Настало время поговорить о виновниках торжества. О банках, которые всю кашу заварили, и которые прямо-таки спят и видят, как бы остаться не при делах.
Натурально, банкиры сняли прибыль – сумасшедшие деньги – а теперь эти ребята и вовсе ни при чем. И не их ли спасают всем миром? Вбивая в головы всем, что иначе никак нельзя. Что если не спасти Голдман Сакс, разверзнутся небеса и на землю сойдет огонь небесный. И всем резко поплохеет, если только мы не спасем «крупняк», который слишком велик, чтобы обанкротиться.
Ну, понятное дело, мы-то с вами немножко копим, чтобы девушке колечко купить, а эти ребята мыслят миллиардами, а мы потом — их спасай. А с какой радости?
У нас что, больше денег, чем у них? С какого это перепугу мы должны жертвовать для их блага?
Разберемся.
Вот есть такая хитрая организация под названием Голдман Сакс. Однажды этим умным парням захотелось денег – много и сразу.
И что вы думаете? Они их поимели – много и сразу.
Один ушлый деляга из этого банка создал хитрый такой финансовый инструмент под названием ABACUS 2007-AC1.
То есть сотрудник сделал что? Он упаковал долг в красивую бумаженцию и назвал это барахло высоколиквидным активом. Это дело ребята из Голдмана, на пару с хедж-фондом Paulson & Co, впарили за приличные деньги простакам, да еще и убедили лохов, что те озолотятся. Ну да…
При этом Goldman забыл сообщить покупателям, что товар, мягко говоря, не ахти, и, загадочно улыбаясь и перемигиваясь с Paulson, втихаря занявшим короткую позицию по этому добру, застраховал риски, заработав на падении, сколько бы вы думали?
1 миллиард вечнозеленых долларов!
Надо думать, веселый был дележ.
Потом-то господин-товарищ директор Бланкфейн уверял всех, что его банк наварил всего-то 15 миллионов, да поверили ему, странным образом, только государственные чиновники, что вызвало вопросы, которые так и остались без ответов.
Хохма в том, что обеспечение этой бумаги по задумке — было никаким. Треть наполнения изначально была неликвидом просто потому, что гарантировалось субстандартной ипотекой – долгами американских бомжей, которых кредитоспособными назвать язык не повернется даже после убойной литрухи палева подвального.
Кто не нарывался – счастливые люди.
А когда начался кризис, все и вылезло на белый свет. Во всей красе. Но банкиры были готовы.
Чего покупали помойку, спросите вы у меня? А покупали потому, что рейтинговые агентства – те самые – «крупняк» — присвоили этому добру высший рейтинг надежности. Мы к этому вернемся.
Думаете, Голдман поимел неприятности? Вы слишком верите в добро и справедливость.
Ну да, по этому поводу возбудилась американская Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) и знаете, что постановил сей надзирающий орган? 550 миллионов долларов штрафа — и все! От этой вести акции Голдмана выросли на 5%. Думали, посадят кого-нибудь, распотрошат непотопляемый банчок. Ан нет — прокатило! Вот капитализация и повысилась.
Если вы думаете, что полмиллиарда штрафа, это много – зря, честное слово. Тут стоит вспомнить, что Аль Капоне отхватил 11 лет тюрьмы за неуплату налогов, когда его не смогли посадить за убийства. Американское государство за кражу у себя любимого карает жестко. Но только не всех и не всегда.
Миллиард с наивных людей сняли, заплатили половину и дело в шляпе. Представляете, какие там откаты?
А Ллойд Бланкфейн, директор Голдмана, наивно улыбаясь, утверждал, что банк не знал и не мог знать, что случится с рынком жилья в США. То есть просто прикинулся идиотом. Чему же его в Гарвардcкой школе права учили, если понимания у него, как у пэтэушника, повернутого на футболе и малолетних подружках? Этот человек просто продавал людям то, против чего ставил. Втирал про качество и играл на понижение. Бизнес – ничего личного. Уважаемый человек…
И вот этих вот людей миру предлагается спасать, затянув пояса! А не то будет плохо….
А как, спросите вы, и будете правы, такое вообще возможно? Да очень просто. Если вся экономическая модель заточена под получение прибыли, то, что же вы хотите? Рейтинговые агентства получают деньги от банков как раз за присвоение им, и их инструментам высшего рейтинга. А дальше? А дальше можно с успехом торговать чем угодно, если этому «чему-то» присвоен высший рейтинг набившими оскомину Moody’s, Standard & Poor’s и Fitch.
Вот вы хотите денег – много и сразу. Вы думаете, чего бы такого выгодно продать. А продать можно все. Хоть опавшие листья, если родились совсем уж без совести. Вы проводите встречу с управлением такого же крупного банка, как и ваш. Потом идете в рейтинговое агентство и называете сумму. Сумма, понятное дело, должна быть впечатляющей. В общем, все зависит от степени вашей щедрости.
А потом, когда вожделенный рейтинг получен, вы начинаете торговать опавшими листьями в своем теплом банковском кругу, создавая, таким образом, рынок. Подтягиваются денежные лошки, которым уже насвистели на ухо, что ваши опавшие листья – тот еще ликвид! Для полноты картины вы еще и страхуете свои риски у крутого страховщика, вроде AIG – помните такую фирму, которой правительство Штатов не успевает все новые миллиарды переводить?
И все в шоколаде. Но такой фестиваль вечно продолжаться не может и однажды все обваливается. И еще одна непременная деталь: экономика при таком раскладе должна быть либеральной. Полная свобода передвижения капиталов с невмешательством государства в дела уважаемых бизнесменов. Вот потому и идет болтовня о дерегулировании всего и вся. Такая невидимая рука рынка, которая сама все расставит по местам. Уже расставила. И это только начало…
А дальше – песня! Ваши покупатели в пролете. Вы разводите руками иговорите им, как Бланкфейн, что и подумать не могли ничего такого. По дефолтным свопам вы получаете от страховщика много-много денег, которые выделило ему государство потому, что «он слишком большой, чтобы обанкротиться».
Когда все рухнуло, Голдман получил от AIG $13 млрд страховых денег, которые отвалило щедрое американское правительство. И что там жалкие 550 миллионов?
И все заинтересованные лица — с наваром. А карманы вывернули у налогоплательщиков. Это вот и есть приватизация прибыли и национализация убытков – денежки Бланкфейну, а расходы – Джонам и Смитам, Васям и Петям, которые должны банкам по гроб. Оплата утренника из кармана бывшего среднего класса, который потихоньку начинает понимать, как его «развели» и пытается штурмовать Уолл-стрит, напевая «Интернационал». Пока еще в полголоса.
Тут еще стоит заметить, что в числе счастливых приобретателей подобных активов фигурируют и пенсионные фонды, которые традиционно являются крупнейшими вкладчиками в бумаги. И есть нюанс – пенсионные фонды по закону могут приобретать только активы… с высочайшим рейтингом, который, мы уже знаем, как обеспечивается. Понятно, какая радость ждет американских пенсионеров в недалеком будущем?
В чем суть всего сказанного? А в том, что вот эту систему и пытаются спасти любой ценой. Загнав народ в нищету, и поставив во главе разных стран премьеров, странным образом, по какому-то неведомому стечению обстоятельств, прошедших через Голдман. Все они оттуда. Любой может убедиться, почитав их биографии в интернете.
И вот эта братия нам рассказывает, что кто-то жил не по средствам и от этого все беды. А кто, простите, финансировал этот банкет? И зачем? И сколько на этом наварили разные бланкфейны?
Думается, что винить зеркало в кривизне своего лица – это уже капитуляция. Но привычка – вторая натура. Вот на этом и погорят эти деятели. Как заметил один неглупый человек – жадность порождает бедность. И система не вечна. Бывали и прочнее системы. И где они?
Ваш комментарий
|
|
На прошлой неделе на саммите в Брюсселе помощник президента Аркадий Дворкович заявил, что Москва может предоставить МВФ дополнительные средства в размере $20 млрд.