Ритейлеры отыграют снижение цен на социально-значимые продукты на мандаринах (Видео)
21 December 2020, 14:57
В вопрос цен на продукты пришлось вмешаться руководству государства.
Уже на этой неделе министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев объявил, что цена на сахар-песок составит 36 рублей за килограмм, на подсолнечное масло — 95 рублей. Эти меры будут действовать до конца первого квартала 2021 года.
Смущает вот что. Если это соглашение будет действовать только до 1 апреля, то что потом? Будет ли создан какой-то механизм, который не позволит снова вернуться к ситуации, когда в вопрос о ценах на продукты придется вмешиваться руководителю государства? И еще вопрос: разве ретейлеры не захотят компенсировать выпадающие доходы на других продуктах — например, из новогодних сезонных? Так, на этой неделе стало известно, что цены на мандарины выросли на 20 процентов.
Продавцы не успевают менять ценники. А цифры на них только увеличиваются Но почему растет стоимость товаров, которые производятся в России для внутреннего рынка?
Министры, экономисты, предприниматели наконец начали искать ответ, как простому россиянину сходить в магазин и не расстаться с зарплатой. Колбаска, горошек, огурцы и яйца — в калужской кулинарии годами готовят классический оливье и знают, сколько он должен стоить. Меньше, чем сейчас.
«За год порция салата оливье, сырьевого набора продуктов подорожала на 3 рубля. Больше всего у нас подорожал майонез. Цены меняются каждую неделю, то есть стабильности нету. Яйцо подорожало», — говорит администратор кафе в Калуге Наталья Шарикова.
3 рубля — казалось бы, немного. Но это только разница оптовых тарифов, а дорожали продукты на каждом этапе. Мы сравнили сентябрьские чеки из магазинов с сегодняшними ценами. На 17 рублей подорожали куриные яйца. Макароны стоили 60 — теперь почти сто. Халва прибавила 19 рублей. Обычные сливки стали дороже почти в два раза. Новогодний стол грозит оказаться неподъемным. И мы не единственные, кто пошел по магазинам с калькулятором.
После того как на рост стоимости базовых продуктов обратил внимание президент, всего за неделю ситуация изменилась. Теперь на ценники во всех регионах внимательно смотрит прокуратура и изучает причины, по которым цены так поднялись. Вот документы, которые мы изучили в одной из крупнейших сетей. Сразу стало понятно, сколько зарабатывает ретейлер на одной бутылке подсолнечного масла.
В магазине утверждают, что они не могут показать по документам динамику товара на полке, есть только изменение так называемой учетной цены. Мы можем проверить, что вот, например, 11 декабря масло известного бренда стоило 64 рубля 27 копеек. И вот уже на полке тот же самый товар стоит 110 рублей. Если, конечно, не пользоваться скидочной картой.
В первую очередь прокуратура смотрит как раз на те продукты, про которые говорил президент: подсолнечное масло, мука, сахар.
«Прокурорам субъектов поручено жестко пресекать факты картельного сговора. Еще раз подчеркну, что каждому случаю необоснованного роста цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости будет дана принципиальная оценка», — говорит официальный представитель Генеральной прокуратуры РФ Андрей Иванов.
Как раз в интересовавшей нас сети цены укладывались в тот минимум, который обозначил президент. Правда, прокуратура вместе с Роспотребнадзором нашла просрочку, причем в таких огромных количествах, что вечно стоящее за плечом руководство торговой точки на какое-то время просто исчезло.
— Где у меня руководитель? Здесь срок годности закончился 15 декабря.
— Как часто вообще проверяете? 10 декабря закончилось.
— Каждый день.
— Как каждый день? Тут сроки закончились больше недели назад.
Конкретные меры по стабилизации цен на продукты правительством уже предприняты. Будет компенсирована часть затрат хлебопекарным предприятиям. Эта сумма составит две тысячи рублей за тонну хлеба и хлебобулочных изделий с коротким сроком хранения. Те, кто получат поддержку, должны будут зафиксировать цены. Соглашение, которое касается подсолнечного масла и сахара, подписали более 50 производителей, все федеральные сети и большинство региональных. Оно будет действовать до конца марта 2021 года. Закрепленные розничные цены составят 46 рублей за килограмм сахара и 110 — за литр подсолнечного масла и вступят в силу до 21 декабря.
Впрочем, не все так просто. Например, один из крупнейших сетевиков уже заявил, что придержит стоимость только одного, и так самого дешевого товара на полке.
«У нас установлена торговая наценка нулевая на семь товаров из базовой потребительской корзины. Это макароны, хлеб, тушенка, черный чай, картошка, геркулес и молоко. Что означает нулевая наценка? Что все эти товары будут продаваться по цене закупки. В рамках одной категории на все остальные, например макароны, цены остались вчерашними, условно говоря. И выделена одна позиция, по которой мы установили нулевую наценку», — говорит руководитель управления по связям с общественностью компании Х5 Retail Group Денис Кузнецов.
А значит, другие позиции, скорее всего, подорожают.
«Я думаю, что модель поведения у каждого ретейлера будет своя. На самом деле, снижение цен на отдельно взятые товары может привлечь дополнительных покупателей в магазин. И с учетом того, что ретейлер зарабатывает не на продаже отдельно взятого товара, а на обороте, то это может быть даже выигрышным ходом в конце концов», — говорит председатель правления Российской ассоциации экспертов рынка ретейла Андрей Карпов.
Цены на продукты стали одной из тем большой пресс-конференции. Президент объяснил, что работой с ретейлерами всё не закончится — на очереди производители. Например, пшеницы, которая подорожала несмотря на почти рекордный урожай.
«134 млн тонн, побольше, может быть, будет. А хлеб растет в цене. Макароны в цене растут. Это что такое? Это с какой стати? Или по подсолнечному маслу — 17. Что у нас, семечек нет? Достаточно! Вот это почему происходит? А потому что на мировых рынках выросла цена, значит, и на внешний рынок пошло больше, и начали внутренние цены подтаскивать к общемировым, что совершенно недопустимо», — говорит Владимир Путин.
В этом году урожай зерна превысил 124 миллиона тонн. Вот только за 9 месяцев этого года наша страна уже экспортировала почти 25 миллионов, и это на 10 процентов больше, чем в прошлом. До января за границу могут отправить и все 50 тонн. И этому рады, например, в Италии, где паста из нашего сырья — любимое блюдо.
«В Италии наблюдается структурная нехватка зерна для потребностей внутреннего рынка, что вынуждает Италию быть страной-импортером: всего закупается 40% от общей потребности. Российское зерно твердых сортов в последнее время колебалось в районе 260 долларов за тонну, что на международном рынке соответствует цене за тонну канадской пшеницы среднего качества», — говорит президент Italmopa — Ассоциации итальянских производителей мукомольной продукции Козимо де Сортис.
Пьетро Сталлоне с гордостью показывает свой завод по производству пасты. Продукция идет на экспорт. Поставляется в том числе и в Россию. То есть мы едим макароны из российской пшеницы, но деньги получает дон Сталлоне.
«Российский рынок, как я всегда говорю, это рынок возможностей. Мы много инвестировали в него в течение первых двух-трех лет, и сейчас, на расстоянии 10 лет, я могу сказать, что наше присутствие на российском рынке занимает хорошие позиции», — говорит глава коммерческого отдела и экспортный менеджер компании по производству пасты Pastificio Gallo Natale & F.lli s.r.l Пьетро Сталлоне.
А вот мукомольный завод в Тульской области, где боятся растерять клиентов из-за повышения цен. Чтобы планировать закупки пшеницы, здесь смотрят на котировки доллара. Потому что знают: как только появится возможность — поставщики выставят максимально высокий счет.
— Подгоняют цены под мировые. Потому что произошел скачок доллара и евро и выгоднее поставлять на экспорт, — говорит исполнительный директор группы компаний «Черный хлеб» Евгений Шифанов.
— Получается, чтобы узнать, сколько стоит мука, нужно следить за котировками на Мосбирже?
— Ну, я думаю, зависит, конечно.
И это не единственный товар, который дорожает вместе с американской валютой. Цены на рыбу начали расти еще летом, и этот процесс продолжается до сих пор. Например, горбуша первой категории — она приехала сюда из Владивостока. В прошлом году ее закупали по 225 рублей за штуку. А в этом году — уже по 355. И, вполне возможно, этот деликатес, классический для праздничного стола, станет еще менее доступным для россиян.
Казалось бы, выловили горбушу в России рыбаки с зарплатами в рублях. Перевезли в Подмосковье фурами по Транссибу, по дороге заправлялись отечественным бензином. Ну какие тут евро и доллары? Но владелец небольшой коптильни в Одинцове снова кивает на Запад, да и на Восток: Канада и Япония готовы платить за российскую рыбу даже больше, чем российские компании, что в итоге плохо сказывается на бизнесе.
«Компания теряет в прибыли. И в некоторых случаях, если идет повышение цен по целому ряду видов сырья, то, соответственно, маржинальность падает практически до нуля», — говорит совладелец компании «Страна лосося» Сергей Копейкин.
Впрочем, и эта ситуация должна измениться. Хотя правительство и упустило цены, но меры после критики президента уже принимаются.
«Именно поэтому у нас разговор такой жесткий и был. Правительство отреагировало. Здесь главное, чтобы не перегнули палку, главное, чтобы не пережали с административными мерами. Надо было своевременно это делать, более рыночными (методами): ввозные таможенные пошлины надо было скорректировать — вот и все, делов-то куча. Все знают, эти инструменты хорошо известны, надо только вовремя было реагировать на это. Но надеюсь, что это произойдет», — говорит президент.
Дельцы наживаются не только на разнице курсов. Чтобы понять, где цены резко начинают расти, мы решили взять еще один новогодний товар — мандарины — и проследить всю цепочку поставки: от садов в Абхазии до московского рынка. Фермеры честно назвали цену.
«Мы устанавливаем сами цену в совхозе, 15 рублей за кг. Опять-таки пополам. Значит, половину в денежном выражении они сдают в совхоз», — говорит директор агрофирмы Юрий Хижба.
Цена не менялась с прошлого года. Все те же 15 рублей за кило. Отсюда фуры отправляются в Краснодарский край к перекупщикам.
— А сколько кг?
— За 15 рублей дам.
Едем из Краснодара на столичный рынок — и здесь мандарины стоят в 10 раз дороже. И цены, конечно, выше, чем год назад.
«К новому году это подорожает, минимум 170-180 будет, это дороже будет», — говорят тут.
Такая же ситуация и с картошкой из Ульяновска. Только там свою наценку делает еще и оптовый перекупщик, добавляя к стоимость картошки свои дополнительные рубли.
«Если бы сельхозтоваропроизводители напрямую работали с торговыми сетями, то, естественно, это было бы намного выгоднее, сейчас они реализуют свой картофель посредникам», — говорит руководитель Агентства по комплексному развитию сельских территорий муниципального образования Ирина Данилина.
На эти цены практически не повлияла пандемия — по крайней мере, напрямую. Производство не останавливалось, логистика не нарушалась. Впрочем, экономисты предлагают смотреть шире.
«Дали добро нашим естественным монополистам на очередную годовую индексацию, на индексацию тарифов, и это очень чувствительно бьет по ретейлерам. Это скорее больше как традиция. Жалуются, что возросли расходы, у транспортников и монополистов закладывают планку. Регулярно выбирают эту планку. Мне непонятно почему. Снизились цены на энергоносители. Нефть упала, и уголь упал, и газ тоже. Расходы у них не выросли. Есть подозрение, что они снизились», — говорит экономист Владимир Рожанковский.
У каждого производителя и продавца своя правда. Но в конечном итоге страдает именно покупатель, и особенно сильно — в последние полгода, когда цены на самые популярные продукты и товары выросли больше, чем в два раза.
Читайте прогноз биржевых цен с 21 по 25 декабря 2020.
Британские сельскохозпроизводители больше не будут получать субсидий от Евросоюза
В Башкортостане создали единую платформу анализа сельского хозяйства
Производители сахара и масла снизят цены
Источник: ren.tv
Ваш комментарий
|
|