Запрет на транзит зерновых фурами отложен: почему Грузия пошла навстречу Армении
21 September 2018, 10:00
Грузия, решившая отменить транзит зерновых по стране автотранспортом, теперь отложила этот запрет на год. Видимо, возымел действие целый комплекс причин, в том числе – сильное недовольство грузинских перевозчиков, угрожавших парализовать страну. Но, разумеется, не только это.
Достоверно о том, какие причины побудили грузинское правительство приостановить ввод в действие запрета о транзите зерновых автотранспортом по территории страны, нам вряд ли расскажут. Придется, как обычно в таких случаях, анализировать косвенную информацию или призывать на помощь анонимные источники – у кого они есть, конечно.
Предлагающиеся логистические изменения – перевозки морским и железнодорожным транспортом – неизбежно приведут к значительному подорожанию груза в пункте назначения, то есть в Армении. Даже обозначенная скидка в небывалые 52% на перевозки зерна по железной дороге положения не спасала: простые экономические выкладки все равно показывали намного более дорогой продукт.
Если рассматривать вопрос в целом, то эта мера не направлена конкретно против Армении – запрет ведь касается не только зерна для нашей страны, но на практике этим путем пользуемся только мы. И здесь становился очевидным вольный или невольный недружественный шаг грузинских властей – они не могли не знать о реальном положении вещей.
Официальные объяснения не выдерживают никакой критики: мол, на КПП из-за грузовиков образуются очереди, а груженые машины портят дороги. От очередей можно избавиться десятком способов: от оптимизации работы соответствующих служб до обустройства «ворот» на таможне специально для фур с пшеницей. А насчет качества дорог – так не одни же грузовики с зерном колесят по грузинским магистралям, они перевозят все, что угодно, стройматериалы, например, или топливо.
На этом фоне, к тому же, поднялась волна недовольства перевозчиков. И если протестующих армянских водителей в Тбилиси могли спокойно проигнорировать, то своих собственных не получилось. Хотя, конечно, протесты водителей не могли стать решающим аргументом в отсрочке запрета сначала на полмесяца, затем до конца года, а теперь до 1 октября следующего, 2019 года.
Во время визита премьера Грузии в Ереван тема, безусловно, затрагивалась, и обсуждения сыграли свою роль. Потом последовал, так сказать, «акт окончательного примирения», выразившийся в приезде в Армению аккредитованных в Грузии послов: европейских послов в Грузии, посла Ирана и всех остальных встретили в Армении на самом высоком уровне. Тут важны уже не только перевозки пшеницы – быть им или не быть, а сближение Еревана и Тбилиси в формате международной политики.
Кроме того, этот шаг Грузии мог бы (и еще может, если запрет не будет снят окончательно или не будет найдено удовлетворительное решение) негативно отразиться и на самом Тбилиси, и эти отрицательные последствия могли бы перевесить выгоды, связанные с увеличением доходов морского транспорта и железной дороги. Речь, разумеется, не о каких-то контр-акциях со стороны Армении, а о психологической стороне проблемы.
Известно, что Турция и Азербайджан сильно вросли инвестициями и финансами в Грузию, приобретя немалое, пропорционально вложениям, влияние. Очевидно, что на решение о запрете в определенной (большей или меньшей) степени повлиял и турецко-азербайджанский лоббинг. Но принять запрет означало бы для Тбилиси повышение влияния этих стран, а это, конечно, для всех грузинских элит ограничение нежелательное.
Фактическое содействие блокаде Армении могло обернуться бумерангом, и означало бы передачу ключей от частичной блокады самой Грузии двум упомянутым странам. Естественно, что никому не улыбается зависеть в стратегических вопросах от других стран, если, тем более, отношение к ним у международного сообщества, скажем так, настороженное.
Скорее всего, еще до конца года можно ожидать каких-то решений по возникшей проблеме. Решения могут быть любыми: отмена запрета, определенные промежуточные шаги, смягчающие ситуацию. Переговоры тоже будут вестись, как же без них.
Может случиться и так, что запрет опять отложат: скажем, еще на год. Но в этом случае станет понятно, что он уже вряд ли будет когда-либо имплементирован. Поживем – увидим.
Источник: ru.armeniasputnik.am
Ваш комментарий
|
|