Стресс на продовольственных рынках
09 February 2011, 16:48

Непогода в сельскохозяйственных регионах взвинтила цены на продовольствие по всему миру до рекордных уровней. В условиях нехватки продзапасов и резкого подорожания энергоресурсов уязвимость демонстрируют котировки на зерно, сахар и другие продукты.


Природные катаклизмы в основных сельскохозяйственных регионах толкают вверх цены на продовольствие. Как пишет The Financial Times, цены на кукурузу продолжают быстро расти из-за засухи в Аргентине, на пшеницу — из-за морозов в США, на сахар — из-за штормов в Австралии.


Цены на кукурузу, пшеницу и сою достигли максимума за 30 месяцев и, по заверению аналитиков, будут увеличиваться, передает Business FM.


Отметим также, что пшеница подорожала и до самого высокого уровня за три года. На биржах США усиливается динамика роста пшеничных котировок: они выросли на 2,1-2,7%, это самый высокий уровень с конца 2008 г.


Котировки сахара на биржах взлетели после того, как над Австралией пронесся циклон «Яси», сила которого была сравнима со знаменитой «Катриной». На северо-восток страны циклон принес сильнейший ветер, скорость которого достигала 290 километров в час, на юг (в зоне бедствия оказался штат Виктория) — подъем воды. К стихийным бедствиям добавились лесные пожары на западе Зеленого континента. Все это поддерживает опасения, что урожай сахарного тростника может быть загублен.


Австралия является третьим в мире экспортером сахара, поэтому цены на него, достигнув 3 февраля 30-летнего максимума, держатся вблизи рекордных отметок. В минувший четверг котировки мартовских фьючерсов подскочили на бирже ICE в Нью-Йорке до 34,81 цента за фунт (на 36%) за сутки, продемонстрировав потенциал роста, который цены могут продемонстрировать в случае нарастания напряженности.


«Как мы и опасались, австралийская погода добавляет тревог к общему стрессу вокруг цен на продовольствие», — отмечает Томас Куява из лондонской брокерской конторы Sucden.


Экономист Credit Suisse Рик Деверелл считает, что продолжающийся рост цен не затухнет вплоть до середины года. На этом фоне нарастет активность целого ряда государств, внутренние рынки которых наиболее зависимы от ценовых колебаний.


Североафриканские и ближневосточные государства, а также ряд других развивающихся стран, активно закупают продовольствие впрок. «Это ведет к тому, что мировые запасы сельскохозяйственной продукции падают до рекордно низкого уровня», — предупреждает европейский трейдер Роджер Янсон.


Аналогичные пессимистические прогнозы в отношении цен делают в Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), эксперты которой признают, что тенденция к удорожанию сохранится в ближайшие месяцы.


Как отмечает аналитик UFG Wealth Management Антон Толмачев, индексы сельскохозяйственного продовольствия уже обновили максимумы июня 2008 года, однако сейчас ситуация выглядит несколько иначе. «За два года, прошедших с острой фазы финансового кризиса, население земли увеличилось, в Австралии и Малайзии мы в данный момент видим природные катаклизмы, которые серьезно влияют как на текущие, так и на форвардные цены. В будущем стоит ожидать возможного замедления роста цен, однако о развороте думать не приходится», — считает он.


Нынешние погодные катаклизмы лишь четче высветили тенденции на продовольственном рынке, в основе которых лежат фундаментальные макроэкономические причины. «Основной двигатель рынка commodities, в том числе и продовольственных, — это волна подорожания нефти и ослабление доллара. Это движение началось с конца лета и продолжается в настоящее время. На разных товарных рынках эта волна имеет свою специфику, но последним толчком в этом ряду стали события в Египте, когда нефть превысила 100 долларов за баррель», — заявил ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Евгений Иванов.


По его словам, начатые на прошлой неделе продажи зерна из государственного Интервенционного фонда должны несколько охладить внутрироссийские цены, но пока не ясно, как это отразится на мировом рынке. «В России зерновые интервенции могли бы снизить темпы роста цен на продовольствие, однако все решат конкретные объемы зерна, необходимого на рынке», — согласен с этой точкой зрения Антон Толмачев.


По сахару специфика ситуации в том, что на глобальном рынке третий сезон наблюдается дефицит этого продукта после трех предшествующих лет переизбытка. Сейчас его мировые запасы находятся на минимальном уровне за 20 с лишним лет, поэтому сахарные цены готовы резко отреагировать на любой повод.


«Если быкам удастся загнать котировки на сырец устойчиво выше 36 центов за фунт, то мы в ближайшие дни и недели сможем увидеть очередные тридцатилетние рекорды, когда цены на него будут выше или в районе 40 центов за фунт», — прогнозирует эксперт.


В противном случае котировки будут «топтаться» на уровнях 35-36 центов достаточно долго. Другое дело, что рынок вряд ли продержится на столь высоких уровнях слишком долго, и цены могут рухнуть в 2,5 раза ниже нынешних за очень короткий срок, как это произошло в 2010 г.


Вопрос в том, когда это произойдет. Но эксперт предполагает, что такой вариант наиболее вероятен в середине – конце апреля, когда на рынок начнет поступать сахар-сырец из южных районов Бразилии (на долю этого региона приходится половина мирового экспорта этого продукта). Пока же российские цены на сахар останутся на предельных достигнутых уровнях и могут скорректироваться вниз не ранее начала марта, после того как будет отменена импортная пошлина.


В целом российский продовольственный рынок остается зависимым от мировой ситуации в очень многих сегментах, где нет значимого внутреннего противовеса импорту. Это практически весь рынок мяса, за исключением мяса птицы и отчасти свинины, сахар, рис (длинный рис в России не производится, и круглый рис его полностью не заменяет). При этом зависимость от импорта есть не только по так называемым колониальным товарам (чай, кофе, цитрусовые, экзотические фрукты), но даже по «банальным»: (яблокам, капусте, картофелю и др.).


«У нас по очень многим позициям есть вопросы, которые успешно решаемы, только если государство и участники рынка будут планомерно развивать рынок и улучшать логистику поставок таким образом, чтобы была конкуренция и альтернатива по всем продуктам, по которым есть зависимость от импорта», — полагает Евгений Иванов.


Пока же в основном рост продовольственных цен сглаживают не усилия правительства, а укрепляющийся в последние месяцы рубль — он делает импорт более конкурентоспособным.


По мнению Евгения Иванова, ключевой вопрос — развитие логистики и инфраструктуры, так как сейчас «продовольственные товары по очень многим позициям завозятся как через угольное ушко, а транспортные издержки зашкаливают».


«К своему стыду, Россия не имеет в глубоководных портах мощностей по перевалке сахара-сырца даже в объеме одного стандартного судна, которое перевозит 25 тысяч тонн. И уже ясно, что в Новороссийске удобных портовых мощностей скоро не появится, а в Туапсе так и останется небольшой склад мощностью 15 тысяч тонн. И все это на фоне значительных портовых мощностей в Одессе и в государствах Балтии», — говорит эксперт.


Продуктовый дефицит в привычном с советских времен смысле России не грозит, отмечает Евгений Иванов, но указывает, что катастрофический рост цен на дизельное топливо ставит под угрозу посевную кампанию. «Когда это было и в какой стране мира, чтобы дизельное топливо было дороже бензина, а сейчас оно скоро станет дороже марки Аи-95? Такое ощущение, что вся российская и мировая солярка проваливается в какую-то черную дыру», —возмущается Иванов.


Он предлагает на этот сезон обнулить пошлины на все виды семян и убрать по ним НДС. То же самое он хочет распространить на некоторые виды продовольственных товаров. По его мнению, требуются и другие оперативные меры, которых аграрный рынок ждет от правительства.

Теги     сахар      бедствия      зерно   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Генпрокурор поручил проверить данные о повышении цен на молоко в России
Генпрокурор РФ Игорь Краснов поручил проверить данные о повышении цен на молоко
Минсельхоз США понизил прогноз по валовому сбору пшеницы в РФ, сохранил оценки экспорта
Минсельхоз США немного понизил прогноз производства пшеницы в России в 2024–2025 сельхозгоду