Подорожание украинского хлеба продолжиться
03 April 2015, 08:26
Если бы не помощь Агрофонда, буханка уже бы стоила 12-13 грн.
Рост обменного курса неизбежно приведет к новому подорожанию хлебобулочных изделий, поскольку практически все компоненты производства хлеба в Украине (кроме заработной платы), к нему привязаны, заявил заместитель директора по административным вопросам ПАО «Концерн Хлебпром» (г.Львов) Виталий Яструбецкий.
По его словам, на внутреннем рынке стоимость зерна, муки и других видов сырья сейчас привязываются к экспортным ценам, а энергоносители и топливо в основном импортируются. Кроме того, у многих предприятий есть валютные кредиты.
При этом наибольшее влияние на стоимость хлеба оказывают сырье и энергоносители — они суммарно составляют почти 50% цены. Таким образом, каждые 2% повышения стоимости муки дает экономически обоснованные основания для повышения стоимости хлеба на 1%.
По словам хлебопеков, в цене хлеба есть еще три важных составляющих: доходность (очень невысокая 5-6%, а иногда почти «ноль»), торговая надбавка — 15% и НДС — 20%. Торговая наценка и налог составляют в себестоимости 5% и 7% соответственно.
То есть если, по данным гендиректора объединения предприятий хлебопекарной промышленности «Укрхлебпром» Александра Васильченко, 20 марта средняя цена стоимости килограмма пшеничного хлеба (не буханки, которая весит 600-700 г.) по Украине составила 9,67 грн. То даже если предприятие работает почти с нулевой рентабельностью, торговля забирает себе 88 копеек из этой суммы, а государство в виде НДС — еще 1,5 грн.
При этом, по расчетам «Укрхлебпрома» только мука с начала года подорожала на 90% (с 4200 грн/т. до 8000 грн/т.). То есть хлеб должен был бы подняться в цене только из-за этого на 45%, а другие составляющие могли бы повысить цену еще на 10%.
«Если бы не помощь Аграрного фонда, который продавал хлебопекам муку высшего сорта по 6300 грн/т. при рыночной цене в 8500 грн/т, то сейчас цена хлеба на полках магазинов была бы не 8-9 грн за буханку, а все 12-13 грн», — заверил руководитель хлебного департамента ПАО «Черкассыхлеб» (ТМ «Формула Смаку») Василий Гаврилюк.
Покупают меньше
Но и этого оказалось достаточно, чтобы снизить спрос и привести к падению объемов производства. По данным Госстата, в прошлом году произведено 1,340 млн т. хлеба, что на 7,3% меньше, чем в 2013 году. В 2015-м этот тренд может сохранится. «Среднее падение по году, как мы ожидаем, будет где-то 7%. Очень надеется на улучшение ситуации, потому как, по предварительным итогам января-февраля, оно падение уже составляет около 9%», — сказал Александра Васильченко «Вестям» и уточнил, что крупные заводы загружены всего на 40% своей мощности.
В результате снижение спроса на хлебобулочные изделия, уже закрылось несколько киевских хлебозаводов, в том числе визитная карточка отрасли — Булочно-кондитерский комбинат.
При этом участники рынка отмечают, что падение спроса на их продукцию не означает, что украинцы перестали есть хлеб. Часть из них переходит на продукцию мелких частных пекарен, которые часто не платят налоги, а поэтому могут себе позволить цены пониже. Крупные же предприятия, для которых цены на социальные сорта хлеба регулирует государство, несут убытки. По данным Минэкономразвития, таких за прошлый год было 46%. Это делает отрасль непривлекательной для инвестиций. А значит, нет возможности обновить основные фонды, 80% которых изношена и неэкономно потребляет энергию. Так, если у передовых предприятий доля энергозатрат в себестоимости не превышает 4-5%, то есть и заводы с 13-15%-ной долей.
Что делать
Чтобы дать возможность предприятиям развиваться и обеспечить население дешевым хлебом, представители отрасли предлагают несколько вариантов.
Первый, по словам Василия Гаврилюка, сводится к предоставлению хлебопекам сырья (в первую очередь, муки) по ценам ниже рыночных для производства дешевых сортов хлеба, как это делает Аграрный фонд. Но в этом случае сотрудников фонда могут обвинить в нанесении убытков государству. Поэтому в нынешнем году они продают сырье немного дешевле рыночной стоимости.
Второй способ — напрямую дотировать хлебокомбинаты, чтобы они могли продавать социальные сорта хлеба по низкой цене.
Третий вариант предлагает Виталий Яструбецкий, который считает дотации предприятий малоэффективным механизмом. Он настаивает на предоставлении адресной финансовой помощи от государства малообеспеченным слоям населения, чтобы те могли купить хлеб по рыночным ценам. «Это можно сделать так же, как правительство решило вопрос с дотациями на коммуналку», — говорит эксперт.
Четвертый способ предложил Александр Васильченко, который считает, что региональные власти могли бы за счет своих бюджетов закупать пшеницу для выпечки хлеба в регионе. Если закупку производить на год вперед в период уборки урожая, когда цены на зерно самые низкие, а затем в течение года отпускать это зерно (с учетом стоимости хранения) только для производства муки для хлебокомбинатов, хлебопеки вполне «потянут» такие затраты.
Но региональные чиновники пока не готовы давать деньги. «Зато готовы подписывать меморандумы, которыми пытаются обязать комбинаты не повышать цены», — подчеркнул Васильченко.
Кроме того, он предлагает составить реестр производителей хлеба и обязать все компании (включая частные пекарни) производить социальные сорта для населения.
Зарплату надо поднимать
Без применения какого-либо из вышеперечисленных способов сдерживания цены об удешевлении хлеба говорить бессмысленно, считают эксперты. Потому что за счет комбинирования рыночных факторов проблему решить не получается.
«Например, когда мы подсчитали первое повышение цены на газ, то вышло, что вместе с налогами и стоимостью доставки это обойдется в 11,5 тыс. грн., что давало прибавку к цене килограмма хлеба на 30 коп, — рассказал Александр Васильченко. — С 1 апреля стоимость газа была снижена на 19%, и это давало бы повод снизить цену хлеба, но назрела острая необходимость повысить оплату труда на предприятиях концерна…»
Кроме того, предприятия не обязаны снижать цену на свои товары, если после удешевления сырья и других составляющих, их рентабельность не будет превышать уровень, установленный местными властями. Цены местные власти для каждого предприятия устанавливают уровни рентабельности производства хлеба. То есть если предприятию установили граничную рентабельность в 10%, а имеет 8%, то не будет терять прибыль просто потому, что подешевел газ.
Ваш комментарий
|
|