Скрынник внесет экспортную продовольственную доктрину в Экономический совет при президенте РФ
25 May 2016, 11:13
Экс-министр сельского хозяйства рассказала о новых трендах на российском агропродовольственном рынке.
Развитие сельского хозяйства России вступило в новый этап. Отрасль, которая в последние годы обеспечила продовольственную независимость по основным видам продукции, начала активно ориентироваться на экспорт. За зерном, которое уже давно признали на мировом рынке, начало «подтягиваться» мясо. Экспортными рынками интересуются и производители другой продукции.
Основные задачи по развитию экспорта и меры, направленные на его активизацию, содержатся в Экспортной продовольственной доктрине, которую разработал Международный независимый институт аграрной политики (МНИАП) во главе с Еленой Скрынник, занимавшей с 2009 по 2012 годы пост министра сельского хозяйства РФ.
Скрынник внесет доктрину в Экономический совет при президенте РФ.
Об Экспортной продовольственной доктрине и новых трендах на российском агропродовольственном рынке Скрынник рассказала в интервью «Интерфаксу».
— Некоторое время назад вы заявили о необходимости принятия экспортной продовольственной доктрины. Почему именно сейчас возникла потребность в этом документе?
— По сути, доктрина стала основой импортозамещения, отправной точкой развития агроэкспорта.
Наиболее эффективным механизмом ее реализации стало принятие экономически значимых региональных программ, в том числе в области растениеводства, мясного и молочного скотоводства, малых форм хозяйствования, логистики.
Все четко: есть программа, конкретная цель, согласованный объем финансирования. Итог – конкретные показатели, в действии – эффективный программно-целевой метод работы.
В рамках достижения показателей доктрины были решены извечные проблемы «ножек Буша» и поставок сухого молока из Белоруссии. Принципиально важным стало и то, что в ходе ее реализации не было допущено снижение производства молока, оно стабилизировалось на уровне 31 млн тонн.
Кроме того, за последние пять лет в полтора раза вырос экспорт зерновых – с 20 до 30 млн тонн. В целом за последние 10 лет объем производства сельхозпродукции вырос на 40%.
Если, к примеру, в 2009 году мы производили 2,1 млн тонн мяса птицы и завозили его по импорту 910 тыс. тонн, то по итогам 2015 года – 6 млн тонн и 200 тыс. тонн соответственно. Уже к 2012 году мы увеличили долю российского свекловичного сахара на сахарном рынке страны до 95% с 55% в 2009 году, выполнив тем самым индикатор доктрины.
Развивались и малые формы хозяйствования. Более чем на 9 млрд рублей за последние семь лет увеличены объемы господдержки фермеров. В результате рост производства в этом секторе составил 10% ежегодно.
Именно такой программно-целевой метод работы позволил выполнить пять из восьми индикаторов доктрины.
Таким образом, могу с уверенностью сказать, что на сегодняшний день задача импортозамещения по большинству базовых продуктов решена.
И теперь отрасль должна переходить на новый этап, ориентироваться на экспорт, решать новые, скажем прямо, более амбициозные задачи.
— Последнее время эксперты продовольственного рынка все больше с тревогой говорят о возможном перепроизводстве в некоторых его сферах. К «потолку» потребительского спроса, к примеру, приближаются птицеводы и свиноводы. Чтобы избежать негативных последствий для экономики отрасли, они активно ориентируются на экспорт.
— Да, и это правильно. Тем более, что в 2015 году отрасль получила новый сигнал от президента. Россия способна стать крупнейшим мировым поставщиком здоровых, экологически чистых, качественных продуктов питания, заявил он. Экспортный тренд был закреплен главой государства в качестве безусловного приоритета развития отрасли.
В связи с этим, с учетом международного опыта на базе Международного независимого института аграрной политики на основе анализа продовольственных балансов группой экспертов разработана Экспортная продовольственная доктрина. При этом особо подчеркну, что Экспортная доктрина – это логическое продолжение Доктрины продовольственной безопасности и важная составная часть Стратегии развития сельского хозяйства до 2050 года.
Необходимость ее принятия продиктована не только динамикой внутреннего производства, но и базовой проблемой увеличения дисбаланса между ростом населения земли и сокращением природных ресурсов — земли и воды. По прогнозам ФАО ООН, в ближайшие 20-30 лет средняя по миру обеспеченность пашней снизится на 25%, с дефицитом питьевой воды могут столкнуться до 40% населения земли.
— Каковы цели и задачи новой доктрины?
— Основная цель – в ближайшие 20 лет занять 15% мирового агрорынка, емкость которого оценивается в $1 трлн. Мы можем увеличить сумму экспорта с текущих почти $20 млрд до $150 млрд. Экспорт зерновых, в частности, может возрасти до $15-20 млрд, муки – до $2 млрд, свинины и мяса птицы – до $10 млрд.
Сегодня Россия занимает пятое место в мире по объемам производства продовольствия и по объему экспорта. Сложившиеся для российских экспортеров конкурентные преимущества в результате изменения курса рубля дают нам дополнительный уникальный шанс стать лидером на глобальном рынке.
Напомню, что в этом году Россия заняла первое место в мире по экспорту пшеницы.
Развитие экспортных направлений не только усилит позиции нашей страны на мировой арене, даст ощутимую прибавку к ВВП, но и за счет повышения рентабельности отрасли запустит внутренний механизм ее развития.
В настоящее время механизмы реализации экспортной продовольственной доктрины дорабатываются, но концептуальные подходы к развитию этого направления определены.
— В чем они?
— Во-первых, гармонизация стандартов качества и механизмов доступа на зарубежные рынки. Во-вторых, развитие логистики и перерабатывающей промышленности с учетом регионализации. В-третьих, финансовая поддержка отдельных экспортных направлений, привлечение инвестиций на основе государственно-частного партнерства. В-четвертых, увеличение объема экспорта за счет экопродукции, товаров с высокой добавленной стоимостью – муки, крупы, растительного масла, шрота, крахмала.
— А что, кроме зерновых и продукции животноводства, может предложить Россия зарубежным покупателям?
— Помимо «локомотивных» позиций, Россия имеет целый ряд нишевых продуктов, по которым в ближайшее время можно значительно нарастить экспорт – гречка, солод, масличный лен, шрот, продукты глубокой переработки сахарной свеклы и даже наши круглозерный рис, хмель и яблоки.
— Предусматривает ли разработанный документ приоритетные рынки сбыта? Какие направления считаются основными?
— В принципе потенциал есть у каждого экспортного направления. Мы считаем, что реализация доктрины будет способствовать освоению рынков Азиатско-Тихоокеанского региона, расширению присутствия российского продовольствия в Африке и на Ближнем Востоке. Не исключается и увеличение поставок в ЕС.
Конечно, сейчас большой интерес к восточному направлению. Только за счет наращивания экспорта в страны АТР Россия может увеличить поставки более чем на $30 млрд, обеспечить прирост ВВП на 0,3%.
— Какова дальнейшая судьба документа?
— Экспортная продовольственная доктрина будет внесена в Экономический совет при президенте РФ.
Источник: interfax.ru
Ваш комментарий
|
|