Биржевая торговля производными инструментами – фьючерсами и опционами – давно превратилась в огромную отрасль, в которой ежегодно оборачиваются триллионы долларов. Достаточно сказать, что в денежном выражении годовой оборот крупнейшей в мире фьючерсной биржи – чикагской СМЕ Group – в несколько раз превышает аналогичный показатель нью-йоркской фондовой биржи NYSE. Также есть биржи производных в Лондоне, Мумбае, Нью-Йорке, Франкфурте, Париже, Токио, Шанхае, Гонконге, Сингапуре, Сеуле, Дубае, Сан-Пауло, Сиднее и Йоханнесбурге.
Данная отрасль достигла такого уровня развития, который позволяет ей жить по своим законам и правилам, формируя особые торговые, финансовые, технологические и регуляторные инновации и тренды. Это выражается в растущих объемах биржевых операций, в их высокотехнологичном обслуживании и в постоянном расширении наборов производных инструментов, охватывающих все новые сферы. Уже существуют фьючерсные контракты на погодные индексы, различные виды страхования, ипотечное кредитование, а также на воду, креветки, продукцию виноделия и многое другое.
Биржевая торговля производными достигла высокой степени интеграции в такие сектора мировой экономики, как товарный, фондовый, валютный, финансовый, транспортный. Одно из наглядных проявлений такой интеграции – особая роль биржевых индикаторов в формировании цен на многие сырьевые и сельскохозяйственные товары, курсов акций, процентных ставок, а также в управлении ценовыми и финансовыми рисками на соответствующих рынках.
А как обстоят дела с биржевой торговлей производными инструментами в России? В нулевые годы российские биржи (прежде всего РТС и ММВБ, а в последние годы – Московская биржа, МОЕХ) сумели достичь определенного прогресса в развитии биржевого рынка производных в нашей стране. Показательно, что фьючерсный контракт на индекс РТС по объемам торговли и количеству открытых позиций даже вошел в десятку наиболее торгуемых в мире срочных контрактов на фондовые индексы, по версии американской Ассоциации фьючерсной индустрии (FIA).
Однако, несмотря на заметный рост объемов торговли производными инструментами в некоторые годы, развитие этого сектора, как представляется, происходит однобоко и несбалансированно. Прежде всего ограничен выбор ликвидных инструментов для инвестирования. Так, контракт на индекс РТС занимает в общем объеме торговли производными инструментами на МОЕХ около 75–80%. Кроме того, имеет место явное преобладание спекулятивного капитала физических лиц, и практически весь российский биржевой рынок производных формируется за счет торговли контрактами на финансовые активы (валюту, акции отдельных российских компаний, индексы акций, долговые инструменты и т.п.).
Складывается парадоксальная ситуация. Объективно Россия – один из крупнейших экспортеров сырья в мире. Но при внешнеторговых операциях по основным сырьевым товарным группам (энергоносители, металлы, зерно, древесина, химические удобрения и др.) наши экспортеры в процессе ценообразования продолжают использовать ценовые индикаторы зарубежных бирж, которые к тому же номинированы в долларах США. Соответственно российские участники товарной торговли да и многие другие субъекты нашей экономики (например, банки, перерабатывающие и транспортные компании, государственные учреждения) до сих пор лишены возможности применять ценовые индикаторы, предоставляемые отечественными биржевыми площадками и номинированные в рублях.
В чем же причина такой ситуации? Почему отечественные биржевые площадки пассивны и неповоротливы в деле развития современной биржевой торговли производными инструментами? Низок уровень интеграции наших бирж с реальным товарным сектором. Складывается впечатление, что российские биржи стоят в стороне от общемировых трендов и что в этом причина их низкой конкурентоспособности.
Эти проблемы показались особенно острыми во время 36-й «Бюргенштокской встречи», организованной в конце сентября нынешнего года в Женеве Швейцарской ассоциацией фьючерсов и опционов (SFOA). Замечу, что я был единственным российским участником данного мероприятия. Эти ежегодные встречи, первоначально проходившие в живописном местечке Бюргеншток в центральной Швейцарии, в профессиональных кругах называют «Биржевой Давос», поскольку на них присутствуют первые лица и руководящие сотрудники практически всех крупнейших бирж производных инструментов. На сей раз в дискуссиях приняли также участие представители крупнейших финансовых институтов, брокерского сообщества и национальных регулирующих органов из Аргентины, Бразилии, Великобритании, Германии, ОАЭ, Индии, Кении, Китая, Малави, Нигерии, Норвегии, США, Тайваня, Турции, Франции, Швейцарии, Швеции, Южной Африки, Южной Кореи, Эфиопии.
Вот только представителей российских бирж на «Бюргенштокской встрече» замечено не было. В результате возможность для активных профессиональных выступлений и комментариев была упущена, не говоря уже о получении необходимой информации из первых рук и налаживании полезных контактов с известными биржевыми структурами, регулирующими органами и потенциальными инвесторами. А жаль. Ведь в отдельные годы руководители российских бирж РТС и ММВБ, представители наших регулирующих органов участвовали с пользой для дела в Бюргенштокских встречах. Но все это, похоже, осталось в прошлом. А пока рынки фьючерсных контрактов на индекс РТС и «рубль/доллар» комментировали представители Дубайской биржи DGCX, хотя крупнейшие объемы торговли этими контрактами концентрируются на Московской бирже. И комментарии от DGCX звучали с определенным прицелом и намерением забрать часть ликвидности по этим контрактам на свою быстро развивающуюся биржевую площадку.
В кулуарах высказывалось также искреннее недоумение по поводу отсутствия российских представителей на специальной сессии, посвященной проблемам становления и развития фьючерсных и опционных бирж в странах с переходной экономикой и в развивающихся странах. А россиянам есть что сказать на эту тему. Один только наш опыт создания и внедрения в операционную практику принципа «центрального контрагента» при ведении клиринговых операций на российском срочном рынке дорогого стоит. Но и здесь мы упускаем возможность поделиться с международным профессиональным сообществом своим ценным опытом, а может быть, на этом опыте заработать. Ведь такого рода экспертиза весьма востребована на многих «молодых» биржах в различных странах мира.
Хотелось бы надеяться, что в самое ближайшее время Россия активизирует свое участие в разнообразных международных биржевых форумах, а не будет фокусироваться лишь на пассивном участии в крупных (но не менее важных) выставках биржевых производных инструментах, ежегодно проходящих в Лондоне (Derivatives Week) и в Чикаго (FIA Expo). Время идет быстро, и не за горами уже Бюргеншток-2016. Кстати, как заявил действующий президент SFOA Дэн Дей-Робинсон, принято решение изменить название ассоциации-организатора Бюргенштокских встреч. Теперь она будет называться Швейцарская ассоциация сырьевых товаров и производных инструментов (Swiss Commodity & Derivatives Association, SCDA) и станет больше заниматься рынками сырьевых товаров, имеющих большое значение для нашей страны.
Источник: ng.ru
Ваш комментарий
|
|
А что там нашим делать? У нас и так все хорошо! Пару лет назад, на одном из мероприятии из уст «крупного» нефтяника услышал фразу по поводу деривативов: «Какую херню только не придумают люди, у которых нет нефти». :)
добавлю и административного ресурса.