Зачем Китаю вкладывать $75 млн в украинский АПК
27 May 2016, 11:04

Блиц-интервью с вице-президентом китайской госкорпорации COFCO Чи Цзинтао. В прошлый четверг, 19 мая, в Николаевском морском порту состоялась официальная церемония открытия нового современного зернового терминала. Инвестиции в инфраструктурный объект мощностью перевалки 2,5 млн т зерна в год составили $75 млн.

Строительство продолжалось 20 месяцев — с августа 2014 по апрель 2016 года. Инвестором объекта названа китайская госкомпания COFCO Corporation — один из крупнейших производителей, переработчиков и трейдеров сельскохозяйственной продукции.

COFCO имеет представительства в более чем 140 странах по всему миру и обладает глобальной торговой сетью, мощностями для производства, хранения и логистики сельхозпродукции.

В декабре 2015 года компания приобрела международную аграрную корпорацию с активами в Украине Noble Agri.

В декабре 2015 года компания приобрела международную аграрную корпорацию с активами в Украине Noble Agri. После завершения сделки компания создала нового игрока — COFCO Agri, который специализируется на торговле и переработке сельхозпродукции. В 2015 году объем продаж компании составил $16,9 млрд, а глобальный товарооборот — 47 млн т продукции.

COFCO Agri в Украине контролирует восемь предприятий, в частности элеваторы, маслоэкстракционный завод и экспортный зерновой терминал. В 2015 году экспорт компании составил 2,4 млн т, более 1 млн т продукции поступило в Китай.

Корреспондент ЛІГА.net пообщался с первыми лицами крупнейшего китайского инвестора в украинский АПК и выяснил, чем вызван его интерес к Украине.

На вопросы отвечали вице-президент COFCO Сorporation Чи Цзинтао, глава зернового и масличного бизнеса (Global Head of Grains and Oilseeds) COFCO Agri Кевин Брассингтон (Kevin Brassington) и генеральный директор COFCO Agri в Украине Владимир Осадчук.

— На днях вы открыли один из крупнейших зерноперевалочных терминалов в Украине. Расскажите, почему вы решили построить такой значимый инфраструктурный объект в нашей стране? Ведь в начале строительства фактически тут происходили боевые действия и не было ясно, когда они завершатся?

Кевин Брассингтон: Наш выбор вполне естественен: Украина — житница мира. И развитие инфраструктуры в этой стране пойдет на благо не только украинцам, но и всему миру. Зная и стремясь обеспечить потребности Китая, мы должны смотреть на все основные зерновые регионы: Северную Америку, Южную Америку и страны Черноморского побережья. Проанализировав все риски и преимущества, мы выбрали лучший вариант для того, чтобы иметь возможность отгружать зерно силами местной команды.

Чи Цзинтао: Я могу дополнить, что мы действовали в рамках государственной стратегии «Один пояс и один путь». Это, можно сказать, новый шелковый путь. В 2014-2015 годах мы купили две компании. Это Nidera и Noble Agri. Мы оперируем через них в основном в Южной Америке. А чтобы сбалансировать поставки, мы решили реализовать этот проект в Украине.

— С какими сложностями вы столкнулись в процессе планирования и реализации проекта?

Владимир Осадчук: Для нас этот терминал — совместный проект. Генподрядчиком выступала украинская компания, заказчиком — COFCO. Вся ответственность за разрешения на строительство, согласование проекта и другие формальности — на этой строительной компании.

— Как долго шли переговоры о начале строительства?

Владимир Осадчук: На самом деле переговорный процесс занял почти 8 месяцев, прежде чем мы подписали соглашение.

— COFCO строила терминал за собственные или кредитные деньги?

Чи Цзинтао: COFCO является крупнейшим инвестором в этом проекте. Но фактически это совместная инвестиция пула инвесторов под названием COFCO Agri. При этом на китайскую корпорацию COFCO приходится наибольший объем инвестиций.

— Какой срок окупаемости инвестиций заложили в проект?

Владимир Осадчук: На этапе создания проекта мы рассчитывали, что срок окупаемости вложений составит 8-9 лет. И мы надеемся, что так и будет, но есть несколько моментов, которые могут на это повлиять.

Во-первых, если у нас будут возрастать расходы в связи с действиями правительства, что недавно произошло со стороны Министерства инфраструктуры (CAPS), это может повлиять на рентабельность инвестиций. Во-вторых, может повлиять на срок окупаемости конкуренция. Если инфраструктурные объекты — зерновые терминалы — будут строиться повсеместно, стоимость перевалки может быть снижена. Третий фактор — погода. Ведь вал зерна и урожай напрямую от нее зависят.

COFCO является крупнейшим инвестором в этом проекте. Но фактически это совместная инвестиция пула инвесторов под названием COFCO Agri.

— Для вашей компании это крупный проект?

Кевин Брассингтон: Это терминал среднего размера, но он имеет высокую эффективность. Как правило, в портах не держат много складов, потому что портовые площади пользуются высоким спросом. Зерно хранят на территории страны с хорошей логистикой, чтобы использовать терминал. Поэтому размер терминала не настолько важен, как его эффективность.

Чи Цзинтао: Я также могу дополнить. Этот терминал не является крупнейшим в Европе и не является крупнейшим в мире для нас. Но благодаря тому, что Украина — огромная аграрная держава, житница Европы, именно в этом регионе терминал действительно имеет чрезвычайно важное геоэкономическое, стратегическое значение. Я думаю, что по коэффициенту полезного действия, по эффективности, возможно, этот порт будет наиболее эффективным для нас в регионе.

— На самом деле отечественные трейдеры несколько побаиваются такой активной политики иностранных инвесторов, опасаясь их постепенной экспансии трейдерского сегмента.

Чи Цзинтао: Я думаю, что этот вопрос совершенно не стоит рассматривать с такой точки зрения. Посмотрите на него под другим углом. Украина имеет свои преимущества в мировой экономике, а Китай — свои. Например, Украина — это большое аграрное государство, а Китай — сверхвместительный рынок потребления. Поэтому я считаю, что в данном случае мы можем говорить о совершенно взаимовыгодном сотрудничестве, взаимодополняемом.

И еще — важно то, что мы рассматриваем этот бизнес в значительной степени как сотрудничество прежде всего с Украиной. Мы создаем рабочие места, мы покупаем украинские товары, мы платим налоги. Таким образом, это всё идет на пользу Украине.

Кевин Брассингтон: Если позволите, я добавлю. У нас есть много терминалов в Южной Америке, Южной Африке, теперь и в Украине. Наш самый большой клиент — Китай, но он не единственный. В COFCO Agri мы имеем сбалансированный портфель активов и сбалансированный портфель клиентов. Это никак нельзя назвать агрессивной экспансией в Украину. Это лишь часть инвестиционного плана.

Чи Цзинтао: К примеру, когда мы говорим, что Coca-Cola построила завод в Украине, это же не означает американскую экспансию, правда?

— Украинский экспорт преимущественно — это зерно, фактически — сырьевой товар. И конкуренция как среди трейдеров, так и среди производителей ужесточается. Украинские локальные трейдеры и производители строят терминалы, наращивают элеваторные мощности в ожидании роста урожая. И тут появляется крупный инвестор с мировым именем и успешным опытом. Конечно, возникают опасения, что он может вытеснить часть локальных трейдеров.

Чи Цзинтао: Это, безусловно, преувеличение. На самом деле я убежден, что когда этот терминал заработает в полную силу и будет демонстрировать эффективную работу, это будет стимулировать местные компании развиваться. Это просто подтолкнет ваши местные компании к серьезным действиям.

Почему? Потому что COFCO Agri — это глобальная компания. Она получает информацию со всех уголков мира. И я могу сказать наверняка, что многие украинские компании не имеют такого полного доступа к информации в глобальном измерении. Работая здесь, мы будем делиться информацией.

Одна из миссий COFCO Agri как глобальной компании — это серьезное содействие в развитии сельскохозяйственного рынка в Украине. Мы надеемся, что благодаря нам украинский зерновой рынок и рынок пищевых продуктов станет глобальным.
В COFCO Agri мы имеем сбалансированный портфель активов и сбалансированный портфель клиентов. Это никак нельзя назвать агрессивной экспансией в Украину. Это лишь часть инвестиционного плана.

— Сейчас COFCO является трейдером между Государственной продовольственно-зерновой корпорацией Украины и Китайской корпорацией в рамках кредитного контракта на $3 млрд.

Владимир Осадчук: У COFCO Agri c ГПЗУ никаких взаимоотношений нет.

— Я говорю о глобальной COFCO.

Чи Цзинтао: Мы как китайская компания, корпорация COFCO, имеем контракт с китайской компанией CCEC (China National Complete Engineering Corporation), согласно которому импортируем для корпорации украинское зерно.

Сейчас по мере своих сил мы покупаем украинские зерновые через компанию CCEC у компании ГПЗКУ и продаем на китайском рынке. Речь идет примерно о 150 000 тонн ежегодно в рамках кредитного проекта.

Кстати, на открытии терминала мы общались с господином Краснопольским, первым заместителем министра агрополитики и продовольствия, и он нас поблагодарил за то, что мы оказываем содействие ГПЗКУ в реализации продажи зерновых на территории Китая.

Сейчас по мере своих сил мы покупаем украинские зерновые через компанию CCEC у компании ГПЗКУ и продаем на китайском рынке. Речь идет примерно о 150 000 тонн ежегодно.

— Недавно новый министр агрополитики Тарас Кутовой сказал, что ситуация в ГПЗКУ сложная из-за ее большой задолженности. Что он не видит смысла содержания этой корпорации, и согласен, чтобы Китай выкупил ее за долги. Нет ли у COFCO на украинском рынке планов по покупке активов и других инвестиционных вложений в портовую либо элеваторную инфраструктуру?

Кевин Брассингтон: Мы рассматриваем все возможные проекты, которые могут быть нам интересны в перспективе. У нас есть потребность в дальнейших инвестициях как в Южной Америке, Северной Америке, так и в Черноморском регионе, где, собственно, находится Украина. Мы всегда в поиске.

Источник: biz.liga.net

Теги     Украина      Китай      АПК      инвестиции      COFCO Agri   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
В Минсельхозе сообщили о необходимости около 140 хмелеуборочных комбайнов для уборки хмеля
Хмелепроизводящим хозяйствам в России для уборки данной культуры потребуется около 140 хмелеуборочных комбайнов, первый опытный отечественный образец которого создали в Чувашии в 2023 году. Об этом сообщил главе Минсельхоза РФ Дмитрию Патрушеву во время его рабочей поездки в Чувашию вице-премьер республики - глава Минсельхоза региона Сергей Артамонов.
Саратовская область продолжает держать курс на техническое перевооружение
Аналитики АО «Росагролизинг» опубликовали рейтинг российских регионов, в которых аграрии наиболее активно использовали механизмы льготного лизинга для обновления парка сельхозтехники в I квартале 2024 года.