его клиент вместе с представителями «премиксеров» и «вакцинаторов» разрабатывают оптимальный рецепт такого корма. Подобная «идиллия» базируется на вполне прозаическом фундаменте: это выгодно! В результате вполне  осознанной кооперации экономятся деньги каждого из участников процесса, которые каждый из них может инвестировать в развитие своего профильного бизнеса. Именно эти средства и обеспечивают постоянное совершенствование технологий кормления за рубежом.

Еще раз повторюсь, я уверен в том, что и мы скоро придем к пониманию того, что мудрые люди придумали комбикормовые заводы именно потому, что только в них , используя достижения научно-исследовательских центров и лабораторий, современные БВК , премиксы и добавки, можно производить корма, которые обеспечивают промышленное производство мяса, молока, яиц и иных продуктов, гарантирующих продовольственную безопасность России. Что в этом производстве рентабельность составляет честные 10-12%, а для того чтобы получать 20% — надо постоянно совершенствоваться и создавать эксклюзивные «умные» корма точечного действия, потому что создать их «на коленке» нельзя и необходимо постоянно учиться и инвестировать в технологию их производства. Именно в сегменте специальных кормов сегодня и в ближайшем будущем есть та «ноу-хау ниша», которая и делает эту отрасль столь интересной и значимой для «белковой независимости» нашей Страны.

Резюмируя, могу подчеркнуть, что производство комбикормов – это тот самый фундамент, который стимулирует развитие растениеводства, животноводства, птицеводства и многих других отраслей народного хозяйства. Именно от успехов или неудач этой индустрии во многом зависит качество жизни наших людей и продовольственная безопасность Державы.

 

 

—       Ваши пожелания участникам Форума Global Feed Forum

Прежде всего, хотел бы поблагодарить команду IDK.Ru за идею проведения подобного Форума. Не исключаю, что это мероприятие может стать ежегодным, и предоставит возможность открытого обмена мнениями всех участников этой непростой, но очень значимой индустрии.

Позвольте пожелать всем успешной  работы, взаимопонимания и взаимообогащения новыми идеями и передовым опытом.

_____________________________________________________________________________________________

О наиболее актуальных вопросах производства кормовой продукции, мировых ценах на основные виды зерновых культур и их влияние на рынок кормов, а также о техническом и технологическом перевоорежении сельского хозяйства,  Вы можете узнать на Мировом  Форуме «Global Feed  Forum «Перспективы развития мирового кормопроизводства», который состоится 8 октября 2013 г. в Международном пресс-центре РИА Новости  в  городе Москва.

Здесь Вы можете подать заявку на регистрацию.

Ознакомиться с планом мероприятий можно в разделе «Бизнес-мероприятия»

_____________________________________________________________________________________________

Теги     перспективы      А.Дюмулен      рынок      корма      инвестиции   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Башкирия вдвое увеличила экспорт муки
За 11 месяцев 2024 года экспорт муки из Башкирии вырос почти в два раза, чем за январь – ноябрь 2023 года
Путин назвал три главные причины роста цен на продукты
Причинами подорожания продуктов Путин назвал рост потребления, урожай и рост мировых цен