Сам не плошай: госдума приняла закон о поддержке сельхозстрахования
20 July 2011, 15:30

Госдума приняла долгожданный Закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования», который вступит в силу 1 января 2012 года. Как отметила министр сельского хозяйства Елена Скрынник, его реализация позволит снизить нагрузку на сельхозпроизводителей — они будут выплачивать только половину страхового взноса.


Чиновники полагают, что это позволит увеличить долю застрахованных посевных площадей в стране до 70 процентов, снизить риски невыплаты страхового возмещения сельхозпроизводителям в случае банкротства компаний и сэкономить федеральные средства при возникновении чрезвычайных ситуаций.


Раз, два и обчелся


Пока правительство РФ начинает подготовку проектов нормативно-правовых актов, необходимых для реализации законопроекта, «РГ» выяснила, чего ждут аграрии от нового закона на примере Владимирской области. В прошлом году свои посевы здесь застраховали всего два хозяйства: СПК «Спасское» в Суздальском районе и племзавод «Илькино» — в Меленковском. Казалось бы, с учетом жестокой засухи, это прозорливое решение должно было послужить хорошим примером для остальных. Но в 2011-м региональная статистика агрострахования еще хуже: ни одно хозяйство не приобрело страхового полиса.


Да и застраховавшиеся в прошлом году отнюдь не чувствуют себя победителями. Более того, директор суздальского хозяйства Андрей Шарагин считает, что совершил ошибку. За поле озимой пшеницы заплатил 120 тысяч рублей. После перезимовки 20 гектаров пришлось списать. По договору ему должны компенсировать затраты на пересев. Но небольшие «проплешины» разбросаны по всей площади, и сделать это технически невозможно. Страховку нужно оплатить во время посевных работ, когда оборотных средств в хозяйствах и без того не хватает.


Не приходится рассчитывать и на возмещение потерь урожая. Для страховщиков недобор — это 17 центнеров с гектара. Но даже если весь урожай с 140 гектаров поделить на реальную площадь поля в 160 гектаров, меньше 25 центнеров в хозяйстве знаменитого Суздальского ополья не будет.


— 17 центнеров для нас — это крах! — заявляет Андрей Иванович. — Получается, возместят убытки, и то частично, если произойдет полная гибель. И есть ли смысл страховать?


В «Илькино» за страховку заплатили 400 тысяч рублей. Мало того, что в ответственный момент фирма пропала, так еще и застрахованные хозяйства не могли рассчитывать на такую же помощь от государства, как незастрахованные. А значит, понесли от засухи больше убытков.


— Кабала натуральная: огромные риски, существенный процент нужно заплатить, а вернут не вернут, неизвестно. При утрате менее 40 процентов ничего не заплатят! — не скрывает досады председатель СПК, заслуженный работник сельского хозяйства РФ Сергей Кострюков.


Правда, учитывая катаклизмы прошлого года, когда были потеряны две трети урожая, застраховаться в этом году при всех минусах илькинцы все же собирались. Обзвонили страховые организации. Кто-то вообще не занимается агрострахованием — очень большие риски. Ну а те, кто согласился, страхуют только картофель, зерно и овощи. Чтобы разработать тарифы, франшизу и страховую премию, подготовили пакет документов, кучу сертификатов на зерно, вплоть до указания, какие минеральные удобрения внесли. —


Всегда страховались с господдержкой, но, чтобы получить возмещение, необходимо было документально подтвердить окончание посевных работ, — рассказывает главный бухгалтер хозяйства Алина Епсилова. — Но весна выдалась поздняя, и закончить сев не успели. Площади у нас солидные, урожай большой. При расчетах цена реализации берется по прошлому году. А она была высокой из-за засухи. Получилось, надо заплатить восемь миллионов рублей. Таких денег даже наше небедное хозяйство не смогло выделить.


Словом, в этом году в «Илькино» продолжают растить урожай без страховки. С убеждением, что от природных катаклизмов спасает не она, а многоотраслевое производство.


Игра в одни ворота


— Решать проблему страхования посевов надо однозначно, — считает начальник управления сельского хозяйства администрации Суздальского района Наталья Лексина. — У нас нет государственного фонда, и частные сельхозпредприятия должны позаботиться о себе. На территории района второй год неурожай. В прошлом году посевы убила засуха, в этом дожди опоздали. В пятницу ездили по полям и убедились: с яровыми зерновыми плохо. И с картофелем тоже. Нынешние дожди уже не спасут. Формирование клубней проходило, когда осадков не было.


Идеологи агрострахования полагают, что оно должно сократить госрасходы на компенсацию ущерба в случае с ЧС. Но несмотря на то, что закон предусматривает компенсацию части затрат на страхование, эта мера непопулярна у суздальских аграриев. Проблема, считает Наталья Лексина, в слишком больших затратах на страхование. Страховку нужно оплатить во время проведения посевных работ, когда средств и так не хватает. В это время очень сложно выделить деньги из оборота. Так что пока страховка у сельхозпредприятий не стоит в одном ряду с затратами на горючку, семена, удобрения и зарплату. —


Страховка одного гектара обходится приблизительно в одну тысячу рублей, — говорит чиновница. — Собрав с него 25 центнеров зерна и продав его по четыре рубля за килограмм, можно заработать десять тысяч рублей. Значит, страховщикам надо отдать десять процентов от выручки. И это как минимум.


Страхование от рисков сегодня само воспринимается аграриями как большой риск. И многие видят в нем очередную схему сбора денег в пользу страховых компаний.


— Останавливает опасность невыплат при страховых случаях, — говорит гендиректор крупнейшего в Собинском районе хозяйства, ОАО имени Лакина, Николай Шраменко. — Нужны разумные цены. У нас не так много денег, чтобы отвлекать их на страховку. При страховании показатели урожая берут за пять лет, а у нас произошел скачок. Взяли 20 центнеров, а у нас 25-30. Многие хотят защититься от диких животных, из-за этого кукурузе не дают созреть, убирают раньше времени. Для нас — это бич, но он даже не рассматривается как страховой случай. Страховщикам надо слушать крестьян и менять условия. —


Страхование необходимо, но условия невыполнимые, — еще более категоричен главный агроном Муромского района Федор Чугунов. — Страховой случай наступает при условии, что погибло 40 процентов посевов. А у нас за 30 лет таких случаев не было. Даже в прошлом году — а такие, как говорят, бывают раз в 150 лет, — погибло 32 процента. Будешь 20-30 лет платить, и никогда не наступит страховой случай. Для чего же тогда страховаться? Даже агитировать никого не буду. Это игра в одни ворота.


Сначала — полис, потом — деньги


В прошлом году хозяйства Ковровского района в связи с засухой получили 42 миллиона рублей в виде дотаций из федерального и областного бюджетов. 27 миллионов из них — на два хозяйства, построивших животноводческие комплексы стоимостью 100 миллионов рублей каждый. В основном — это компенсация процентных ставок по кредитам. Но денег не хватает и на текущие платежи, поэтому предприятиям приходится перекредитовываться.


Но, если в следующем году, чтобы получить кредит, нужно будет обязательно купить страховой полис, сельхозпроизводителей заставят работать не только на банки, но и на страховые компании, считает завотделом сельского хозяйства, потребительского рынка и услуг администрации Ковровского района Светлана Алдушина.


Еще руководители районного уровня прогнозируют, что с введением нового закона страховаться будут только крупные хозяйства. Мелким, даже если без страхового полиса невозможно будет рассчитывать на господдержку, по-прежнему придется уповать на собственные силы, поскольку объемы помощи небольшие. К примеру, ковровские хозяйства получили из областного бюджета 19,7 миллиона рублей. Самая большая помощь — 4,4 миллиона на четыре хозяйства — субсидирование процентных ставок по кредитам, и 12,6 миллиона на 10 предприятий — на ликвидацию последствий засухи.


У соседей в Судогодском районе тоже пока ни один руководитель хозяйства не высказался «за» страхование. Прекратили страховаться лет десять назад. Логика проста — это не выгодно. Если бы было выгодно, давно бы застраховались. Ну а что, если аграриям, действительно, не дадут дотаций?


— А они копеечные, — парирует завотделом сельского хозяйства Сергей Шпилин. — На ликвидацию последствий засухи хозяйства района получили два транша: 769 тысяч и 666 тысяч рублей. Из них один миллион — «Пионеру», 140 тысяч — «Головино», 67 тысяч — «Родине», 42 тысячи — «Улыбышево». Хозяйства бедные, только начали «трепыхаться». В «Родине» реконструируют ферму, новую технику купили. Все посевные площади района под зерновые и силосные — 4,5 тысячи гектаров. На их страховку половина из полученной помощи и уйдет.


«Российская газета»

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Первое судно с зерном из Херсонской области намерены отгрузить до конца 2024 года
Для создания полноценного хаба были проведены переговоры с портами Крыма и Севастополя
Россия увеличила экспорт пшеницы в Оман и может импортировать саженцы пальмы
22 ноября в Москве заместитель руководителя Россельхознадзора Антон Кармазин встретился с представителями Министерства сельского хозяйства, рыболовства и водных ресурсов Омана