Куда плывет мировая торговля?
15 March 2016, 16:15

Совокупная стоимость товаров в долларах США, перемещенных через границы между государствами в 2015 году, согласно данным, опубликованным Бюро анализа экономической политики Нидерландов, уменьшилась на 13,8% по отношению к 2014 году. Это первое серьезное снижение объемов мировой торговли после кризиса 2008 года.

Один из ведущих показателей глобальной торговли – индекс Baltic Dry (BDI) тоже снизился до минимальных уровней за ВСЮ историю расчетов.

BDI — ежедневно рассчитываемый Балтийской Биржей торговый индекс, отражающий изменение цен на аренду (фрахт) судов для перевозки сухих грузов (руды, угля, стали, цемента, зерна и т.п.) морскими сухогрузами определенного класса, по основным торговым маршрутам.

BDI можно считать наиболее эффективным опережающим индикатором экономического тренда, так как индекс дает количественную оценку спроса на сырье в реальном времени и отражает перспективы создания дополнительной добавленной стоимости в будущей продукции, тогда как иные экономические показатели (потребительские расходы, индекс потребительских цен) отражают уже произошедшие события.

BDI показательнее, чем рыночные цены на сырье, так как позволяет исключить такие факторы, как эффект от товаров-субститутов и фьючерсные контракты, которые могут существенно затруднить интерпретацию ценовой динамики.

Важно, что в отличие от фондового рынка, BDI полностью закрыт для спекулянтов. К торговле допускаются только компании, обладающие реальным грузом или судами для его перевозки.

Чем выше спрос на сухое сырьё, тем, при прочих равных условиях, выше цена его транспортировки. Это отражает рост мировой экономики и производства. И наоборот, если спрос на сырьё падает, то ожидать роста экономики и развития производства товаров не приходится и, как следствие, падает цена фрахта.

Перед началом нынешней глобальной рецессии индекс достиг своего максимума в 11793 пункта, после чего произошел обвал с отскоком от уровня 650 до 4200 пунктов, перешедший далее в снижение в течение последних 5-ти лет. В феврале BDI падал до отметки в 300 пунктов, это самый низкий показатель с 2001 г.

Падение спроса и существенный рост предложения – вот главные факторы обвала BDI.

Из-за валютных войн, вызванных экспортом инфляции от количественных смягчений валют фондирования на развивающиеся рынки, произошел обвал цен на их основные товары — полезные ископаемые и продукты первого передела.

Замедление промышленного роста и структурные реформы в экономике главного промышленного мирового цеха – Китая – привели к снижению импорта сырья. Сильный доллар тормозит экспорт США, дефляция морозит экономическую активность ЕС и Японии.

На пиках BDI в 2008 году для покрытия растущего тогда спроса на верфях было заложено большое количество крупнотоннажных судов, срок строительства которых составляет 2,5-3 года. Массовый спуск на воду новых балкеров произошел в 2010-2013 годах. В итоге за три года мировой дедвейт сухогрузов вырос примерно в полтора раза.

В последние годы возможности мирового балкерного флота примерно на 20% превышают средний уровень спроса на морские перевозки в докризисный период.

Стоимость фрахта контейнеровозов, выраженная индексом HARPEX, также выглядит печально, снизившись втрое от уровней 2011 г.

Длительный период низких цен на фрахт может привести к массовым банкротствам балкерных компаний, т.к. содержание и простой подобных судов стоит очень дорого. Важно помнить, что за этими компаниями стоят банки, которые кредитовали строительство кораблей, страховые компании, портовая инфраструктура и т.д., а окупиться вложения в новые корабли и инфраструктуру просто не успели. Это очень похоже на ситуацию со «сланцевиками». Коллапс на рынке морских грузоперевозок, наряду со «сланцем», еще один риск для глобальных финансовых рынков. А где финансы, там и биржа.

С 2009 фондовый рынок по S&P растет вопреки динамике BDI и наоборот. Кто-то должен вернуться в тренд: либо BDI должен очень сильно вырасти, либо S&P упасть.

При этом золото хорошо коррелировало с динамикой BDI.

Явная разбалансировка произошла в начале года. Золото резко пошло вверх, а BDI застыл на дне. Это тревожный сигнал.

Похоже, что весь гигантский навес новой ликвидности абсорбирован в фондовом рынке, почти не затронув реальную экономику. Этот дисбаланс обязательно проявит себя.

Если торговля – это кровь экономики, то мы видим затруднение кровообращения, что чревато серьезными проблемами. Больному как минимум нужна срочная терапия, а лечащие врачи в лице ведущих мировых экономик пока не готовы выработать консолидированный план лечения. Напротив, экономические проблемы усугубляются геополитической напряженность: доктора заняты личными разборками.

Источник: alpari.ru

Теги     торговля      мир      BDI      Индекс стоимости фрахта   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Хабаровские аграрии готовят технику к посевной (Видео)
У аграриев осталось меньше месяца, чтобы закончить подготовку сельхозтехники к новому сезону. После 20 апреля в Хабаровском крае стартует посевная. Пахать, боронить и дисковать почву на полях будет 365 тракторов, в связке с ними будут использовать больше 600 единиц жаток, сеялок и плугов.
В Минсельхозе Приморья заявили, что выходу продуктов на рынок КНР мешает фальсификация
Сложности с защитой приморской пищевой продукции от фальсификации мешают ее полноценному выходу на рынок Китая, рассказал в беседе с ТАСС министр сельского хозяйства Приморского края Андрей Бронц. Решить проблему призваны создаваемые в КНР торговые представительства правительства РФ и представильства от Приморья.