Рост цен на удобрения требует от аграриев новых агрономических решений (Видео)
15 January 2022, 21:01

Более полувека сельское хозяйство в России развивалось, опираясь на четыре принципа, которые сформулировал «отец Зелёной революции» Норман Борлоуг.

Он провозгласил, что для получения высоких урожаев необходимы лучший сорт или гибрид, много минеральных удобрений, хорошая защита растений с помощью химических средств и, по возможности, полив. Главный недостаток этой системы в том, что она стала слишком дорога.

Глава НПО «Биоцентр» Александр Генрихович Харченко на выставке «Югагро» предложил альтернативный взгляд на то, за счёт чего можно иметь не только урожай, но и деньги в кармане.

…Существующий диспаритетный рост цен на средства производства (удобрения, СЗР, ГСМ) приводит к тому, что модели интенсивного сельского хозяйства становятся нерентабельными без постоянного увеличения государственных дотаций, говорит Александр Харченко.

– В 70-х годах за один килограмм зерна давали три килограмма фосфорных удобрений. Сейчас, когда тонна пшеницы стоит 15 тысяч рублей, а фосфорных удобрений – больше 60 тысяч рублей, за килограмм зерна можно купить всего 200-250 граммов удобрений, – заметил глава «Биоцентра». – Технологии, которые сформировались в 80-е годы прошлого столетия, с той экономической реальностью, которую мы сейчас имеем, никак не вяжутся.

По словам Александра Генриховича, экономика любого сельскохозяйственного производства определяется соотношением природного и человеческого ресурса в продукции растениеводства. Есть ресурсы бесплатные – солнце, тепло, атмосферные осадки и естественное почвенное плодородие; а есть – человеческие, платные – это удобрения, техника, ГСМ, человеческий труд, искусственное освещение в защищённом грунте, искусственный полив. Задача растениевода – изменить соотношение этих групп в сторону природных ресурсов.

– Мы знаем, что есть такое понятие, как «естественное плодородие почвы». Если посеять пшеницу и вообще не дать никаких удобрений, то 12 ц/га мы получим. Но дальше – никто не задаётся вопросом «А можем ли мы использовать бесплатные природные ресурсы и получать 80 центнеров?».

Александр Харченко убеждён, что такие результаты получить возможно. Поскольку плодородие – это определённая функция почвы (её способность удовлетворять потребность растения в элементах питания, влаге, воздухе, а также обеспечивать условия для нормальной жизнедеятельности), то, запустив процесс почвообразования, можно существенно повысить её плодородие.

– Наша задача – чтобы себестоимость пшеницы была не больше 6 рублей за килограмм, потому что всё идёт к тому, что она может к 14 рублям подтянуться из-за повышения цен на химию и минеральные удобрения, – замечает эксперт. – Почва может давать определённый потенциал урожайности — и мы можем активизировать эти процессы.

Идея, которую предлагает Александр Харченко, находится где-то посредине между системой Нормана Борлоуга и системой органического земледелия. Её четыре столпа таковы:

  • грамотная защита с использованием химии и биологии;
  • восстановление плодородия через работу с пожнивными остатками;
  • дробные некорневые подкормки минеральными удобрениями по фазам развития;
  • элементы сберегающего земледелия (стрип-тилл и ноутилл).

Учёный объясняет: полностью отказаться от химической защиты сразу не удастся, поскольку мы начинаем работать не на целине, а на землях, где расплодилось большое количество плесневых грибов, паразитирующих на растениях. Долгосрочная же стратегия предполагает замещение патогенов антагонистами после химических обработок. Делать это Александр Харченко предлагает двумя путями: биопрепаратной обработкой семян и биопрепаратной обработкой растительных остатков.

– Самый дешёвый способ запустить восстановление почвенных процессов – применить препараты для разложения соломы, – говорит учёный. – Мы создали три препарата: СТИМИКС®НИВА А, СТИМИКС®НИВА Б и СТИМИКС®НИВА Jp, которые не просто разлагают растительные остатки (с чем справилась бы и тридерма), а через солому «включает» почвообразование.

В основу препаратов легли консорциумы азотфиксирующих, фосфатмобилизующих, молочнокислых, фотосинтезирующих и целлюлозолитических микроорганизмов (всего более 15 видов и штаммов).

– То, что мы предлагаем – это система биоконтроля, который мы запускаем с помощью микробных препаратов совершенно нового типа. У нас не один-два микроба, а консорциумы – микробные комплексы, которые могут приживаться в почве и запускать процессы почвообразования – те, которые восстанавливают почвенное плодородие. На них можно получить до 250% прибавки урожая. Если мы выстраиваем более сложную модель взаимоотношений растений с микробами, мы можем дойти до генетического предела сорта.

Впервые пример биоконтроля в производстве Александр Генрихович увидел в 2006 году на полях ставропольского фермера Александра Касича, который научился выращивать озимую пшеницу без минеральных удобрений.

– Это человек добился результата 46 ц/га озимой мягкой пшеницы без единого грамма минеральных удобрений. В первый год урожайность была 7 ц/га, во второй – 9 ц/га, в третий – 12 ц/га. На четвёртый год у него получилось 34 ц/га при среднерайонной урожайности 30 ц/га, и на пятый год – 46 ц/га. Это подтверждали районные власти, Прикумская опытная станция. Что он делал? Он работал с пожнивными остатками и использовал японский препарат «Кюссей». После уборки хозяйство обрабатывало солому, и этот восьмимикробный препарат запустил процесс почвообразования.

Просадка в урожайности в первые три года, по словам Александра Харченко, была объяснима: если ежегодно класть в почву минеральные удобрения, микробиология получает «халявное» питание и перестаёт вытаскивать фосфор из минералов и азот из воздуха.

– Пока вы даёте минеральные удобрения, работать никто не будет, – заметил учёный. – Фиксацией азота в почве занимаются 90% микроорганизмов, и почвенная биота заинтересована в том, чтобы, если фосфора недостаточно, его набрать. Так что, если с этими «зверями» договориться, им удастся делать в тысячу раз больше доступных питательных веществ, чем мы имеем на среднем поле.

Плодородие почвы, говорит Александр Харченко, заключается в количестве живых организмов, находящихся в почве. И если ключ к плодородию – восстановление биологической активности почвы, то, внося технологический препарат для разложения соломы, хозяйство может увеличить NPK естественным путём. Процесс восстановления почвы, по подсчётам НПО «Биоцентр», займёт порядка 4-5 лет. Применение препаратов СТИМИКС® за весь этот период будет стоить хозяйству 1950 рублей на гектар.

Можно ли во время этого переходного периода сократить дозы внесения удобрений и при этом не потерять в урожайности? Глава НПО «Биоцентр» уверен, что этого можно добиться при определённой оптимизации питания. Александр Генрихович показал зависимость прибавки урожая от способа внесения условного килограмма NPK (азофоски 19:19:19). При разбрасывании удобрения под заделку, можно рассчитывать на прибавку 4-5 кг пшеницы; если класть в рядки – на 10 кг; внесение удобрения по листу даст прибавку 15-20 кг.

В смеси с биопрепаратами это питание будет усваиваться ещё быстрее: препарат СТИМИКС® Стандарт, разработанный НПО «Биоцентр», способен менять такой физический параметр воды, как редокс-потенциал. Редокс-потенциал водопроводной воды доходит до +200 мВ, редокс-потенциал воды, в которую добавлен СТИМИКС® Стандарт, опускается до -250 мВ.

– Если заряд в милливольтах минусовой, скорость усвоения вырастает в несколько раз, – пояснил Александр Харченко.

Во время работы по фазам развития пшеницы лучше придерживаться принципа «давать удобрения малыми дозами, но много раз».

– Водные растения питаются всей поверхностью растения, а корни им нужны только для того, чтобы цепляться к земле – чтобы их волна не смыла. Земные растения имеют корневое питание, но способность воспринимать питание всей поверхностью листа у них осталась, – заметил глава НПО «Биоцентр». – Мы можем давать через лист посевам любое минеральное питание с КПД более 90%.

Выжать из семечки максимум. Нюансы возделывания подсолнечника обсудили аграрии

Рекордный урожай и увеличение экспорта. Куда отправлять сибирское зерно?

Всходы озимых на востоке Ставрополья дают надежду на богатый урожай

Источник: agrobook.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Немецкие фермеры сеют больше озимой пшеницы и рапса для урожая 2025 года
Посевные площади озимой пшеницы в Германии под урожай 2025 года были увеличены на 12,3% по сравнению с прошлым годом и составили около 2,8 млн га, сообщило в пятницу национальное статистическое агентство Германии.
США выиграли спор с Мексикой по поводу генно-инженерной кукурузы
США одержали победу в споре с Мексикой по поводу генетически модифицированной кукурузы, что поставило под угрозу поставки зерна крупнейшему американскому потребителю.