Бесконечные опыты, проводимые в казахстанском сельском хозяйстве по советам всевозможных заморских знатоков, оборачиваются настоящим испытанием на прочность многострадальной отрасли. Не успели утихнуть страсти вокруг недавней лошадино-коровьей эпопеи, прогремевшей сразу в нескольких областях, как Минсельхоз «обрадовал» фермеров новой вестью. Заместитель главы ведомства Марат Толибаев сообщил, что АО «КазАгро» выдавать кредиты сельчанам больше не будет. Не то чтобы их оставят совсем без денег. Просто кредитовать агропромышленный комплекс теперь станут банки второго уровня, как это делается в окончательно развитых странах. В том, что это сулит не только крестьянам, но и всем нам, мы попытались разобраться.
Советское сельское хозяйство хрущевских времен уже стало примером нарицательным. Но если в то время колхозы и совхозы страдали от маниакальной тяги к экспериментам Никиты Сергеича, то сегодня крестьянину нет спасу как от пришлых советчиков, так и от родного чиновничества, испытывающего нездоровый трепет перед сладкоголосыми иноземцами. А стремление различных международных организаций вмешиваться в наши внутренние дела уже доходит до смешного. Неужели в самом деле в этом они разбираются лучше нас самих?
Мы уже писали, что при правильном подходе к сельскохозяйственной отрасли Казахстан со своими неограниченными ресурсами мог бы влегкую кормить половину мира (см. «Мясной марш», «МК в Казахстане» №6 от 13.02.2013). Но, похоже, что-то или кто-то никак не дает нашим аграриям прочно встать на путь развития и вывести страну на лидирующие позиции в экспорте сельскохозяйственной продукции.
Судите сами. Поголовье скота после нравоучений лихих ковбоев, бывавших частыми гостями в наших степях в предыдущие два десятилетия, у нас особо не увеличилось. Не так давно загубили небывалый урожай зерна. Теперь вот собственноручно пустили в расход импортных телок, якобы зараженных экзотической хворью, вместе с их телятами. Вдобавок к этому собственные беды: джут, коровье бешенство, сибирская язва и бруцеллез.
И тут очередная авторитетная международная контора, именуемая Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), бросилась нам на помощь, презентовав правительству Казахстана «результаты исследований и разработанные на их базе рекомендации по совершенствованию инвестиционного законодательства и гармонизации инвестиционной политики государства». В соответствии с ними АО «КазАгро», финансовыми услугами которого на протяжении нескольких лет пользуются крестьяне всей страны, больше не должно их оказывать, поскольку тем самым мешает это делать банкам, коим теперь эти функции и нужно передать. Иностранцы это называют «либерализацией кредитных рынков путем улучшения управления государственной организацией». А наши и рады стараться.
– В новой программе «Агробизнес-2020» мы построили работу КазАгро так, что его прямая кредитная деятельность будет постепенно сокращаться, – сказал в своей речи вице-министр Толибаев. – Акцент кредитования будет перенесен на банки второго уровня. КазАгро же будет только проводником политики государства и агентом по выплатам субсидий при предоставлении кредитов и так далее.
Звучит красиво. Но есть мнение, что мера эта станет обузой не только крестьянам, но и банкирам. Ни один казахстанский банк, если его «сильно не попросить», не даст добровольного согласия кредитовать столь невыгодную для себя отрасль, как сельское хозяйство. Для коммерческого банка это очень рискованное направление. Одно только финансирование закупа скота несет столько головной боли, что не снилось ни одному отечественному банкиру в самом кошмарном сне. Ведь мало купить скотину, нужно еще ждать, когда стадо начнет давать приплод и поголовье наберет необходимую численность. Лишь после этого будет видно, станет оно приносить прибыль или нет. При самом благоприятном исходе на это может уйти до десяти лет. Разве интересна банкам такая перспектива?
Зато чиновничеством подобные рекомендации принимаются с понятным только ему энтузиазмом. Отвечая на справедливые вопросы, оно многозначительно кивает на Запад: посмотрите, мол, как у них все замечательно, и у нас так будет.
Иноземцы лучше знают
Однако те, в отношении кого проявляется сия забота, рады ей не особо. Они считают, что это ударит по их карману, что непременно отразится как на урожайности, так и на цене сельхозпродукции.
– С КазАгро нам работать очень удобно, поскольку это специализированная государственная организация, поддерживающая развитие сельского хозяйства, – говорит фермер Нуржуман Утаев. – К примеру, она предоставляет нам возможность приобретать технику в лизинг под 5,8%. А банки делают это минимум под 20%. То же самое с кредитами.
– Так чем же КазАгро мешает? – спросили мы у председателя правления Мясомолочного союза Казахстана Ивана Сауэра.
– Подобное утверждение специалистов ОЭСР считаю неправильным, – говорит он. – Знают ли они о состоянии наших банков и их процентных ставках? С чего они взяли, что банки второго уровня не могут конкурировать с КазАгро? И какой банк на сегодняшний день попытался поддержать агропромышленный комплекс? ОЭСР – это клуб богатейших стран. Скорее всего, специалисты этой организации провели поверхностный анализ, полагая, что наши банки второго уровня работают так же эффективно, как зарубежные.
– Если верить вице-министру сельского хозяйства Марату Толибаеву, новая программа решит все проблемы в агропромышленном комплексе. Каково же ваше мнение?
– Касательно программы «Агробизнес-2020», которая предусматривает планомерное ограничение деятельности КазАгро с параллельной активизацией банков второго уровня, можно сказать, что так должно быть в идеале. Возможно, мы когда-нибудь придем к тому, что банки будут активно финансировать агропромышленный комплекс. И я очень надеюсь на это. Но сейчас до такого еще далеко. В развитых странах, к примеру в Германии, которая, кстати, является членом ОЭСР, с сельхозпроизводителем работают специально созданные банки. Другие банки на это не идут по причине высоких рисков и долгосрочной окупаемости вложенных средств. Если бы у нас были такие же специальные банки, мы подняли бы агропромышленный комплекс страны очень быстро.
– Так, может быть, мы идем именно к этому?
– Это надо делать постепенно, шаг за шагом, так, чтобы предприниматель не пострадал. А сегодня мы не имеем никаких гарантий, что банки, пользуясь случаем, не повысят процентные ставки по кредитам. Это должно быть закреплено законодательно. КазАгро кредитует под 9–10% в зависимости от направления, что фермеров вполне устраивает. К тому же это государственная организация, для которой в отличие от частного банка получение прибыли не является главной целью.
Такое же мнение выражают и другие фермеры.
– Уже несколько лет мы кредитуемся в Продкорпорации, – говорит Нуржуман Утаев. – Нам гораздо легче работать с КазАгроФинансом или Фондом финансовой поддержки сельского хозяйства. Во-первых, существенно ниже процентная ставка, во-вторых, короткие сроки оформления кредитов. У банков и проценты намного выше, и сроки получения растягиваются в месяцы. К тому же возврат кредита можно производить как деньгами, так и продукцией. Очень удобно. Какой банк предоставит такие условия?
По мнению сельхозпроизводителей, бесконечные и бесполезные эксперименты над нашим сельским хозяйством – результат убеждения обитателей высоких кабинетов в том, что иностранные советчики разбираются в нашей земле лучше тех, кто на ней работает. А прислушиваться к голосам своих специалистов-практиков они привычки не имеют. Другое дело – рекомендации заморских мудрецов, которые исполняются с завидной быстротой. Только вот улучшения от них пока особо не видать.
_____________________________________________________________________________________________
О том, что нас ждет в новом зерновом году, Вы можете узнать на Международном форуме «Зерновой Юг», который состоится 21 — 22 марта 2013 г., в Когресс — отель «Дон — Плаза», в Ростове — на Дону.
Здесь Вы можете подать заявку на регистрацию.
Ознакомится с планом мероприятий можно в разделе «Бизнес-мероприятия»
_____________________________________________________________________________________________
Ваш комментарий
|
|
«Важной задачей топ-менеджмента в новом обществе будет сохранение баланса между тремя аспектами деятельности компании: экономическим, гуманитарным и социальным. Существуют модели компаний с преобладанием одного из аспектов и подчиненностью двух других. Например, в немецких компаниях особое внимание уделяется социальному аспекту, в американских – экономическому, в японских – гуманитарному. Ни один из трех подходов не привел к полному успеху. Немецкая модель достигла экономического успеха и социальной стабильности, но ценой высокого уровня безработицы и опасной неэластичности рынка труда. Японская модель была чрезвычайно успешной на протяжении многих лет, но споткнулась при первом серьезном вызове: она препятствовала быстрому восстановлению после экономического спада 1990-х годов. Камнем преткновения стала неприкосновенность акционера. Оказалось, что эта ненадежная модель эффективна только во время процветания. Очевидно, предприятие может выполнять свои гуманитарные и социальные функции, только пре-успевая как бизнес. Но в настоящее время, когда конкурентное преимущество компании определяют квалифицированные сотрудники, стремящаяся к успеху компания должна быть желанным работодателем». Питер Друкер (1909-2005)