Российский АПК преуспевает пока только в зерновой отрасли
20 December 2011, 15:30
  5 комментариев  

Россия за 10 месяцев текущего года экспортировала 12617 тыс. тонн зерновых культур. Из них 10847 тыс. тонн пришлось на пшеницу и меслин и 1354 тыс. тонн на ячмень. Было направлено на экспорт 122 тыс. тонн риса и 541 тыс. тонн муки, — сообщает Росстат.

 

Учитывая, что в России с 1 августа 2010 года по 1 июля 2011 года существовал запрет на экспорт зерновых, весь этот объем приходится на первые четыре месяца текущего маркетингового года — июль, август, сентябрь и октябрь.

 

В зерновой сфере растениеводства Россия полностью обеспечивает свои потребности и, кроме этого, значительную часть зерновых культур отправляет на экспорт. Но этого не скажешь о других сферах растениеводства. В овощеводстве и производстве субтропических видов фруктов России приходится прибегать к значительному импорту этой продукции, передают Крестьянские ведомости.

 

То же самое в сфере животноводства. В 2011 году Россия в среднем в месяц ввозила 119,8 тыс. тонн мяса свежего и мороженого, 59,7 тыс. тонн свинины и 37,1 тыс. тонн рыбы. По молоку и продуктам его производства также импорт не снижается — показатели октября сопоставимы со среднемесячными значениями.

Теги     зерно      экспорт      урожай      АПК      Росстат      растениеводство   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное
5 комментариев
  1. Новости Министерства

    Вчера 20.12.12г. министерстве сельского хозяйства РФ состоялось Всероссийское агрономическое совещание

    В ходе совещания были подведены итоги года в области растениеводства, рассмотрены приоритетные задачи на 2012 год, включающие подготовку и организованное проведение весенних полевых работ.

    Отмечено, что важнейшим достижением 2011 года стало преодоление последствий аномальной засухи 2010 года. Урожай зерна составил 92 млн. тонн в зачетном весе, этого объема достаточно для обеспечения внутренних потребностей и восстановления экспорта, который в текущем сельскохозяйственном году прогнозируется до 25 млн. тонн. Собран рекордный урожай сои — 1,5 млн. тонн, рапса — 1,1 млн. тонн, подсолнечника — 8 млн. тонн и сахарной свеклы — до 45 млн. тонн, получен высокий урожай кукурузы – 6 млн. тонн.

    При этом обеспечено выполнение ключевых показателей Доктрины продовольственной безопасности — по зерну, картофелю, сахару и растительному маслу.

    Во многом это стало возможным благодаря беспрецедентным мерам государственной поддержки отрасли со стороны Президента и Председателя Правительства.

    Пострадавшим от засухи регионам дополнительно было выделено 35 млрд. рублей из федерального и 11 млрд. рублей из региональных бюджетов. В текущем году на 30% снижены цены на ГСМ, что позволило сэкономить 17 млрд. рублей.

    Дополнительно были выделены средства на минеральные удобрения и семена — 2 млрд. рублей.

    В целом на поддержку растениеводства в этом году направлено 44,8 млрд. рублей, из них 29,7 млрд. рублей — на субсидирование процентных ставок по кредитам и 8,9 млрд. рублей – прямая поддержка.

    Важную роль в получении высоких результатов сыграли реализуемые Министерством федеральные целевые и отраслевые программы:

    — ФЦП «Сохранение и восстановление плодородия почв»,

    — по развитию свеклосахарного подкомплекса,

    — по развитию семеноводства; производства и переработки сои.

    Приоритетной задачей сегодняшнего дня является подготовка к весенне-полевым работам, которые начнутся в феврале в южных регионах с подкормки озимых культур.

    В связи с этим регионам необходимо:

    — создать штабы по подготовке и проведению сезонных полевых работ, поставке ГСМ, минеральных удобрений и средств защиты растений;

    — разработать и представить в Министерство план проведения весенних полевых работ;

    — принять меры по обеспечению сельхозтоваропроизводителей в полном объеме семенным и посадочным материалом;

    — повысить уровень информированности сельхозтоваропроизводителей о направлениях и объемах государственной поддержки;

    — реализовать комплекс мер по оптимизации посевных площадей сахарной свеклы с учетом имеющихся мощностей по ее переработке;

    — заключить договоры с поставщиками горюче-смазочных материалов на весь период сезонных полевых сельскохозяйственных работ;

    — заключить договоры с поставщиками минеральных удобрений с указанием сроков и объемов поставки помесячно;

    — с целью координации проведения весенних полевых работ обеспечить еженедельное представление в Министерство информации по объемам приобретения минеральных удобрений, семян, горюче-смазочных материалов и других ресурсов, а также объемы кредитования для проведения весенних полевых работ.

    В настоящее время готовится график выезда специальной Межведомственной комиссии по главе с Министром сельского хозяйства Еленой Скрынник по федеральным округам, на заседаниях которой будет заслушана информация регионов о готовности к весенним полевым работам.

    Было подчеркнуто, что для эффективного проведения сезонных полевых работ созданы все условия: посеяно более 16 млн. га озимых культур, сельхозтоваропроизводители обеспечены семенами в необходимом объеме — 6 млн. тонн (по яровым зерновым культурам), выделены средства на компенсацию части затрат на приобретение минудобрений в размере 5 млрд. рублей и средств химической защиты посевов рапса 252 млн. рублей.

    В целом в 2012 году объем финансирования мероприятий по развитию растениеводства будет увеличен на 4% к уровню 2011 года — до 46,5 млрд. руб. Объем прямой поддержки составит 9,5 млрд. рублей, что на 7% больше, чем в текущем году:

    — увеличено субсидирование на поддержку элитного семеноводства до 1 млрд. 760 млн. рублей,

    — на закладку многолетних насаждений — до 936 млн. рублей,

    — на закладку виноградников — до 400 млн. рублей,

    — завоз семян в регионы Крайнего севера — до 900 млн. рублей,

    — на развитие льноводства 300 млн. рублей.

    В частности, кредитных ресурсов для проведения весенне-полевых работ требуется 140-150 млрд. рублей. Банки уже подтвердили готовность кредитовать отрасль в необходимых объемах.

  2. Проект приказа «Об утверждении форм отчетности за 2011 год» (опубликован 19 декабря 2011 г.)

    Во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 99 «О федеральной целевой программе «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2013 года» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 10, ст.1101; 2007, № 24, ст.2915; 2008, № 12, ст. 1128; 2009, № 12, ст. 1432; № 41, ст.4784; 2010, № 19, ст.2317; № 21, (поправка); № 31, ст.4255; 2011; № 13, ст. 1766; № 34, ст. 4978), от 20 декабря 2010 г. № 1069 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку овцеводства, северного оленеводства и табунного коневодства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 52,ст. 7123; 2011, № 34, ст. 4978), от 31 января 2009 г. № 79 «Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку племенного животноводства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 7, ст. 835; № 21, ст. 2568; № 41, ст. 4784; 2010, № 2, ст. 215; № 52, ст. 7118; 2011, № 34, 4978), от 21 марта 2011 г. № 179 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на закупку кормов для содержания маточного поголовья крупного рогатого скота» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 13, ст. 1767), от 29 декабря 2010 г. № 1174 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отдельных подотраслей растениеводства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 2, ст. 348; 2011, № 34, ст. 4978), от 4 февраля 2009 г. № 90 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 8, ст. 967; № 18, ст. 2246; № 20, ст. 2470; № 41, ст. 4784; № 45, ст. 5341; 2010, № 3, ст. 323; № 34, ст. 4493; № 38, ст. 4846; № 50, ст. 6699; 2011, № 2, ст. 374; № 24, ст. 3496 ) п р и к а з ы в а ю:

    1. Утвердить формы отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса за 2011 год (далее – формы отчетности) согласно приложению.

    2. Определить, что орган, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на взаимодействие с Минсельхозом России, в срок до 30 марта 2012 г. представляет в Минсельхоз России сводную отчетность о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса за 2011 год в соответствии с утверждаемыми формами отчетности:

    по товаропроизводителям, осуществляющим деятельность по следующим видам – сельское хозяйство, обслуживание в сфере сельского хозяйства, пищевая и перерабатывающая промышленность;

    по сельскохозяйственным потребительским кооперативам (кроме кредитных) и сельскохозяйственным потребительским кредитным кооперативам.

    по крестьянским (фермерским) хозяйствам.

    3. Признать утратившими силу приказы Минсельхоза России:

    от 14 марта 2011 г. № 67 «Об утверждении форм отчетности за I квартал 2011 г.», зарегистрированный Минюстом России 15 апреля 2011 г., регистрационный № 20501;

    от 20 июня 2011 г. № 180 «Об утверждении форм отчетности за I полугодие 2011 г.», зарегистрированный Минюстом России 2011 г., регистрационный № 21611 ;

    от 28 сентября 2011 г. № 341 «Об утверждении форм отчетности за 9 месяцев 2011 г.», зарегистрированный Минюстом России 2011 г., регистрационный № 22184.

    4. Контроль за выполнением приказа возложить на Департамент финансов и бюджетной политики.

    Министр Е.Скрынник

    Приём заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы осуществляется с 19.12.2011 по 16.01.2012.

    Адрес электронной почты для направления экспертных заключений — expertiza@pravo.mcx.ru.

  3. Турция резко увеличила импорт и экспорт подсолнечного масла. По информации европейских аналитиков, в октябре 2011 г. Турция импортировала 47 тыс. т подсолнечника.

    Таким образом, в первые 3 месяца 2011/12 МГ (август-октябрь) поставки составили 72 тыс. т, что больше их объема в аналогичный период предыдущего сезона в 6 раз. При этом из Румынии были поставлены 33 тыс. т продукции, Молдовы – 15 тыс. т, Украины – 13 тыс. т.

    В октябре в Турцию были поставлены всего 50 тыс. т соевого шрота против 80 тыс. т годом ранее. В то же время, поставки подсолнечникового шрота возросли в 6,3 раза до 44 тыс. т, рапсового – на 31,8% до 29 тыс. т.

    Эксперты отмечают высокие темпы экспорта/импорта подсолнечного масла в последние месяцы. В августе-октябре страна импортировала 92 тыс. т продукции, преимущественно украинской, российской и аргентинской, что больше поставок в аналогичный период 2010 г. на 75%. В январе-октябре т.г. поставки возросли приблизительно вдвое до 380 тыс. т.

    Турция экспортировала в августе-октябре 2011 г. 109 тыс. т подсолнечного масла, что вдвое больше поставок в аналогичный период годом ранее. В январе-октябре экспорт возрос почти втрое до 334 тыс. т. Резкое увеличение поставок объясняется высоким спросом со стороны Ирака, куда в январе-октябре были поставлены 275 тыс. т турецкого масла против всего лишь 55 тыс. т годом ранее.

    Как сообщала компания «ПроАгро», в период с 8 по 15 декабря т.г. цена подсолнечного масла с поставкой в декабре уменьшилась на $20/т до $1195/т FOB Северная Европа, с поставкой в январе-марте – на $30/т до $1185/т FOB.

    Понижательное влияние имели прогнозы большого предложения продукции подсолнечного комплекса в 2011/12 МГ, опасения по поводу экономической ситуации в ЕС и в мире и удешевление сои и рапса.

    Минсельхоз США увеличил прогноз урожая подсолнечника в мире в 2011/12 МГ на 2,1% до 37,21 млн. т. Производство возрастет в сравнении с предыдущим сезоном на 18,4%.

    Ожидается, что экспорт увеличится на 37,6% до 2,34 млн. т.

    Специалисты Минсельхоза повысили прогноз поставок подсолнечникового шрота из Украины на 300 тыс. т до 3 млн. т, экспорта украинского подсолнечного масла – на 250 тыс. т до 2,9 млн. т, что связано с наращиванием переработки в стране.

    Прогноз переработки подсолнечника в мире был повышен на 2,4% до 31,91 млн. т, что больше ее объема в 2010/11 МГ на 13,5%.

    Прогноз переходящих запасов незначительно увеличен до 2,56 млн. т. В сравнении с предыдущим сезоном они увеличатся вдвое.

  4. Австралийская федерация по масличным (Australian Oilseeds Federation) во вторник, 20 декабря, повысила свой прогноз производства канолы (рапса) в Австралии на 12% по сравнению с оценкой ноября до рекордных 2,95 млн. тонн, что также на 37% выше прошлогоднего урожая (2,16 млн. т).

    Относительно высокие текущие цены товара обеспечат фермерам высокую рентабельность этой культуры.

  5. В ближайшее время казахстанскому зерну может быть закрыта дорога на рынок Ирана. Сложившаяся ситуация связана с последствиями американских и международных санкций в отношении исламской республики. В результате чего американский доллар, основная валюта платежа при торговле зерном, по отношению к национальной валюте — иранскому риалу — вырос за сутки на 20%.

    «Уже сейчас наши иранские партнеры отказываются от поставок зерна, ссылаясь на невыгодность проводимых денежных операций в американской валюте. Как результат, в данный момент рынок находится в критической ситуации. Экспорт ячменя в эту страну практически остановился, — рассказал собкору издания «КазахЗерно.kz» один из казахстанских зернотрейдеров. — Когда ситуация прояснится, тоже пока ничего не известно, но если ситуация не изменится в лучшую сторону, то потери могут быть огромные. Так как Иран является одним из крупных потребителей казахстанского зерна, и экспорт в этом направлении поставлен хорошо».

    И хотя наложенными санкциями прямо не предусмотрен запрет экспорта в Иран сельскохозяйственной продукции, тем не менее, многие банки отказываются работать с клиентами, имеющими бизнес с Ираном. Это связано с боязнью банков попасть в так называемый «черный список» Казначейства США.

    В силу существующей инфраструктуры мировой финансовой системы, где основной валютой платежа является доллар США, правительство Соединенных Штатов может отследить практически любой платеж в мире, совершенный через банки. Поэтому выявление запрещенных трансакций занимает считанные секунды. В свою очередь, все крупнейшие банки мира придерживаются правил игры, навязанных США.

    Вся эта ситуация в банковской системе сегодня привела к тому, что Иран близок к хаосу. А сложившаяся неопределенность на иранском зерновом рынке, в свою очередь, может больно ударить по кошельку казахстанских зерновиков и государственной казне в целом.

    Ведь собранный в Казахстане рекордный урожай зерновых — почти 30 млн. тонн — нужно реализовывать, к тому же казахстанским правительством намечена задача — поставить на экспорт порядка 15 млн. тонн зерна. Надо отметить, что из экспортируемых Казахстаном культур, 90% ячменя и 30% пшеницы закупает Иран.

    Существенные расходы может понести и казахстанский порт. Ведь, по данным руководства АО «Ак Бидай Терминал», в октябре и ноябре текущего года 100% отгруженного зерна ушло именно в Иран. И если ситуация на иранском рынке не улучшится, то терминал может и вовсе остаться без работы.

    Напомним, по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), в 2011 году в Иране произведено порядка 20 млн. тонн зерновых, что на 6,5 млн. тонн превышает показатель прошлого года.
    источник; kazax-zerno.kz

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
В Минсельхозе сообщили о наращивании АПК объемов производства
Агропромышленный комплекс (АПК) России наращивает объемы производства, сообщили в Минсельхозе РФ 13 ноября журналистам. Это способствует достижению показателей продовольственной безопасности, обеспечению экономической доступности продуктов питания для потребителей и укреплению позиций РФ на глобальном рынке, уточнили в министерстве.
Минсельхоз переименовал ФГБУ «Центр оценки качества зерна»
На основании приказов Министерства сельского хозяйства Российской Федерации проведена реорганизация ФГБУ «Центр оценки качества зерна» с присоединением к нему 6 федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзору).