«Тракторный марш» закончился не в Москве, а под Аксаем
01 September 2016, 11:45
Нежелание действовать конструктивно и исключительно в правовом поле принесло протестующим новые проблемы, а не решение старых.
Эта история займет свою нишу в анналах провинциального протестного движения. За день она успела выйти в топ «Яндекса», попасть в эфир российских и зарубежных телеканалов. Бесчисленные интервью предводителей захлебнувшегося «похода» и теперь продолжают тиражировать по социальным сетям. Отметиться успели многие — и реальные аграрии, оставшиеся без единственного поля, и откровенные авантюристы, которым все равно, что поджигать и кого подбивать на протест. Один спектр политических сил от «Коммунистов России» и экстремистской «Воли» до ОНФ чего стоит. Но, несмотря на публичность и детальное освещение каждого этапа «марша», к нему остается немало вопросов…
Напомним, вечером 21 августа от подворья фермера Олега Петрова в станице Казанской на Москву выдвинулись 17 тракторов и сопровождавшие их легковые машины. Так началась анонсированная еще в феврале протестная акция, участники которой были намерены добиться личной встречи с президентом Владимиром Путиным, чтобы рассказать о конфликтах с крупными агрохолдингами.
Проехав чуть более 200 километров, трактористы были остановлены полицией, а Нацгвардия произвела задержание их предводителей. В настоящий момент порядка 15 активистов находятся в спецприемниках Новочеркасска, Усть-Лабинска и Кропоткина, отбывая административное наказание за нарушение правил проведения публичного мероприятия.
«Юг Times» напоминает читателям, как возник и развивался этот конфликт.
Как земля стала активом
После развала колхозов землю в середине 90-х разделили между их бывшими работниками, каждый получил пай в несколько гектаров – во всех муниципалитетах по-разному. Обычно площадь надела составляет 3-4 гектара. По меркам Кубани, где среднее поле составляет около 100 гектаров, это очень мало, поэтому люди откровенно не знали, что делать со своим участком. У одних земля простаивала, другие продавали ее за десяток тонн пшеницы, третьи сдавали в аренду держащимся на плаву СПК, получая за это натуроплату – зерно, масло, муку, сахар.
С развитием экономики в начале 2000-х в сельское хозяйство пришли крупные инвестиции, кубанский чернозем стал ценным активом. Большинство станичников заключили договоры с солидными хозяйствами, получившими таким образом в аренду тысячи гектаров. Вместе с тем агропредприятия взяли на себя социальные обязательства перед населенными пунктами, на территории которых они работали.
Сложилась определенная инфраструктура, появились рабочие места, хозяйства получали прибыль. Благодаря им навели порядок и в кадастровом учете: бывшие «бесхозными» участки распределили между станичниками.
Сделал имя на протестах
Когда срок аренды подходил к концу, небольшая часть собственников паев проявляла желание выделиться, чтобы образовать самостоятельные фермерские хозяйства. Не всем агрохолдингам это пришлось по душе, так как приходилось дробить обрабатываемые площади, вырезать доли. Против были и подавляющее большинство бывших колхозников, довольные и арендной платой, и рабочими местами.
Начались затяжные судебные процессы.
Обычно сельхозпредприятия, имеющие куда большие финансовые и организационные ресурсы, могли нанять высококлассных юристов, правильно подготовить иски. Закономерно, что именно они, как правило, выигрывали дела.
Оставшиеся таким образом без земли фермеры и составили авангард «тракторного похода». В числе лидеров этого движения оказался активист из Калининского района Алексей Волченко. Сам он формально не является фермером, КФХ возглавляет его мать. Но последние десять лет Волченко регулярно отмечался на протестных акциях в Калининском и Ейском районах. Например, при его участии сожгли несколько тонн семян подсолнечника, выступая против низкой закупочной цены, и еще четыре года назад пытались устроить «тракторный поход» к краевой администрации.
Правовое поле не терпит спешки
9 февраля 2016 года в Краснодарском крае впервые прозвучал анонс «похода на Москву» — тогда за одним столом с Волченко оказались активисты партии «Коммунисты России». Тракторная акция была назначена на конец марта – самый разгар весенних полевых работ.
Администрация региона с первых же дней взяла вопрос на контроль: реальные проблемы фермеров, при поддержке юристов и общественников, начали решаться в «ручном режиме». В марте к процессу подключился «Общероссийский народный фронт».
За несколько месяцев благодаря работе независимой рабочей группы были разрешены проблемы в Кавказском, Тбилисском, Успенском, Ленинградском, Кореновском и других районах Кубани, где фермеры получили выделы и начали самостоятельно обрабатывать землю. Детальный разбор сложившейся ситуации помог Народному фронту подготовить ряд изменений в законодательство, которые после одобрения правительством внесут на рассмотрение нового созыва Государственной Думы. О проблемах аграриев на медиафоруме в Санкт-Петербурге доложили лично президенту Владимиру Путину, а тот же Алексей Волченко участвовал в круглом столе «Единой России» и вошел в независимую рабочую группу по урегулированию земельных конфликтов.
Фермеров сразу предупредили: работа в правовом поле – процесс длительный. По многим историям имеются вступившие в силу решения судов, необходимо восстанавливать сроки, в ряде случаев вообще утрачены правоустанавливающие документы. Но окрыленные вниманием власти организаторы «тракторного марша» решили идти напролом.
17 мая они провели митинг в станице Казанской. Протестные сходы, которые с повышенным вниманием фиксировал немецкий канал ARD, состоялись в станицах Нововеличковской и Старовеличковской. По неофициальной информации, на первый митинг планировал приехать даже оппозиционный политик Алексей Навальный, но потасовка с казаками в анапском аэропорту помешала этому.
Уехали. Но недалеко
Наконец 21 августа аграрии вновь собрались в станице Казанской. Со сколоченной наспех сцены звучали жесткие призывы, вплоть до расправы над лицами, которые, по мнению фермеров, виновны в сложившейся ситуации. Выступал и представитель ликвидированной по решению Верховного суда за экстремистскую деятельность партии «Воля».
Раззадоренные громкими речами, станичники сели на трактора и вместе с протестующим против «Платона» «Объединением перевозчиков России» выдвинулись на Москву. Уже на подъезде к магистрали М4 «Дон» их поджидал экипаж ДПС. Проверив документы, колонну отпустили. И так — несколько раз.
Дошло до того, что на границе Краснодарского края и Ростовской области возмущенные очередной проверкой предводители «марша» перекрыли федеральную трассу.
Противоправное действие сошло им с рук, и они свободно поехали дальше.
Но в поселке Дорожном под Аксаем колонна была заблокирована силами полиции, а активисты — задержаны. Так бесславно закончился полгода муссировавшийся в СМИ «поход на тракторах».
— На данном этапе арестованы 15 человек: Волченко, Петров, Маслов, Светличный и другие. Сроки разные – трое, пять, десять суток, — рассказала «Юг Times» член региональной Общественной наблюдательной комиссии Ольга Голубятникова. — Трое находятся в изоляторе Новочеркасска, один – в Усть-Лабинске, остальные — в Кропоткине.
Выводы по итогам «марша», надо полагать, сделали все участники. ОНФ и администрация Краснодарского края продолжают в «ручном режиме» помогать тем фермерам, кто намерен добиваться правды в судах. Сами станичники готовятся к осенним работам.
Источник: yugtimes.com
Ваш комментарий
|
|