Изменение климата сказывается на сельском хозяйстве
05 September 2022, 23:28

Среди множества сложных задач, стоящих перед руководителями зерновых компаний — оценка последствий изменения климата. Заголовок специального отчета Fitch, опубликованного в июне, служит суровым напоминанием об огромных ставках, связанных с изменением климата: «Развивающиеся страны сталкиваются с более серьезными проблемами, связанными с адаптацией к изменению климата».

Основное внимание в отчете было уделено «резким различиям в том, как страны сталкиваются с климатическими рисками и могут адаптироваться к ним. Страны с формирующимся рынком сталкиваются с более неблагоприятными последствиями физического климатического риска и более серьезными проблемами в адаптации к ним по сравнению с их аналогами из стран с развитой экономикой».

Согласно эпохальному отчету, опубликованному Межправительственной группой экспертов по изменению климата (IIPC), осталось примерно девять лет, чтобы ограничить катастрофу, связанную с изменением климата, при значительном ухудшении рисков засухи, наводнений, экстремальной жары и бедности для сотен миллионов людей. Восемь из 35 стран, подвергающихся наибольшему риску изменения климата, уже испытывают крайнюю нехватку продовольствия.

Изменение климата повлияет на количество и качество урожая, воспроизводство, темпы роста и увеличение связанного с температурой стресса и падежа скота, а также на качество кормов и распространение вредителей, жвачных и зоонозных болезней.

Доступность водных ресурсов для скота снизится из-за увеличения стока и сокращения запасов подземных вод. В глобальном масштабе ожидается сокращение поголовья скота на 7–10 % при повышении температуры на 2°C, что повлечет за собой экономические потери в размере от 9,7 до 12,6 млрд долларов.

Доктор Салли Урен, главный исполнительный директор «Форума за будущее», понимает влияние климата на сельское хозяйство, а также то, как оно стало угрозой безопасности и фактором, способствующим глобальным конфликтам. Климатические прогнозы предполагают увеличение числа вооруженных конфликтов на 54% (393 000 смертей) к 2030 году при отсутствии мер по смягчению последствий изменения климата.

Всемирный экономический форум объявил, что утрата биоразнообразия является третьей по величине угрозой, стоящей перед человечеством, после оружия массового уничтожения и краха государства. С 1900-х годов 75% генетического разнообразия растений было утрачено, поскольку фермеры во всем мире заменили местные сорта генетически однородными высокоурожайными сортами, и сегодня только 12 сельскохозяйственных культур и пять видов животных обеспечивают 75% продуктов, которые мы производим. Эта утрата сельскохозяйственного разнообразия способствовала изменению климата, разрушению экосистем и голоду.

Урен считает, что глобальная производственно-сбытовая цепочка в сельском хозяйстве «уже борется с нарушением логистики, а последствия COVID-19 и войны в Украине показали, как сложные системы, которые мы считали само собой разумеющимися, могут выйти из строя под давлением.

Нынешние тенденции показывают еще большие изменения на горизонте, которые будут все больше напрягать контекст, в котором работают эти цепочки создания стоимости. Если мы не переосмыслим и не перепроектируем их, они, скорее всего, погнутся и могут сломаться».

Однако недостаточно понимания того, как добиться изменений. А там, где есть деятельность, она часто носит инкрементальный характер и имеет узкую направленность (например, прожиточный минимум или логистика). Как заявляет Форум: «Нам нужно придерживаться более системной и долгосрочной точки зрения».

По мнению Урена, «грядут новые перемены и вызовы. Изменение погоды будет все больше влиять на сельскохозяйственное производство, в то время как императив смягчения последствий изменения климата требует изменения землепользования».

Нарушение климата повлияет на стоимость и безопасность логистики, такой как транспорт. Другие тенденции, такие как автоматизация и повышенное внимание к регулированию, заставят цепочки создания стоимости адаптироваться или пострадать. Подверженная неизбежным потрясениям модель доставки «точно в срок» — которая все чаще становится «на всякий случай» — вряд ли сможет обеспечить доставку.

Урен считает, что «изменения уже назрели. Достижение нулевого уровня выбросов требует радикального смягчения последствий во всех цепочках создания стоимости в сельском хозяйстве. Но нам необходимо решить проблемы цепочки создания стоимости не только для обеспечения надежных поставок, чтобы бизнес мог процветать, но и для социального и экологического блага.

Необходимо также решить проблему давнего структурного неравенства и динамики власти, если мы хотим создать отрасль, которая была бы равноправной и справедливой и устойчивой к значительно изменившемуся климатическому и социальному контексту».

Развивающиеся страны пытаются адаптироваться

Согласно «Отчету о пробелах в адаптации Программы ООН по окружающей среде за 2021 год», развивающимся странам необходимо ежегодно тратить от 280 до 500 миллиардов долларов США до 2050 года на проекты по адаптации к изменению климата. Такие адаптационные проекты сложны и дороги.

Однако, как отмечает Fitch, «большинство этих стран имеют ограниченные финансовые ресурсы, которые можно направить на адаптацию к изменению климата, особенно в текущей инфляционной среде с сокращением ресурсов из-за пандемии. А многим странам не хватает институционального потенциала для реализации проектов по адаптации».

Другой отчет Fitch, опубликованный в мае, показал, что «развивающиеся страны сталкиваются с более серьезными проблемами, связанными с адаптацией к изменению климата». Рассмотрим ситуацию в Индии, крупной стране-производителе пшеницы, где в национальный рацион входит значительный зерновой компонент.

Fitch прогнозирует, что перебои в подаче электроэнергии, часто возникающие в результате изменения климата, ударят по сельскохозяйственному производству, «приведя к значительному сокращению производства и дальнейшему давлению на экономический рост Индии, особенно если периоды сильной жары продолжатся».

Аурелия Бритч — директор по климатическим рискам в компании Sustainable Fitch, расположенной в Сингапуре. Она пришла к выводу, что «одним из наиболее значительных и структурных среднесрочных и долгосрочных рисков, с которыми сталкивается агробизнес, является изменение климата и климатическая политика, а также связанные с ними физические и переходные риски».

Что касается физических рисков, связанных с изменением климата, Брич отметил, что многие ожидают, что «изменение погодных условий окажет значительное влияние на сельскохозяйственное производство в ближайшие десятилетия.

В большей степени, чем в любом другом секторе, даже небольшие изменения климатических условий могут привести к значительному повышению или снижению урожайности сельскохозяйственных культур и объемов производства. Из-за сезонного характера производства большинства сельскохозяйственных культур кратковременные погодные явления могут иметь долгосрочные последствия для поставок, влияя на цены».

Различное влияние на основных производителей зерна

Хотя масштабы повышения температуры и их влияние на погоду и природу и, в свою очередь, на сельскохозяйственные угодья и урожайность, по-прежнему остаются неопределенными, ученые из Нобелевской премии МГЭИК соглашаются: общее воздействие на урожайность сельскохозяйственных культур будет отрицательным, глобальную основу.

Возможности адаптации сильно различаются в разных странах. По оценкам Института мировых ресурсов в 2022 году, затраты на адаптацию и остаточный ущерб основным сельскохозяйственным культурам в глобальном масштабе составят 63 миллиарда долларов при повышении температуры на 1,5 °C, 80 миллиардов долларов при сценарии на 2 °C и 128 миллиардов долларов при сценарий 3°C.

Бритч указывает на меру сравнения: согласно прогнозам Climate Action Tracker, текущая политика, проводимая в настоящее время во всем мире, приведет к потеплению примерно на 2,7 °C. В зависимости от страны развитые страны смогут гораздо лучше адаптироваться к физическим последствиям изменения климата, учитывая более развитый сектор страхования, лучшую инфраструктуру и экономическую и финансовую устойчивость.

В этом контексте среди крупнейших поставщиков агробизнеса и на основе академических исследований Fitch Solutions определило, что США, Европейский союз (особенно в южных странах) и Китай столкнутся с негативным воздействием изменения климата на производительность сельского хозяйства.

В России повышение температуры, вероятно, негативно скажется на урожайности в регионах текущего производства, и, хотя есть потенциал для расширения производства в северных регионах, слабая инфраструктура может помешать планам сделать это. Канада и Бразилия могут увидеть увеличение урожайности. В Индии изменение летнего муссона повлияет на урожайность, но МГЭИК подчеркивает, что существует высокий уровень неопределенности в отношении последствий изменения климата в стране.

Fitch утверждает, что «сектор агробизнеса также будет все больше подвергаться влиянию переходных рисков изменения климата, которые представляют собой ряд рисков, связанных с бизнесом, которые следуют за социальными и экономическими сдвигами в сторону низкоуглеродного и более благоприятного для климата будущего».

Fitch находится в процессе «долгосрочной оценки корпоративной уязвимости развивающихся секторов и организаций к изменению климата, которая измеряет относительную уязвимость к быстрому переходу к низкоуглеродному режиму между 2025 и 2050 годами по секторам».

Бритч сказал, что это «предусматривает глобальный переход к климату, ограниченному 2°C выше доиндустриального уровня к 2050 году. В соответствии с этим заслуживающим доверия сценарием, Fitch ожидает, что агропромышленный сектор в целом испытает минимальное давление со стороны климатической политики в следующие 10 лет».

В более долгосрочной перспективе, до 2050 года, климатическая политика будет значительно усилена, в частности, в отношении мяса жвачных животных, которое «будет бороться за сокращение выбросов и столкнется с растущей конкуренцией со стороны все более дешевого и обильного предложения альтернативного мяса (растительного и клеточного белка).

«Помимо мяса, другие секторы агробизнеса столкнутся с гораздо более умеренными переходными рисками, при этом игроки молочных продуктов и производители сельскохозяйственных культур (в частности, соевых бобов и пальмового масла) по-прежнему сталкиваются с большими рисками, чем торговля сельскохозяйственными товарами и переработка, а также игроки упакованных продуктов питания».

До сих пор сектор агробизнеса был относительно защищен от политики, связанной с климатом. Как отметил Брич, это «несмотря на то, что сектор сельского хозяйства, землепользования и лесного хозяйства является вторым по величине источником глобальных выбросов парниковых газов (ПГ) после энергетического сектора. На его долю приходилось 22% глобальных выбросов парниковых газов в 2019 году».

На COP26 был достигнут неоспоримый прогресс в отношении роли агробизнеса в изменении климата: «Обязательство по вырубке лесов» и «Обязательство по метану» поставили сельское хозяйство на передний план действий по борьбе с изменением климата».

В результате в ближайшие несколько лет некоторые правительства перейдут к этим обязательствам и начнут осуществлять первую климатическую политику в агробизнесе, постепенно расширяя схемы торговли квотами на выбросы, внедряя правила протекционизма в торговле экологическими товарами и увеличивая финансирование инициатив частного сектора по смягчению последствий изменения климата.

Поскольку внимание к влиянию агробизнеса на изменение климата продолжает расти, ключевые игроки в этом секторе все чаще принимают на себя обязательства по сокращению выбросов парниковых газов и защите окружающей среды. Однако компании агробизнеса, как правило, отстают.

Компании также, вероятно, столкнутся с ростом судебных разбирательств, связанных с экологическими, социальными и управленческими вопросами (ESG), из-за утраты биоразнообразия и вырубки лесов, нарушения основных правовых норм или ложной отчетности. Вполне вероятно, что инвесторы значительно недооценивают воздействие изменения климата и «зеленого перехода» на сектор агробизнеса. В совокупности эти факторы означают, что через несколько лет вероятны заметные сбои.

В этом свете Брич сразу же указал, что «ряд возможностей, возникающих в результате расширения участия агробизнеса в «зеленом переходе», также открывается перед различными игроками». К ним относятся: диверсификация продуктов для снижения подверженности бизнес-рискам, связанным с изменением климата, в частности в отношении альтернативных белков; кормовые инновации; инновации в области удобрений и средств защиты растений; ценообразование и возможности доступа на рынок для продуктов с низким уровнем выбросов.

Три ключевых вывода

Форум будущего предлагает три основных сообщения о влиянии изменения климата на сельское хозяйство:

1. Изменение климата будет все более негативно влиять на сельскохозяйственное производство всех сельскохозяйственных культур, и появляется все больше свидетельств того, что житницы скоро рухнут.

Изменение климата часто называют мультипликатором угроз, влияющим на существующие проблемы. По мере того, как засухи, ураганы и наводнения усиливаются, их взаимосвязанные воздействия могут ощущаться через глобальные экономические и торговые системы. Например, цены на четыре основные торгуемые в мире продовольственные культуры (пшеницу, кукурузу, рис и соевые бобы), произведенные в таких житницах, как Австралия, Бразилия, США и Европа, подвержены одновременным обвалам.

Когда это случалось в прошлом, есть свидетельства того, что это способствовало росту цен на продовольствие и, возможно, конфликтам. Например, засухи и аномальная жара на Украине и в России в 2007 и 2009 годах нанесли ущерб посевам пшеницы и вызвали значительный рост мировых цен на пшеницу. С изменением климата существует вероятность увеличения дефицита воды в этих житницах, что окажет повышенное давление на продовольственную систему и цены.

2. Существует порочный круг изменения климата и землепользования — поскольку изменение климата влияет на производство, нам потребуется больше земли для производства продуктов питания.

Более двух третей мировой пшеницы используется в пищу, 20% используется в качестве корма для скота и еще от 3% до 5% на семена, промышленное использование и другие виды использования. Продовольствие растущего населения мира в то время, когда изменение климата будет влиять на то, где, как и если можно выращивать сельскохозяйственные культуры, приведет к увеличению нагрузки на землепользование.

Будет увеличиваться стресс между использованием земли для производства продуктов питания, волокна и топлива. Ключевая проблема заключается в том, что если компания планирует расти из года в год, откуда возьмутся эти (земельные) ресурсы? Одна часть ответа заключается в диверсификации, при которой большее разнообразие культур снижает риск несостоятельности житницы.

3. Климатические изменения и нарушения уже влияют на урожай, и за ними последуют более серьезные нарушения.

В этом году, помимо войны в Украине, погода повлияла на несколько крупных стран-экспортеров пшеницы.

«Засуха, наводнения и аномальная жара угрожают урожаю некоторых других крупных производителей (США, Канада и Франция)», — сказала Келли Гогари (Gro Intelligence).

Согласно отчету правительства США, мировое производство пшеницы в период 2022–2023 годов будет самым низким за четыре года, а мировые запасы пшеницы, по прогнозам, будут самыми низкими за шесть лет. Gro Intelligence отмечает, что мировые цены на удобрения утроились за последний год, что может привести к «значительному» снижению урожайности в этом году. По его оценкам, это — вместе с другими факторами — означает, что мировые запасы пшеницы упали до самого низкого уровня со времен финансового кризиса 2008 года.

Изменение климата увеличивает вероятность глобальных конфликтов, поскольку регионы конкурируют за все более скудные ресурсы. Форум формулирует это следующим образом: «Нам необходимо переосмыслить то, как могут выглядеть глобальные цепочки создания стоимости в свете этих тенденций, и разработать более устойчивые и подходящие модели, которые могут удовлетворить потребности будущего и служить им».

Лиз Трасс избрана новым премьер-министром Великобритании

Источник: world-grain.com

Теги     сельское хозяйство      климат      зерновые   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Немецкие фермеры сеют больше озимой пшеницы и рапса для урожая 2025 года
Посевные площади озимой пшеницы в Германии под урожай 2025 года были увеличены на 12,3% по сравнению с прошлым годом и составили около 2,8 млн га, сообщило в пятницу национальное статистическое агентство Германии.
США выиграли спор с Мексикой по поводу генно-инженерной кукурузы
США одержали победу в споре с Мексикой по поводу генетически модифицированной кукурузы, что поставило под угрозу поставки зерна крупнейшему американскому потребителю.