Впервые обнаружена способная заменить удобрения клеточная органелла
15 April 2024, 15:06

Международная группа ученых обнаружили первую азотфиксирующую органеллу внутри эукариотической клетки, которая может заменить собой удобрения. Открытие, о котором рассказывается в статье, опубликованной в журнале Science, опровергает устоявшееся представление, что только бактерии способны забирать азот из атмосферы и переводить его в форму, пригодную для жизни.

Азотфиксирующая органелла является четвертым примером в истории первичного эндосимбиоза — процесса, в ходе которого прокариотическая клетка поглощается эукариотической клеткой и развивается в органеллу. Таким же образом клетки обзавелись митохондриями и пластидами, такими как хлоропласты. Новая органелла была названа нитропластом.

В 1998 года ученые обнаружили в морской воде Тихого океана короткую последовательность ДНК неизвестной азотфиксирующей цианобактерии, обозначенной как UCYN-A. Оказалось, что UCYN-A находится внутри морской водоросли, которая спустя 10 лет была успешно культивирована в лаборатории.

Изначально считалось, что UCYN-A является эндосимбиотической бактерий, тесно связанной с водорослями. Однако в отдельной статье в журнале Cell ученые представили доказательства, что эта бактерия эволюционировала вместе со своим хозяином и теперь соответствует критериям органеллы. Так, рост клетки-хозяина и UCYN-A не только контролируется общим обменом питательных веществ, но органеллоподобные бактерии импортируют белки из клеток.

Клетка-хозяин вырабатывает белки и маркирует их определенной аминокислотной последовательностью, которая несет сигнал, что нужно отправить эти белки в нитропласт. Затем эти соединения встраиваются в метаболизм UCYN-A. Кроме того, UCYN-A реплицируется синхронно с клеткой водоросли и наследуется, как и другие органеллы.

Митохондрии и хлоропласты возникли миллиарды лет назад, а нитропласты, как считают авторы, появились около 100 миллионов лет назад, что дает более современный взгляд на органеллогенез. Ученые предполагают, что азотфиксирующую органеллу в будущем можно внедрить в сельскохозяйственные растения, что позволит сократить использование удобрений.

lenta.ru

Прогноз биржевых цен на 15 апреля 2024

Теги     ученые      органелла      удобрения

Производство сахара в Бразилии выросло на 30%
Производство сахара в центрально-южном регионе Бразилии выросло на 30% в первой половине апреля по сравнению с прошлым годом до 710 000 метрических тонн, что оказалось выше, чем ожидал рынок.
Рейтинги французской пшеницы снова падают
Состояние мягкой пшеницы во Франции несколько ухудшилось на прошлой неделе, оставаясь на самом низком уровне за четыре года, в то время как посев кукурузы продолжался, как показали данные фермерского управления FranceAgriMer в пятницу.